21 ноября Госдума рассмотрела в третьем чтении и приняла проект федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Коммунисты не стали голосовать. Председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ Н.А. Останина изложила позицию фракции.
Н.А. Останина:
- Уважаемые коллеги!
Обсуждению бюджета Фонда, в том числе, пенсионного и социального страхования мы всегда уделяем скромное время, место, статус у нас тоже представительства гораздо скромнее становится, чем при обсуждении федерального большого бюджета, это и первое чтение, и второе чтение.
Вспомните, что ко второму чтению в бюджет федеральный была предложена тысяча 50 поправок, в бюджет объединенного фонда - только три поправки, депутаты фракции КПРФ. Надо ли говорить, что все они были отклонены. Это не означает, что к бюджету фонда, правильно Ярослав Евгеньевич сказал, нет вопросов, у нас нет предложений.
Но из года в год мы сталкиваемся с одним. Вот эти узкие рамки, в которые нас загоняют полномочия самого фонда быть распорядителем бюджетных средств, которые передаются из федерального бюджета в соответствии с принятыми законами, а любую другую норму мы принять не можем, потому что, либо закон не изменен, либо новый закон не принят. Мне меньше всего хочется думать, что это устраивает сам фонд, потому что... Но за три года ни фонд, ни Минтруд сам ни одного предложения по изменению базовых законов не внес, у нас много вопросов, это же судьба объединенного фонда, это судьба 41 с половиной миллиона пенсионеров, 24 тысячи семей с детьми, 11 миллионов инвалидов, это половина, по сути, населения страны. А другая половина отчисляет взносы, которые идут сюда же, в фонд социального страхования. То есть, по сути дела, это зеркало. И в этом зеркале недовольные лица наших избирателей.
Что нужно изменить? Слушайте, мы так не подступились к тому самому базовому закону 122, по которому мы отменили большинство социальных льгот, монетизация льгот. Надо менять закон о государственной социальной помощи. ЕДВ от полутора до 5 тысяч. Но разве это устроит наших пенсионеров, ветеранов, инвалидов?
Блок законов о пенсионном законодательстве. Шесть лет назад соотношение средней пенсии к минимальному прожиточному уровню пенсионера составляло 188 процентов. К 2027 году Счётная палата говорит, что это снизится на 50 процентных пунктов. Соотношение пенсий к средней заработной плате снизится на 13 процентных пунктов. То есть пенсионер пять раз реже будет ходить в магазин, за лекарствами, чем среднестатистический гражданин Российской Федерации.
Поэтому наше предложение следующее. Я не могу согласиться с тем, что мы просто констатируем то, что у нас есть сейчас, ничего не меняем. Давайте собираться и летом проводить большие парламентские слушания по внесению изменений в базовые законы. Иначе так и будем три минуты обсуждать фонд обязательный и голосовать за или против, критиковать друг друга.
Мы не можем поддержать бюджет Фонда пенсионного и социального страхования, основания эти мы привели при обсуждении первого... к первому чтению, ко второму чтению и к третьему чтению, поскольку нас не устраивает ни размер пенсий, ни порядок выплаты материнского капитала и единой денежной выплаты нашим семьям. По большому счёту, бюджет этого фонда не способен обеспечить требуемый уровень социальной защиты наших граждан.
Спасибо.
(Аплодисменты.)