30 июля в Госдуме состоялся правительственный час с участием Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова. Ему задали вопросы и выступили депутаты КПРФ.
Фальков В. Н., Министр науки и высшего образования Российской Федерации:
- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В начале выступления хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы за содержательную и конструктивную работу по подготовке к "правительственному часу". На заседаниях фракций и профильного комитета неоднократно звучали рекомендации построить доклад в проблемном ключе с учётом главных задач и наших ответов на них, собственно, в таком ключе постараюсь и представить наши результаты.
В числе ключевых задач национального проекта "Наука и университеты" доступность высшего образования, прежде всего, в регионах. Начиная с 2020 года по поручению президента мы последовательно увеличивали количество бюджетных мест в вузах, поставленная задача на сегодняшний день решена, доступность высшего образования в стране существенно возросла.
Количество бюджетных мест в этом году по сравнению с 2020 годом увеличилось более чем на 50 тысяч, ещё около 30 тысяч мест выделено вузам новых субъектов. В итоге сегодня свыше 60 процентов выпускников 11 классов имеют возможность поступить в вузы по очной форме на бюджетные места, при этом почти 75 процентов выделенных бюджетных мест приходится на региональные университеты.
Обеспечивая доступность высшего образования в целом в стране, мы одновременно проводим серьёзный разворот в сторону регионов: увеличивается количество выпускников вузов и колледжей, поступивших в вузы своих регионов, наблюдается новый для российской системы высшего образования феномен.
В 2023 году почти 54 процента выпускников школ поступили на бюджет по программам первого уровня высшего образования в своём регионе. Это значит, они обучаются по востребованным местными работодателями специальностям и с большей вероятностью останутся работать в своём родном регионе. Ведущие региональные университеты увеличили приём на десятки процентов и в то же время сумели удержать и даже нарастить качество приёма.
Второе. Ежегодно совершенствуется сама процедура приёма в вузы, третий год подряд суперсервис "Поступи в вуз онлайн" обеспечивает абитуриентам процедуру подачи документов в вузы, и он пользуется популярностью у тех, кто поступает в университеты.
В этом году 974 тысячи абитуриентов подали заявления, из них почти половина, 46 процентов, использовали суперсервис на портале госуслуг, и год от года этот процент растёт, кстати сказать, в прошлом году был 35 процентов.
Что касается текущей приёмной кампании, то можно сказать, что ключевые российские вузы нацелены в полном объёме закрыть бюджетные места уже 3 августа, в первый день возможны зачисления, а само зачисление будет идти до 9 августа.
Третье. Важнейший инструмент адресной подготовки кадров в интересах конкретного работодателя - целевой приём. Его преимущество в том, что он гарантирует будущему студенту меры поддержки во время учёбы и трудоустройство после обучения.
Хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы и особенно Ирину Анатольевну Яровую за совместную работу и последовательную позицию при принятии реализации новых положений закона. Изменение касается, прежде всего, открытости и прозрачности конкурсного отбора, повышения доступности целевого приёма, независимо от региона, проживания абитуриента. Ранее действовавшая модель обладала многочисленными недостатками. Особенность нового механизма в возможности работодателю разместить предложение, а абитуриенту подать документы на целевой приём на единой цифровой платформе "Работа в России".
Конечно, техническая новизна системы создаёт некоторые трудности. Приёмная кампания ещё идёт. Итоги будем подводить позднее. Но уже сейчас можно отметить беспрецедентную открытость конкурса и широкую географию подачи заявлений. У некоторых вузов количество заявлений выросло в два-три раза. Решив проблему доступности высшего образования, мы одновременно должны обеспечить его качество опять же, прежде всего, в регионах. И здесь нет мелочей, качество - это интегральный показатель, следствие многих факторов - от актуальности образовательных стандартов, от уровня поступающих абитуриентов и квалификации преподавателей до учебно-лабораторной базы и организации практического обучения на месте будущего трудоустройства. Всё это то, что надо для качественного образования.
Принципиально также, чтобы качество высшего образования было гарантировано на всём пространстве страны, независимо от ведомственной принадлежности вуза. И здесь одной из гарантий будет формирование единых подходов к содержанию образования, особенно на младших курсах. С учётом опыта пилотных университетов мы предлагаем перейти к единому ИДО образовательных программ в областях образования: в инженерии, медицине, педагогике и других областях.
Эффективным механизмом быстрого повышения качества подготовки специалистов в регионах является развитие сетевых программ.
Кстати сказать, нормативную базу для них составили принятые Думой в 2019 году изменения в законе "Об образовании", сетевые программы реализуются на базе договора между региональным вузом и ведущим университетом при наличии актуального отраслевого заказа. Надо сказать, что сегодня по таким программам обучается 54 тысячи человек, и я хочу привести значимые примеры того, как это работает в интересах в целом всей страны и конкретных регионов.
Амурский госуниверситет и Московский авиационный институт реализуют сетевую программу "Проектирование, производство и эксплуатация ракет в ракетно-космических... и ракетно-космических комплексов в интересах космодрома "Восточный", Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Дальневосточный федеральный университет готовят для судостроительной компании "Звезда" специалистов по программе "Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры". Конечно, этот список можно продолжать. Но в работе по качеству необходима системность и комплексность, здесь нам помогает наша флагманская программа "Приоритет 2030", в ней участвуют 118 университетов из 56 субъектов.
Отдельно хочу отметить трек дальневосточный этой программы, он запущен в 2022 году специально для решения проблемы оттока молодежи с Дальнего Востока. С учетом системной работы мы видим, что на треть уменьшился процент уезжающих учиться в другие регионы, увеличилось количество первокурсников, которые приезжают на Дальний Восток, соответственно, из других регионов, выросло на 3 с половиной тысячи количество студентов, в вузах-участниках программы, общий контингент теперь достиг без малого 100 тысяч человек. Это хорошее подспорье в решении тех задач, которые стоят в целом перед Дальним Востоком.
Еще один наш флагманский проект "Передовые инженерные школы". Это формат глубокого взаимодействия университетов с бизнесом, с предприятиями реального сектора экономики в интересах конкретных отраслей. Проект настолько хорошо зашел и востребован, что мы уже провели два отбора, получили поддержку президента, и до 2030 года отберем еще 50 передовых инженерных школ.
Уважаемые депутаты, наличие современной инфраструктуры - это необходимое условие для расширения доступности и повышения качества высшего образования. В этой связи следует отметить беспрецедентный по масштабам строительства проект "Создание университетских городков" или как их иногда называют кампусов.
Конечно, кампус - это не просто общежитие или корпус, это передовое пространство, объединяющее образование, науку, инновации. Всего 17 проектов таких. Уже есть первые результаты, в частности, введён в эксплуатацию корпус МГТУ имени... корпуса... кампусы МГТУ имени Баумана, построены первые объекты в Республике Башкортостан, Калининградской и Челябинской областях. Ну и совсем недавно открыт специальный учебно-научный центр МГУ - наследник легендарной новосибирской физматшколы.
Особое внимание мы уделяем инфраструктуре вузов в новых регионах, в первую очередь это капитальные ремонты учебных корпусов. И в этом году 22 объекта во всех четырех субъектах будут восстановлены к 1 сентября.
Хотел бы также отметить, что в прошлом году мы в 14 университетах в новых регионах открыли 43 новые лаборатории по физике, химии, биологии, математике, педагогические лаборатории, вернее, по педагогическим наукам с общим объёмом почти полтора миллиарда рублей.
Ну и ещё несколько слов, связанных с инфраструктурой. Все прекрасно понимают, что качественное и доступное жильё имеет огромное значение для межрегиональной студенческой мобильности, в том числе для решения задач по росту количества иностранных студентов.
Несколько слов об этой актуальной задаче. Экспортируя образование мы создаем в каждой стране-партнёре технологическую инфраструктуру, продвигаем свои продукты и оборудование на основе российских технологий и, конечно, создаем сообщество людей, дружественную элиту, знающую, понимающую и поддерживающую Россию. Нам поставлена задача к 2030 году обеспечить число иностранных студентов не менее 500 тысяч человек. И решение этой задачи требует создания новых эффективных механизмов для их привлечения и адаптации в России.
Я очень кратко хотел бы назвать хотя бы три основных механизма. Ну, во-первых, в дополнение к грантовой поддержке талантливых иностранцев мы предлагаем запустить механизм, вернее, в дополнение к квотам существующим дополнить этот механизм грантовой поддержкой талантливых иностранцев. Это позволит компенсировать не только обучение, но и страховку, проезд, проживание и для лучших иностранных студентов, которых, конечно, надо отбирать по результатам, прежде всего, интеллектуальных разного рода конкурсов и олимпиад.
Второе. Надо навести порядок с посредниками, сформировать сеть аккредитованных агентств по привлечению абитуриентов, ну, и, конечно, развивать наши филиалы за рубежом, которых более 30, славянские университеты, сегодня их четыре, работаем над открытием пятого.
Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы. Отдельно высказать слова благодарности Вячеславу Викторовичу Володину за поддержку увеличения финансирования славянских университетов. В этом году выделено 650 миллионов рублей дофинансирования на развитие этих вузов. Это очень значимо, это даёт результат.
Уважаемые депутаты, стратегическим ответом на задачу повышения качества высшего образования является новая модель высшего образования. 24 мая выступая здесь в рамках "правительственного часа" мы предложили позицию о необходимости формирования нашей собственной уникальной системы образования, в основе которой должны лежать интересы России, нашей национальной экономики, социальной сферы и максимальное пространство возможностей для каждого студента. Спасибо вам за поддержку. Сегодня мы решаем эту задачу, используя указ президента о провидении пилотного проекта. Его промежуточные результаты
свидетельствуют, что повышение качества образования достигается усилением: первое, фундаментальной составляющей; второе, с одновременным расширением практической подготовки; третье, развитием системы наставничества; четвёртое, изменением нормативов трудоёмкости работы преподавателей; пятое, обновлением учебно-материальной базы и другими комплексными мерами.
По итогам первого года реализации проекта мы понимаем контуры новой модели, которая должна взять всё лучшее из советского опыта и практики последних лет и обеспечить полноценную подготовку специалиста за один такт.
Частью перехода на новую модель станет формирование контрольных цифр приёма на основе прогноза кадровой потребности, а трудоустройство по окончании вуза становится важнейшим показателем качества работы ректора, его команды, конкретно кафедры, факультета, ну, и в целом всего университета. Здесь хотелось бы предложить, нам стоит всем вместе подумать над тем, чтобы закрепить полноценно в законодательстве, на законодательном уровне статус молодого специалиста. Это очень важно для решения проблемы обеспечения кадрами нашей экономики. И предлагаю вместе с депутатами Г осударственной Думы до конца этого года проработать вопрос правового статуса молодого специалиста, то есть установить его
права, обязанности, дополнительные гарантии и меры поддержки и закрепить этот статус на законодательном уровне.
Уважаемые депутаты!
Важнейшей задачей для сферы исследования и разработок системы высшего образования является обеспечение научно-технологического лидерства, создание условий для продуктивной научной деятельности ученых, вовлеченных в науку молодых талантов, составляющей этой задачи.
Президент в 2022 году объявил Десятилетие науки и технологий, а это стало мощным импульсом повышения привлекательности научной карьеры, особенно среди молодежи.
В 2023 году, надо сказать, в мероприятиях приняло участие более 30 миллионов человек. Отдельно хотел бы сказать, что наш павильон "Десятилетие науки и технологий" на ВДНХ посетили более 521 тысячи человек, из них 170 тысяч школьников получили рекомендации по тому, как
построить свой путь в науке, 10 тысяч гостей выставки стали участниками интерактивных научных шоу.
И чтобы поддержать этот позитивный импульс, мы реализуем меры поддержки молодых исследователей, создаем новую инфраструктуру. Упомяну самые важные шаги.
Ну, во-первых, в конце прошлого года по инициативе президента учреждена стипендия а спирантам и адъюнктам, которые проводят научные исследования по направлениям приоритетов научно-технологического развития. Это стипендия 75 тысяч рублей ежемесячно, устанавливается она от одного года до четырех. Наряду с ней увеличены размеры восьми именных стипендий - до 15 тысяч рублей для студентов и до 20 тысяч рублей для аспирантов. Доработана процедура их назначений, до конца года мы расширим выплату этих стипендий еще по 12 приоритетным направлениям.
В числе социальных мер упомяну программу жилищных сертификатов. Мы ее расширили за счет возможности участия в ней теперь не только молодых ученых, но и научно-педагогических работников из университетов, при этом вне зависимости от ведомственной принадлежности вуза либо научной организации.
Ну, и, наконец, флагманская наша программа. Новые рабочие места для молодых исследователей создаются в рамках программы "Молодежных лабораторий", их создано в рамках нацпроекта 940. При этом в этом году 200, в том числе, 30 в новых субъектах Российской Федерации. Все они по приоритетам научно-технологического развития. Порядка 10 тысяч новых мест для ученых создано с помощью этих лабораторий, из них отдельно хотелось бы отметить,
что 58 процентов сотрудников этих лабораторий - это сотрудники, которые не достигли возраста 30 лет. То есть это наше будущее, будущее российской науки.
Качество результатов научной деятельности напрямую зависит от условий работы ученого, наличия современного оборудования. Хочу отметить, что поставленная президентом задача по обновлению приборной базы наших академических институтов и университетов выполняется с опережением. У нас был план к этому году обновить на 50 процентов, мы его выполнили к концу 2023 года. К концу этого мы уже обновим более 60 процентов научно-технологического оборудования.
При этом, начиная с 2021 года, мы последовательно наращиваем требования к доле отечественного оборудования в закупках.
В текущем году не менее 25 процентов.
Предлагаем сохранить данную меру. При этом установить требования к закупаемым научным приборам российского производства на уровне не менее 50 процентов с дальнейшим увеличением. В результате этой работы мы видим явные позитивные изменения. Нам удалось развернуть тренд на снижение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, который наблюдался с 2015 года. Мы фиксируем, что сегодня занятость
персонала, численность перс онала, занятого исследованиями и разработками, возросла и постепенно растет в разных возрастных когортах, как в возрасте до 39 лет, так и в возрасте до 29 лет. Это очень важно. Это два основных возраста, по которым мы замеряем интерес молодежи к науке.
Уважаемые депутаты, в завершение хочу отметить, что национальный проект "Наука и университеты" закончится в этом году. Уровень выполнения по итогам 2023 года, впрочем, и в предыдущие, всегда был близок к 100. В частности, в 2023 году он составил 100 процентов, уровень кассового исполнения - 99,95 процента.
Начиная с 2025 года, реализация ключевых мероприятий будет продолжена в новом национальном проекте "Молодежь и дети".
Активно взаимодействуем с другими министерствами и ведомствами. Видим свое место в новых нацпроектах.
В частности, буквально через два часа будет обсуждаться на площадке правительства дизайн нового проекта "Кадры". Здесь наше мероприятие связано с обеспечением высокого уровня трудоустройства выпускников, формированием на базе вузов эффективных центров трудоустройства и карьеры.
В рамках нацпроекта "Продолжительная и активная жизнь" министерство готовит федпроект "Биомедицинские и когнитивные технологии будущего" и второй федпроект "Регенеративная биомедицина, технологии превентивной медицины, обеспечивающие активное и здоровое долголетие".
Видим свою активную роль в реализации новых национальных проектов технологического лидерства. В каждом из таких проектов формируются федеральные проекты по кадровому обеспечению и проведению передовых исследований и разработок в интересах приоритетных отраслей.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, в заключение хочу ещё раз поблагодарить вас за эффективное взаимодействие и выразить уверенность в дальнейшей плодотворной совместной работе.
Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы. Благодарю. (Аплодисменты.)
Берулава М. Н., фракция КПРФ:
- Спасибо, уважаемый Валерий Николаевич, Минобрнауки России ведёт мониторинг инцидентов в области кибербезопасности. Каковы его основные результаты за 2023-2024 годы? Какую помощь оказывает Минобрнауки России образовательным организациям, подвергшимся кибератакам?
Спасибо.
Фальков В. Н.:
- Да, спасибо, Михаил Николаевич.
Сейчас как раз идёт приёмная кампания, вопрос актуальный. Почему? Потому что различного рода атаки того типа, о которых вы говорите, они сегодня чрезвычайно актуальные, и заинтересантов у них очень много, и они направлены на то, чтобы дестабилизировать базовые процессы, которые в вузах происходят, в частности, процесс приёма.
Но в целом нашим университетам, в первую очередь мы ставку делаем на наши ведущие университеты, поскольку они выполняют роль таких методических центров для всей системы в целом как отраслевые ведущие вузы, медицинские, транспортные, аграрные, так и классические университеты, в том числе мы знаем целый ряд ведущих технических вузов,
которые сами готовят специалистов, и мы с ними договорились, что, конечно, они будут не просто лидерами, обеспечивающими свою информационную безопасность, но и в целом работу в рамках системы. Хотя мы как министерство не стоим в стороне. У нас есть большой план мероприятий в этом направлении, последовательно реализуем, пока, пока нам удаётся в целом контур защитить.
Тайсаев К. К., фракция КПРФ:
- Уважаемый Валерий Николаевич, одно из основ управления российскими вузами на протяжении десятков лет является участие профессорско-преподавательского состава, трудовых коллективов вузов, а также студенчества в демократических процедурах формирования органов управления своих организаций. Однако в последнее время расширяется практика лишения коллективов юридической возможности реализовать свои законные права, зафиксированные в статье 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В связи с этим возникают вопросы. По какой причине Минобрнауки вносит в уставы подведомственных вузов изменения, предусматривающие отказ от практики выборов ректоров коллективами вузов, заменяя её директивным назначением? Чем вызвано внесение учредителем в уставы вузов изменений, определяющих формирование попечительского совета этих вузов единолично назначенным ректором
без учёта мнения коллективных органов управления, таких как учёный совет?
Спасибо.
Фальков В. Н.:
- Спасибо за вопрос.
Способ замещения должности руководителя университета имеет значение, и в этой связи я хочу пояснить: причины таких три, когда меняется выборность на... я бы сказал так, ну не напрямую выборность, конференция трудового коллектива, а на другие форматы. Всё-таки это всегда не назначение директивное, если это не брать, допустим, там федеральные университеты, но даже в них и то это не директивное назначение, а это переход университета из бюджетного учреждения в автономное.
В соответствии с законом "О некоммерческих организациях" в автономных учреждениях формируются наблюдательные советы - это коллегиальный орган управления, который принимает решение по кандидатуре ректора и рекомендует её учредителю.
Но при этом - первое - хочу сказать, что... Кстати сказать, мы эту практику не то, чтобы не поощряем, но мы очень сдержанно к этому относимся и всегда запрашиваем позицию не только коллектива, но и субъекта, а зачастую ещё и отраслей, и ключевых предприятий отраслей, потому что университет не существует сам для себя, университет не является самоценностью, он находится в определённой системе координат и он должен чётко понимать, что происходит и в отрасли, и в регионе, и в целом в стране. Поэтому можно посмотреть на закон об автономных... вернее "О некоммерческих организациях" и для автономных учреждений предусмотреть механизмы вовлечения коллектива в те или иные выборы ректора. Но, строго говоря, сегодня ректору, если он хочет, ничего не мешает, говорю на собственном опыте.
Да, тебя наблюдательный совет обсуждает, твою кандидатуру и принимает решение, кого рекомендовать, но можно провести консультативные выборы, то есть провести, собрать учёный совет либо коллектив трудовой и выставить несколько кандидатур, и спокойно посмотреть, кто, кого поддерживает коллектив, а после этого уже соответствующим образом выйти на наблюдательный совет и представить эти результаты учредителю, что, собственно, ректоры, которые себя уверенно чувствуют, это и делают.
Поэтому в завершение. Мы делаем всё это избирательно, смотрим, как правило, это просьбы либо регионов, либо отраслей, либо переход, ещё раз, смена правового статуса университета.
Спасибо.
Глазкова А. Е., фракция КПРФ:
- Уважаемый Валерий Николаевич!
Ситуация с кадровым назначением на должность директора Института математики Сибирского отделения Российской академии наук выявила усовершенствование назначений на должность директоров институтов. Так, например, в этом институте коллективом был избран один кандидат, а назначается на должность совсем другой.
Скажите, пожалуйста, зачем тогда нужны такие выборы коллектива, если назначаются на должность другие лица, производятся новые выборы? Спасибо.
Фальков В. Н.:
- Да, спасибо большое. Мы с вами знаем прекрасно эту ситуацию. Я могу вкратце сказать, что выборы там все-таки состоялись с участием Российской академии наук. Было пять кандидатов, два согласовали, три не согласовали, из двух выбрали одного из сотрудников этого института.
И сегодня мы в соответствии с установленной процедурой ждем согласования полпредства, и сразу же подпишу приказ, как только такое согласование получим.
Но вы затронули очень серьезную обстоятельную проблему. То, что касается назначения руководителей образовательных организаций и научных организаций, требует серьезного пересмотра. Почему? Потому что у нас в силу ряда причин серьезно удлинились сроки. Связано это и с доступом с особым, потому что те, кто замещает эти должности, должен иметь доступ к государственной тайне, и с тем, что у нас очень много разного рода этапов и, и в том числе некоторые из этих этапов при назначении повторяются.
Поэтому мы такие предложения подготовили, обсудили их с Российской академией наук. И в самое ближайшее время выйдем с инициативой, там многие изменения, они на подзаконном уровне, если будет необходимость, мы соответствующие инициативы вместе с РАН, а мы хотим максимально эту процедуру сделать компактной, но в то же время эффективной, задействуем, в том числе, возможности кадрового резерва, давая возможность проверить кандидатов на разных площадках, учитывать мнения разного рода заинтересованных лиц, но при этом сократить ее с нескольких месяцев до как можно более таких понятных сроков с тем, чтобы быстро проводить необходимую ротацию.
Спасибо большое за вопрос. Ну и вы знаете, что мы с вами запланировали, обязательно побываем в этом институте и встретимся с коллективом. Спасибо.
Смолин О. Н., фракция КПРФ:
- Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович, уважаемый Валерий Николаевич! Если рассматривать доклад правительства о реализации госполитики в сфере высшего образования как отчёт о работе, следует признать, работа выполнена большая и результаты её значительные.
Вот некоторые. Первое. Увеличение приёма студентов в вузы на бюджетные места. Если с 2016 по 2021 годы контрольные цифры приёма сократились примерно на 8 тысяч, то к настоящему времени увеличились без учёта новых регионов почти на 85 тысяч. Важный перелом в нужную сторону. Но не могу не добавить, во всём мире доступность высшего образования оценивается количеством студентов на 10 тысяч населения. И в этом смысле мы уступаем самим себе даже по сравнению с началом 90-х годов. Причины: сокращение доли молодёжи и сокращение сроков обучения в связи с принудительным использованием так называемой Болонской системы.
Второе. Установление льгот при приёме в вузы для участников СВО и их детей, а также детей медработников, погибших при исполнении служебных обязанностей во время пандемии. Страна должна помогать тем, кто защищает её интересы. Кстати, доля студентов с инвалидностью за последние годы тоже увеличилась в два с половиной раза, и это результат нашей совместной работы.
Третье. Прекращение в основном принудительной реорганизации вузов. Если за последние четыре года количество вузов в стране не сокращалось, а за предыдущие восемь лет сократилось почти на четверть.
Четвёртое. Создание передовых инженерных школ - это важный шаг по пути интеграции образования, науки и производства, без чего новая индустриализация невозможна. Другая форма такой интеграции - научно-образовательные центры, которые мы также поддерживаем.
Пятое. Не вызывают сомнений основные направления создания национально-ориентированной системы образования, объявленные министром, а именно возвращение к фундаментальности, усиление практико-ориентированности, воспитание гражданина. Сегодня к этому было добавлено повышение статуса молодого специалиста.
Недавно на Московском академическом экономическом форуме академик Талия Хабриева, которой во многом принадлежит оформление поправок к Конституции, заявила, что целью нашего образования должно быть воспитание человека-творца, а не квалифицированного потребителя.
Валерий Николаевич выразился мягче: отказ от сервисной модели образования. Мы никогда не сомневались, что образование должно формировать творческую личность, и вспоминали Юрия Гагарина: из ресторанов в космос не летают. Хорошо, что это осознала часть политической элиты.
Но теперь о другом. Отчет правительства и доклад о реализации образовательной политики - это разные жанры. Отчет предполагает перечисление достижений, доклад должен включать постановку проблем, анализ условий и перспектив их решения. К сожалению, такого анализа в докладе мы практически не находим, хотя Валерий Николаевич сегодня это сделал.
В подготовке правительственного доклада должны принимать участие не только профильные министерства, то также Минфин, Минэкономразвития, Минтруд, Минздрав, Минцифры, а выступать с докладом заместитель председателя правительства. Это обеспечило бы докладу межведомственный характер.
Перед вами системные проблемы образования, которые не могут быть решены исключительно профильными министерствами даже при самых больших усилиях. Назову некоторые.
Первое. Хроническое недофинансирование образования вообще и высшего образования в особенности. Согласно данным ЮНЕСКО и Всемирного банка по доле финансирования образования из всех источников от ВВП наша страна в 2012 году занимала 98-е место, в 2018-м - 120-е, в 2022-м - 84-е место. Отдельных данных по высшему образованию не видел, но вряд ли они сильно отличаются. Так за четыре последних года рост расходов на высшее образование составил 38 процентов, официальная инфляция более 39 процентов, но в официальную инфляцию верят только официальные лица, реальные расходы на высшее образование как минимум не растут.
Весь федеральный бюджет высшего образования, пересчитанный в доллары, сравним с бюджетом крупного американского университета. Вот почему в подготовке доклада должны обязательно участвовать Минфин, Минэкономразвития.
Второе. Фактическое неисполнение указа Президента России № 597 от мая 2021 года в части оплаты труда преподавателей вузов во многих регионах. Согласно докладу в 2023 году указ не был исполнен лишь в 15 субъектах Федерации, причем отклонение составило не более 5 процентов. Однако это чудеса статистики.
По данным Высшей школы экономики, в 2022 году средняя зарплата преподавателей вузов составила 83 с половиной тысячи рублей, то есть 128 процентов от зарплаты в экономике, а не 200 процентов, как положено по указу Президента Российской Федерации.
При этом большинство... при этом количество часов на одну ставку по сравнению с советскими временами увеличилось с 720 до 900. Но на одну ставку практически никто не работает, говорят: на одну ставку есть нечего, а на две есть некогда. Вот почему в работе над докладом должны принимать участие Минтруд и тот же Минфин.
Третье. Снижение реального уровня стипендий. По отношению к прожиточному минимуму расчётная стипендия студента вуза по сравнению с советскими временами снизилась примерно в 7 раз, студента в организациях СПО - в 15, аспиранта - в 8 раз, аспиранта, который учится по направлениям подготовки, определенными Минобрнауки, - в 3 раза.
При этом стипендиальный фонд в 2024 году увеличивается с 1 сентября на 5,5 процента, то есть в пересчёте на год лишь на 1,8 процента при официальной инфляции в прошлом году в 7,5 процента, то есть в 4 раза ниже инфляции. Ещё большему числу студентов придётся, как не раз говорил, работать и подучиваться.
Средняя стипендия в 3 тысячи 600 рублей, которую получают большинство студентов, почти вдвое выше расчётной, 1 тысяча 967 рублей. Но и она составляет от прожиточного минимума лишь 21 с половиной процент.
Четвёртое. Нарастают ая бюрократизация управления. В докладе этой темы нет, между тем, по остроте она уже сравнима с недофинансированием и недозарплатой.
По данным Высшей школы экономики, ежедневно в вузы приходит от пяти до восьми запросов, то есть в год от 1 тысячи 800 до 2 тысяч 800 отчётов. Ни один интеллект, кроме искусственного, этого не прочтёт.
Кроме того, в прошлом году Минобрнауки провёл более 120 мониторингов, но проблема бюрократизации имеет межведомственный характер.
По данным Комитета Госдумы шестого созыва по образованию, примерно 80 процентов всех контрольных процедур не связаны с деятельностью органов управления образованием.
Предлагаем восстановить межкомитетскую рабочую группу по дебюрократизации образования с приглашением представителей всех федеральных органов, которые могут увеличить бюрократическую нагрузку в вузах.
Эти и другие системные проблемы образования мы предлагали решить специальными законопроектами, но большинство из них, увы, отклонено большинством Государственной Думы. И в настоящее время мы рассматриваем законопроект об образовании для всех в течение всей жизни.
Уважаемые коллеги, мы надеемся, что следующий доклад будет межведомственным и аналитическим, а пока хочу сказать, что мы поддерживаем, положительно оцениваем работу Министерства науки и высшего образования, готовы работать и с министерством, и с правительством в целом, чтобы обеспечить нашей стране подлинный образовательный и технологический суверенитет.
Фальков В. Н.:
-Уважаемые депутаты, уважаемый Иван Иванович, я хочу от всей души поблагодарить за еще раз подготовку к "правительственному часу". Мы встретились со всеми фракциями. Было расширенное заседание двух комитетов, профильного комитета и Комитета по контролю. И везде получился содержательный разговор, и, в общем, такого рода встреча - это еще и обратная связь.
Спасибо большое.