16 октября, предваряя пленарное заседание Госдумы, перед журналистами выступили депутаты КПРФ А.В. Куринный и О.Н. Смолин.
А.В. Куринный:
- Акцентируем внимание на самых главных, на наш взгляд, направлениях.
Первое направление сегодня, безусловно, антимигрантское законодательство, ужесточение уголовной ответственности за нелегальное оформление документов и все, что с этим связано. Безусловно мы поддержим это немножко запоздавшее направление, ставшее модным в последнее время.
Хотя, конечно, проблема мигрантов не может быть решена исключительно запретительными методами, исключительно повышением наказания за те или иные преступления. Это комплексный вопрос, связанный и с недостатком рабочих мест в РФ, и с отставанием роста производительности труда, о которой мы говорим не один десяток лет в стенах Госдумы.
К сожалению, вопрос дешевой рабочей силы спровоцировал не только сверхздоходы руководителей собственников крупных предприятий, но он спровоцировал и наше отставание в технологическом плане.
Какой смысл на сегодня внедрять новые технологии, какой смысл повышать производительность, если можно зарабатывать на дешевом труде? Сегодня перед страной стоит важнейшая дилемма и в непростое время эту проблему придется решать.
Второй вопрос - это вопрос бюджетной подготовки, к принятию бюджета. Здесь у нашей фракции много вопросов, несмотря на значительный рост доходной части. К сожалению, реального роста по социальным направлениям, по уровню здравоохранения, образования не произойдет. Если мы будем говорить о государственных расходах на здравоохранение в следующем году, они даже уменьшатся по отношению к ВВП в течение трех лет и составят в 2027 году 3,4% к ВВП.
Я напомню, что Президент в своем послании говорил о пяти необходимых процентах. А если говорить о развитых странах, то от 6% до 12% и даже выше. Это те затраты, которые несут сегодня современные страны для того, чтобы иметь современное здравоохранение. При тех затратах, которые мы сегодня имеем его не будет.
При анализе бюджета мы не обнаружили строк для повышения заработной платы медицинским работникам, а кадровая проблема в здравоохранении сегодня самая главная или самая первая, которая стоит перед отечественным здравоохранением. Это и вымывание кадров, это и недостаток кадров, это, к большому сожалению, проблема с подготовкой кадров. Но нынешний бюджет на ближайшую трехлетку не решает этих вопросов. Более того, даже заявленные цели, даже новая система оплаты труда, которая должна быть введена в 2026-2027 году пока никаких дополнительных средств ни в бюджете федеральном, ни в бюджете фонда обязательного медицинского страхования мы не видим. Это, конечно, очень печально.
Может появиться ряд перестановок, но пока этого не произошло. В рамках вчерашнего заседания Госдумы мы обсуждали необходимость выделения уже на этот год дополнительных средств для работника бюджетной сферы. В том числе для медицинских работников, поскольку заработные платы растут быстрее, чем прогнозировалось, а майский знаменитый указ Президента от 2012 года - его никто не отменял.
Соответственно, сегодня большинство регионов не вписываются в эту дорожную карту и не выполняют положения указа Президента, и для его выполнения требуется выделение дополнительных средств. Как из федерального бюджета, в данном случае из бюджета фонда федерального обязательного медицинского страхования, так и из региональных бюджетов. Это дополнительная нагрузка, дополнительные средства. Их необходимо сегодня изыскивать.
Ну и самое главное, мы должны увидеть четкую, понятную методику как эти средства будут распределяться между регионами, какие регионы ее получат, и как получат. Вчера мы информации соответствующей не имели. Будем ждать соответствующих пояснений от бюджетного комитета, поскольку в течение недели нам обещали представить то, что касается вопроса медицинских работников.
Ну и совсем недавно завершилось заседание трех комитетов, посвященное проблемам ЖКХ, и в ближайшее время Госдума на правительственном часе рассмотрит эту проблему. Пока мы не увидели тех самых 4,5 триллионов рублей, которые планируются для вложения в инфраструктуру. Источники размыты, они неясны. Совершенно понятно, что бюджетных ассигнаций на такую сумму нет точно. Более того, из того, что заложено (более 1 трлн рублей) этого будет крайне мало, потому что проблема не решается, проблема обостряется. А это проблема важнейшая.
И другой вопрос - анализа инвестиционных соглашений, который заключается на уровне регионов в виде конституционных соглашений, в виде отдельных инвестиционных добавок и прочих различных комбинаций, которые позволяют нашим коммунальным монополистам получать дополнительную прибыль сверх роста инфляции официальной, в данном случае составляющую в структуре тарифа. Оказалось, что почти 99% муниципалитетов, которые подобные соглашения заключили, конституционные прежде всего, они должным образом не контролируют их исполнение.
Иными словами, инвестор берет на себя обязательство по замене коммунальных сетей, по реконструкции коммунальной инфраструктуры, но их не выполняет. Но муниципалитет их не контролирует в силу того, что у них нет специалистов, в силу того, что никакого внимания. К большому сожалению, это идея сегодня, которая силовым порядком внедрялась в 2015-2016 г.г (я напомню это концессия, это инвестиционные соглашения) должным образом не контролировалась.
Пока Счетная палата проводит соответствующую проверку, но предварительные результаты говорят о том, что во многих случаях те самые соглашение, которые были заключены, которые должны были быть таким средством для обновления нашей инфраструктуры коммунальной, для снижения тарифов таковыми не являлись. Это были либо скрытые договора аренды, либо вообще непонятные соглашения, которые не привели ни к чему.
И по большому счету после истечения 10 лет в такой стандартный период наши муниципалитеты рискуют получить инфраструктуру не только не в улучшенном положении как планировалось изначально, а даже еще в более изношенном. Эти же проблемы опять придется решать за счет средств бюджета. Тем более, что было обозначено создание региональных крупных проектов, как областного водоканала, сетей электрических, которые находились под полным государственным контролем. В региональном - это одно из направлений, в котором будет развиваться модернизация нашего коммунального комплекса в ближайшее время.
О.Н. Смолин:
- Уважаемые коллеги, для четвертой власти (для СМИ) я буду говорить в основном о проблемах, связанных с развитием человеческого потенциала и бюджете на 2025 год.
Но начну с одного важного штриха. Президент в послании заметил, что у нас неважно обстоят дела с развитием робототехники. Я привожу конкретные данные. Накануне пандемии в Южной Корее, которая является лидером по роботизации, на 10 000 населения приходилось 710 многофункциональных роботов. В России - 4.
Последние данные, которые нам доступны, в Южной Корее - 930 многофункциональных роботов, у нас - 6.
Теперь что касается бюджета. Уважаемые коллеги, начну с конца. И главный вопрос, который всегда задают депутатам от оппозиции: «Где деньги, Зин?».
Так вот, по моему предложению, бюджетный комитет запросил у министерства финансов отчет, по поводу того, сколько же денег было заблокировано нашими заклятыми партнерами в результате того, что наш финансово-экономический блок не мог просчитать, что нельзя хранить заначек под матрасом у соседа, который тебя ненавидит. И соответственно, вы хранили наши деньги в зарубежных структурах. Ответа сколько именно там заблокировано я не получил, хотя эксперты эти цифры называют, но, если перевести с бюрократического на русский ответ звучит так: «Мы считаем возможным в рублях использовать те деньги, которые заблокированы в валюте нашими бывшими партнерами».
Это означает, что ключевая проблема не недостаток денег, а политическая воля. И в этой связи, я позволю себе сказать, что у нас очень большие проблемы с вложением в человеческий капитал, которые рассматриваются лучшими экономистами как самые выгодные в долгосрочной перспективе.
Начнем с того, что, когда повышали пенсионный возраст, было заявлено, что это делается для того, чтобы пенсии росли быстрее, чем цены и, чтобы пенсии повышались. Теперь про это все забыли. Пенсии растут, по официальным данным, на уровне официальной инфляции. Но в официальную инфляцию верят только официальные лица. Т.е реально, конечно, гораздо ниже, чем цены на товары первой необходимости.
Но есть другой, еще более важный показатель. В 2015 году, когда принималось решение об отказе индексировать пенсии работающим пенсионерам, коэффициент замещения, то есть отношения пенсии к средней заработной плате составлял порядка 32%. Затем понизился до 29. Последние данные федерации независимых профсоюзов России - 25%. Другими словами - пенсионеры по отношению к работающим стали значительно беднее в результате повышения пенсионного возраста. Как назвать такую политику со стороны власти судите сами.
Что касается оплаты труда в бюджетной сфере? В следующем году, согласно проекту бюджета, межбюджетные трансферты регионов должны вырасти на 0,6% процента. Как собираются при этом обеспечивать возможность исполнения майского указа номер 597 от 2012 года представить себе практически невозможно. Мы хорошо понимаем. Но, к сожалению, пока не очень хорошо это понимают наши коллеги по исполнительной власти, что у нас кадровый кризис. И в медицине, и в особенности в образовании.
Эксперты говорят, что в сельском хозяйстве 6 млн. работников, не хватает 240 тыс. Это 4%.
А сколько не хватает учителей? Официальные данные - около 30 тыс. из 1 млн. 250 тыс. А если вы посмотрите специальные расчеты, которые выполнил центр непрерывного образования Российской академии народного хозяйства при Президенте, повторяю при Президенте, то окажется, что при нормальной нагрузке у нас не хватало бы 250 тыс. учителей. Т.е. это 20% дефицита кадров.
Проблема решается очень просто. Раньше учителя шутили, работая на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две есть некогда. Теперь всё больше работают на две. Например, в моей родной Омской области, средняя нагрузка учителя - 1,9 ставки, средняя нагрузка учителя в городе Омске - 2,1 ставки. Как учитель по первой специальности, я вам хочу сказать, что так нормально работать невозможно. Потому что самое сложное в работе учителя, это даже не дать урок, это подготовиться к уроку, это проверка письменных работ, это воспитательная работа с детьми и т.д.
Качество образования в таких условиях неизбежно будет падать. Хотя берусь утверждать, времени нет доказывать, что российская система образования работает намного лучше, чем финансируется. И российский учитель, при всех наших проблемах, работает намного лучше, чем получает.
Что мы имеем в следующем году? С 2018 года нам говорят, что на поддержку выплат учителям, врачам, работникам культуры из федерального бюджета выделяется 100 млрд рублей. В следующем году - 114 млрд...