24 октября Госдума, обсудив представленный правительством проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, приняла в первом чтении главный финансовый документ страны. Также в первом чтении были приняты проекты бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Социального фонда России (СФР).
В соответствии с Бюджетным кодексом при рассмотрении бюджета в первом чтении обсуждается его концепция; прогноз социально-экономического развития страны; изменение ВВП и уровень инфляции; направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики; объём доходов и расходов; предельный размер внутреннего и внешнего долга. Каковы же эти характеристики?
Прогноз социально-экономического развития, положенный в основу расчётов параметров трёхлетнего бюджета, умеренно оптимистичный. В числе бюджетных приоритетов глава минфина Антон Силуанов выделил социальную поддержку граждан, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, в том числе соцгарантии участникам СВО и членам их семей, а также решение задач технологического развития. Тут, конечно, никаких возражений быть не может. С такой концепцией все согласятся. Другое дело, чем эти приоритеты подкреплены?
По итогам нынешнего года ожидается рост ВВП на 3,9%, что на 0,7% выше среднемирового уровня и на 0,3% выше российского показателя прошлого года. У наших партнёров по БРИКС — Индии и Китая — дела в этом отношении успешнее. Рост ВВП Индии прогнозируется в 7,3%, Китая — в 5%. В трёхлетней перспективе экономика будет расти темпами 2,5—2,8 процента в год, то есть уже ниже мирового уровня, что, по словам лидера КПРФ Геннадия Зюганова, «грубо нарушает нашу возможность реализовать все свои стратегические цели и задачи».
Доходы федерального бюджета вырастут в 2025 году на 11,6% и составят 40,3 трлн рублей, расходы увеличатся на 5,2% — до 41,47 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета оценивается в 1,2 трлн рублей (0,5% к ВВП).
Прогнозируется снижение нефтегазовых доходов (с 31,3% до 27,1%) при установленной цене отсечения 60 долл. за баррель (дополнительно вырученные средства, как заведено пресловутым бюджетным правилом, пополнят Фонд национального благосостояния, который с 2025 по 2027 год увеличится, согласно прогнозу, с 12,9 трлн до 16,5 трлн рублей). Ненефтегазовые поступления, напротив, увеличатся (в 2025-м — с 68,7% до 72,9%).
«Формирование бюджета на две трети идёт за счёт налога на добавленную стоимость, налоговых добавок на экспорт нашей продукции, увеличения тарифов и штрафов, а он должен увеличиваться за счёт экономики», — высказал ещё одну претензию к свёрстанному правительством бюджету Г.А. Зюганов. Лидер фракции коммунистов указал и на тот резерв, который сосредоточен сейчас в руках олигархов. Состояния 500 богачей суммарно оцениваются в 63 трлн рублей — это полтора бюджета нашей страны. Между тем государственный долг составит на конец 2025 года 35,4 трлн рублей, или 16,5% от ВВП. Геннадий Андреевич призвал руководство страны проявить волю в вопросах внутренней политики. «Если бы власть наконец заставила олигархов, паразитирующих на наших ресурсах, платить нормальные налоги, если бы она устранила их от управления экономикой исключительно в своих интересах, при формировании бюджета не пришлось бы закладывать на трёхлетку 57-процентный рост расходов на обслуживание государственного долга и урезать важнейшие расходы на развитие страны и достойную жизнь людей», — подчёркивается в программной статье Г.А. Зюганова «Нам нужен бюджет победы!», опубликованной в №114 газеты «Правда» от 17 октября.
В то время, как Банк России борется с инфляцией, вздувая ключевую ставку (25 октября она достигла исторического максимума — 21%), рубль слабеет. В 2023-м доллар стоил 84,7 рубля, в бюджете 2024-го закладывалась цена 91,2 рубля за доллар, на 2025-й прогнозируется 96,5 рубля за доллар. Эксперты отмечают, что в условиях сокращения притока иностранного капитала на российский финансовый рынок ужесточение денежной политики уже не очень-то влияет на курс рубля. Если раньше это действительно его укрепляло, то сейчас нет.
Инфляцию тоже не шибко удаётся обуздать таким способом: в бюджете 2024 года закладывалось 4,5%, однако на днях Центробанк изменил свой прогноз до 8—8,5%, а цель 4,5% отодвинута на 2025-й. «Чтобы справиться с инфляцией, надо развивать производство», — постоянно пытаются втолковать ЦБ и правительству депутаты-коммунисты.
Тема импортозамещения, ещё недавно такая животрепещущая и популярная среди высокопоставленных чиновников и политиков, всё реже стала мелькать в их выступлениях. Сдаётся, правительство и вовсе забыло об этой важной задаче, стоящей перед страной. О ней напомнил в ходе обсуждения бюджета только лидер КПРФ Геннадий Зюганов, отметивший, что импорт по темпам роста опережает экспорт. В 2025 году ввоз товаров в реальном выражении увеличится на 9,2%, тогда как вывоз лишь на 3,3%.
Не раз приходилось убеждаться, что иногда исполнение президентских поручений превращается в типичное очковтирательство. Например, из уст председателя думского комитета по бюджету прозвучала такая информация: задачу обеспечения в 2024—2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше роста ВВП минэкономразвития возложило на Росстат. Что ж, в совершенстве владея магией цифр и превращая их блёклые наброски в выразительнейшие полотна, это ведомство умеет творить чудеса. И поступившая заявка, несомненно, будет исполнена.
Любят «единороссы» при всяком удобном случае козырнуть тем, что, дескать, выполняются все социальные обязательства. А уж при рассмотрении бюджета эта тема звучала рефреном со всех сторон: и из правительственной ложи, и с мест «дислокации» фракции «партии власти» и её политических сателлитов. Но не всё так гладко. Многие семьи с детьми могут ответить этим ораторам, что с введением единого социального пособия они лишились поддержки государства, хотя уровень их доходов высоким не назовёшь.
Есть что сказать и детям-сиротам, которые, вступив во взрослую жизнь, фактически оказались бездомными. 268 тысяч сирот не имеют жилья. Для решения этой проблемы нужно не менее 140 млрд рублей. А в бюджете заложено только 5—10 млрд рублей. Алексей Корниенко, который давно занимается этой проблемой, внёс предложение от имени фракции КПРФ во время её недавней встречи с министром финансов ввести налог на сверхприбыли банков. В этом году банкиры побили очередной рекорд, получив 3 трлн 600 млрд рублей прибыли.
Неправедные доходы получают и нефтяные компании: в бюджете 2025 года, как и в нынешнем, запланирован обратный акциз на нефтяное сырьё в сумме более 4 трлн рублей. По своей экономической сути отрицательный акциз — это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате увеличения размера НДПИ и транспортных расходов, а также в случае снижения экспорта сырого сырья для переработки и сбыта на внутреннем рынке. «Нам неоднократно говорили, что демпферный механизм… нужен для того, чтобы сдерживать розничные цены на бензин, — заметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов. — Однако цены на топливо продолжают расти. За последние три года 92-й бензин подорожал почти на 16%, а дизель, который имеет критическое значение для народного хозяйства, — на 31%. И, как показывает прогноз на 2025 год, цена на бензин может подняться ещё на 16%». С обратным акцизом пора заканчивать, считает депутат.
К вопросу о выполнении правительством своих социальных обязательств первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин подошёл издалека. «В российском образовании и медицине кадровый кризис, — отметил депутат. — Вузы и система СПО готовят достаточно специалистов, но люди уходят в частную медицину, репетиторство и куда глаза глядят. По данным РАНХиГС при президенте, при нормальной нагрузке в стране не хватало бы 250 тысяч учителей. Причина — прямое несоответствие оплаты труда его количеству и качеству. Средняя нагрузка учителей по стране давно превысила полторы ставки... Средняя зарплата за шесть лет увеличилась вдвое, а трансферты регионам на исполнение указа президента №597 — лишь на 14%. Большинство регионов исполнить указ не смогут. В следующем году зарплата педагогов в регионах увеличится на 4,5%, что вдвое ниже инфляции». Депутат предложил дополнительные доходы направить на повышение оплаты труда педагогов, медиков и работников культуры.
«Есть поручение президента о строительстве 350 спортивных комплексов на селе, в бюджете, к сожалению, это сложно увидеть, — подхватил тему социальных обязательств Евгений Бессонов и перешёл к их пенсионной составляющей: — В пояснительных записках к бюджетным законам говорится о том, что пенсии будут проиндексированы на 7,3%. А тарифы ЖКХ выросли на 11,7%, что явно ущемляет права пенсионеров. При проведении пенсионной реформы правительство брало на себя обязательства о доведении размера пенсии до 40% зарплаты, в соответствии с рекомендациями МОТ. В настоящее время идёт отрицательная динамика коэффициента замещения. При этом ни из федерального бюджета, ни из Фонда национального благосостояния, который был создан для решения пенсионных вопросов, в Социальный фонд не запланированы трансферты в этом году». Такая бюджетная политика помогает достичь той цели, которую, вероятно, и преследовала «пенсионная реформа»: количество пенсионеров за три последних года сократилось.
Ориентированность бюджета на укрепление государственного управления, безопасности и обороноспособности страны фракция КПРФ поддерживает. Однако нельзя сказать, что эта линия полностью выдерживается. Так, финансирование нацпроекта «Беспилотники» сокращено на 50%. «Если сказать об этом фронтовикам, то иначе как действием «пятой колонны» люди это не воспримут», — открыто заявила г-ну Силуанову в ходе уже упоминавшейся встречи главы минфина с фракцией КПРФ дважды Герой Советского Союза, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Светлана Савицкая.
Фракция КПРФ при голосовании по закону о федеральном бюджете воздержалась, заявив, что будет настаивать на принятии во втором чтении предложений коммунистов.
Воздержались коммунисты и при голосовании по бюджету ФОМС на ближайшую трёхлетку. При обсуждении проекта закона Мария Прусакова подняла вопрос о повышении социальных выплат работникам «скорой помощи» в сёлах и малых городах. Алексей Куринный предложил ввести предельный срок ожидания высокотехнологичной медицинской помощи, которое сегодня растягивается на годы.
От фракции КПРФ выступил Николай Осадчий. Он заявил, что КПРФ принципиально выступает за иную модель здравоохранения, за централизованное госбюджетное финансирование, что отражено в программных документах партии.
Бюджет фонда – это самая крупная часть всех финансов здравоохранения. В 2025-м его доходы увеличатся по сравнению с нынешним годом на 16,1%, до 4,3 трлн рублей. На 2027-й доходы фонда запланированы в объёме 5,1 трлн рублей. Расходы в следующем году составят 4,4 трлн рублей, в 2026-м — 4,8 трлн рублей и в 2027-м — 5,1 трлн рублей. Это приблизительно 60% всех расходов на здравоохранение. Основным источником формирования доходов бюджета ФОМСа являются страховые взносы на ОМС, их доля составит от 86% в 2025-м до 87% в 2027 году. На долю межбюджетных трансфертов приходится 12% бюджета фонда.
Николай Осадчий подчеркнул, что расходы на здравоохранение составят в ближайшие три года 3,5—3,7 процента от ВВП. Тогда как несколько лет назад в Послании Федеральному собранию президент заявил о необходимости доведения объёма средств, направляемых на здравоохранение, до 5% ВВП. А по всем экспертным оценкам, расходы на здравоохранение должны быть не ниже 7—8 процентов. КПРФ настаивает на увеличении уровня бюджетного финансирования здравоохранения до этой величины.
«Если не наращивать объём финансов, разумеется с учётом контроля эффективности использования денег, то мы не преодолеем катастрофические тенденции к снижению народонаселения, — убеждён Н. Осадчий. — Гибельный перевес смертности над рождаемостью — по 500—600 тысяч человек ежегодно. Нарастает темп вымирания. В нынешнем году уже минус 650 тысяч человек». Не соотносится с задачами повышения рождаемости, с провозглашаемым курсом на многодетность уменьшение доли расходов на родовой сертификат на 400 млн рублей в 2025 году и далее ещё на 100 миллионов. Программа борьбы с онкологическими заболеваниями нуждается по меньшей мере в индексации с учётом инфляции, отметил депутат.
Разумно ли при дефиците средств ежегодно в 20—30 млрд рублей тратить на всевозможных посредников, коими являются медицинские страховые компании? Вопрос риторический.
В отношении проекта бюджета Фонда пенсионного и социального страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов фракция КПРФ была настроена ещё более критически. Андрей Алёхин считает, что снижение реального размера пенсий напрямую связано с повышением пенсионного возраста. И как бы «единороссы» ни пытались изобразить заботу о пенсионерах, на деле она выглядит так: в 2015 году накануне отмены индексации пенсии работающим коэффициент замещения, то есть соотношение средней заработной платы к средней пенсии, приближался к 33%, сейчас он лишь 24%, а к 2027-му снизится до 22,6%. Таким образом, «пенсионная реформа» не достигла заявленной цели — роста пенсий опережающими инфляцию темпами. Да и регулярное повышение пенсий на уровень инфляции рассчитывается некорректно, поскольку рост цен на товары и услуги массового спроса выше. Вот и получается: о росте пенсий отчитались, а пенсионеры стали жить беднее.
Выступая от фракции КПРФ, Алексей Куринный разложил по полочкам, из чего складывается экономия на пенсионерах. Получить пенсию можно при достижении пенсионного возраста и наличии необходимых пенсионных баллов. К 2027 году примерно полмиллиона наших граждан будут получать социальную пенсию, которая в два раза меньше страховой. Ещё на полтора миллиона человек сократится количество пенсионеров из-за повышения пенсионного возраста.
Практически на 40% упадёт покупательная способность пенсий. Если на момент начала «реформы» средняя пенсия по отношению к прожиточному минимуму пенсионера составляла 188%, то в течение грядущей трёхлетки она будет убывать: в 2025 году — 153%, в 2026-м — 142%, в 2027-м — 135%. Едва ли кто-то может принять за чистую монету объяснения правительственных чиновников и депутатов-«единороссов», что это лишь результат новой методики расчётов. Дурят нашего брата так называемые реформаторы.
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина детально проанализировала детские выплаты из Социального фонда. Единое социальное пособие получают 10 миллионов детей. А всего детей в России 30 миллионов. «Это всё равно что двух обошли, а третьему дали подарок. Стыдно, — сказала депутат, обращаясь к депутатскому корпусу и сидевшим в правительственной ложе чиновникам. — Давайте пересматривать критерии выплаты единого пособия». Стыдно и за ту милостыню в 1200 рублей, которую государство подаёт тем, кто ухаживает за ребёнком-инвалидом или инвалидом с детства. Эта сумма не меняется уже многие годы. «Когда вы нам предложите какое-нибудь решение?!» — с возмущением спросила депутат представителей Социального фонда. Требует решения и вопрос ежегодного направления детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение. Сегодня путёвки им предоставляются раз в три года. Это нельзя назвать полноценным лечением и оздоровлением. «Бюджет Фонда пенсионного и социального страхования, по сути дела, только отражает сегодняшние реалии, а мы хотим изменить нашу государственную политику, повернуть её лицом к людям», — заявила депутат-коммунист Нина Останина.
Фракция КПРФ проголосовала в первом чтении против проекта бюджета Социального фонда.