22 мая под председательством Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам, академика РАН Владимира Ивановича Кашина состоялись парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»
В парламентских слушаниях приняли участие и выступили: Министр сельского хозяйства РФ О.Н.Лут, Аудитор Счетной палаты РФ С.В.Мамедов, Статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ М.И.Увайдов, Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации В.С.Фисенко, Статс-секретарь-заместитель Министра просвещения Российской Федерации А.А.Корнеев, Заместитель Министра науки и высшего образования Д.В.Пышный, Заместитель Руководителя Федерального дорожного агентства И.В.Костюченко, Председатель Правления АО «Россельхозбанк» Б.П.Листов, Генеральный директор АО «Росагролизинг» Б.П.Косов, Заместитель генерального директора АО «Почта России» А.Т.Козонов, депутаты Государственной Думы, академики Российской академии наук, руководители научно-исследовательских центров и образовательных организаций, руководители сельхозпредприятий крестьянских фермерских хозяйств, представители отраслевых союзов, ассоциаций и профсоюза работников АПК.
Председатель Комитета по аграрным вопросам, академик РАН В.И.Кашин в своем выступлении отметил, что «сегодня одна из важнейших задач – создание условий для сохранения людей на сельских территориях. Для этого необходимо системное развитие социальной инфраструктуры и жилищного строительства, подготовка кадров, создание рабочих мест и достойной оплаты труда, а также другие не менее важные вопросы для крестьян».
Владимир Кашин подчеркнул, что необходимо обеспечить сохранение исходных целевых показателей Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ), с учетом возможности увеличения финансирования мероприятий этой госпрограммы.
«При всей важности госпрограмма развития сельских территорий хронически недофинансируется. С 2019 года составило 700 млрд. Поэтому считаю, что необходимо менять подходы к финансированию. Выделяемые деньги на село должны быть окрашены. Внутри самой программы необходимо выделить отдельных два направления: поддержка многодетных семей и создание рабочих мест для молодежи», - сказал председатель Комитета Владимир Кашин.
Министерство сельского хозяйства с 2025 года корректирует подход к реализации госпрограммы развитие сельских территорий, создаётся опорная сеть сельских населённых пунктов и прилегающих территорий, совместно с регионами разрабатывается шестилетний план развития, реализация которого будет проводиться через синхронизацию ресурсов программы КРСТ и всех других госпрограмм, которые затрагивают мероприятия в сельской местности.
Участники парламентских слушаний обсудили вопросы инфраструктурной перестройки сельских территорий, включая сельские дороги, школы, объекты культуры и спорта, фельдшерские пункты, почтовые отделения и другие направления, которые обеспечат положительный имидж села и позволят сохранить численность сельского населения и кадровый потенциал в аграрной отрасли.
Участники парламентских слушаний приняли на основу рекомендации.
Рекомендации будут доработаны на площадке Комитета по аграрным вопросам с учетом предложений поступивших от представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных, коммерческих и некоммерческих организаций, а также от сельхозтоваропроизводителей.
Проект Рекомендаций прилагается.
Доклад Председателя Комитета по аграрным вопросам будет размещен дополнительно.
***
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
парламентских слушаний на тему:
«Законодательное обеспечение реализации Государственной программы
«Комплексное развитие сельских территорий»
«22»мая 2024 г. Малый зал Государственной Думы
Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих, в том числе общественных и научных, организаций обсуждение вопросов законодательного обеспечения реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Главный вектор развития сельских территорий – это создание условий для устойчивого повышения качества и уровня жизни сельского населения, основанной на преимуществах сельского образа жизни в целях сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и обеспечения выполнения ими общенациональных функций - производственной, демографической, экологической, пространственно-коммуникационной, культурно-этнографической. Экономически и социально высокоразвитые сельские территории - основа территориальной независимости и укрепления продовольственной безопасности России.
Численность сельского населения в России продолжает сокращаться. По оценочным данным Росстата, на 1 января 2024 года численность сельского населения России составляет 36,624 млн человек, что на 168 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2023 г. (36,792 млн человек). За последние 5 лет доля сельского населения Российской Федерации сократилась с 25,4 % (на 1 января 2019 г.) до 25,06 % (на 1 января 2024 г.).
Согласно прогнозным расчетам Росстата, к началу 2036 г. в случае реализации среднего варианта прогноза численность сельского населения сократится по сравнению с началом 2023 г. на 2,4 млн и составит 34,386 млн человек
Существует значительная региональная дифференциация демографической ситуации в сельских поселениях. В частности, в 2015-2022 гг. численность сельского населения уменьшилась в 62 субъектах России, в наибольшей степени (на 20% и более) в Кировской, Костромской и Магаданской областях. Увеличилась численность сельского населения только в 21 регионе. Наибольший прирост отмечен в Калининградской, Калужской, Московской областях и г. Севастополь.
Наибольший прирост (10‰ и более) сложился в республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чеченская и Ямало-Ненецком автономном округе. В 67 субъектах России отмечается естественная убыль сельского населения. Лидируют по этому индикатору Псковская (-13,7‰), Магаданская (-13,5‰), Курская (-13,3‰), Смоленская (-12,9‰) области и Республика Карелия (-13,5‰).
Основным фактором уменьшения численности жителей сельских территорий остается естественная убыль, складывающаяся под значительным влиянием негативной трансформации половозрастной структуры населения. Доля населения в возрасте 60 лет и старше может повыситься к 2035 г. до 28,1 процента. Только за счет этого фактора относительная естественная убыль сельского населения может увеличиться в 1,5 раза – с 5 промилле в 2022 г. до 7,6 на начало 2035 года.
Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.
Среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств растут опережающим темпом и их отставание от городского уровня сокращается. Если в 2010 г. их величина составляла 62,3% от показателя по городу, то в 2022 г. – 67,1 процента. Однако при этом абсолютная разница в числовом значении этих индикаторов в городе и на селе, определяющая разрыв в покупательной способности городских и сельских домохозяйств, продолжает расти. В 2022 г. она составила 12,6 тыс. руб., увеличившись за последние 12 лет вдвое.
Основной компонент располагаемых ресурсов домашних хозяйств – денежные доходы в расчете на члена домохозяйства на сельских территориях не достигают и 2/3 городского уровня. За последние 12 лет абсолютная разница в их величине в городе и на селе увеличилась в 2,1 раза.
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в сельском хозяйстве с показателем по экономике в целом улучшается. Если в 2010 г. оно составляло 48,7%, то в 2022 г. – 64,7%, а по группе базовых отраслей, включая сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство – 71,6 процентов. Вместе с тем необходимо отметить, что темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве недостаточны для сокращения ее абсолютного отставания от размера заработной платы в среднем по российской экономике. Этот индикатор устойчиво увеличивается и в 2022 г. достиг уже 23,1 тыс. рублей.
Важнейшим индикатором уровня жизни населения является показатель доли расходов домохозяйства на питание. В потребительских расходах сельских домохозяйств удельный вес расходов на покупку продуктов питания в 2022 г. составил 38,8%. В странах с высокоразвитой экономикой доля расходов на питание варьирует от 12 до 20%.
Главным статистическим индикатором реализации национальной цели № 1 на период до 2030 г. («сохранение населения, здоровье и благополучие людей») является снижение вдвое уровня бедности. Особенно актуальна эта проблема на сельских территориях, где, по данным проводимого Росстатом выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, к числу малоимущих относится практически каждый пятый житель, тогда как в городе – каждый семнадцатый. Сегодня за порогом бедности находится более 7 млн сельчан. На сельские поселения приходится 52% малоимущих при том, что сельское население составляет четверть населения страны. Без преувеличения можно сказать, что у российской бедности «крестьянское лицо»
Занятость является основополагающим фактором материального благосостояния людей.Отраслевая структура занятого сельского населения трансформируется в направлении снижения уровня занятости аграрном секторе, так, в 2022 г. в агросфере было занято 3014 тыс. человек, что составляет 18,7% общей численности занятого сельского населения.
На селе процесс снижения уровня безработицы идет очень медленно. Российская безработица, как и раньше, концентрируется в сельской местности. На село приходится 31,5% общей численности российских безработных, тогда как удельный вес сельского населения составляет 25% общей численности населения страны.
Сельская безработица по-прежнему носит более затяжной характер, чем городская. Наибольшее число безработных в городской местности (30,7%) заняты поиском работы от одного до трех месяцев, в то время как на сельских территориях максимальный удельный вес (24,1%) в структуре безработных по продолжительности поиска работы приходится на лиц, которые ищут работу 12 и более месяцев. Среднее время поиска работы составляло в 2022 г. в городе 5,8 месяца, на селе – 7 месяцев.
Разрыв между общей численностью безработных и численностью безработных, зарегистрированных органами службы занятости, устойчиво растет как в целом по всему контингенту безработных, так и по безработным в трудоспособном возрасте. В 2022 г. было зарегистрировано только 23% общей численности сельских безработных, в том числе 23,7% в трудоспособном возрасте, против 34,8 и 35,6% в 2010 году. По существу, данную группу респондентов можно отнести к малоимущим, то есть находящимся за границей бедности или у этой границы.
В России в последние годы сложилась устойчивая тенденция повышения предложения рабочих мест. При этом число вакансий на сельском рынке труда растет опережающим темпом. Их доля в общем количестве заявленных вакансий выросла с 15% в 2016 г. до 16,8% в 2022 году.
В то же время число и удельный вес вакансий, заявленных работодателями, хозяйствующими в агросфере, снижаются. Если в 2016 г. было заявлено 18,5 тыс. вакансий квалифицированных работников и неквалифицированных рабочих сельского и лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства (10,5% от общего числа вакансии в сельской местности), то в 2022 г. – соответственно 16,2 тыс. вакансий или 6 процентов.
Основой самозанятости сельского населения является сельскохозяйственное производство в малых формах хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). При этом малый сектор является важнейшей составляющей обеспечения продовольственной безопасности России. Так, по данным Росстата, в 2020 г. ЛПХ осуществляли производство около 35,7% молока, 18,6% мяса, 65,2% картофеля, 50,1% овощей и 64,2% плодов и ягод. В 2022 г. – соответственно 33,4%, 16,6%, 61,4%, 46,5%, 59,7%. То есть происходит снижение производства по всем перечисленным продуктам питания.
Дальнейшее снижение производства сельскохозяйственной продукции может пойти по нарастающей, поскольку в настоящее время эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для самозанятых, начавшийся с 2019 г., для сельских малоимущих граждан обернулся практически потерей возможности получения государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению ведение личного подсобного хозяйства. Согласно приказа Минтруда России от 3 августа 2021 г. № 536 получить помощь для ведения личного подсобного хозяйства смогут лишь те малообеспеченные граждане, которые прошли регистрацию в налоговых органах в качестве самозанятого. Действующий порядок оформления статуса самозанятого и ведения отчетности требует хороших навыков пользования интернет-технологиями, что для сельских жителей является сдерживающим фактором по ряду причин. Оплата налогов с первого месяца оформления контракта в принципе противоречит самому содержанию государственной социальной помощи. Более того, в Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве», четко прописан статус личного подсобного хозяйства, как формы непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и не подлежит налогообложению.
Сохраняется и проблема обеспечения граждан качественным жильем. За последние 12 лет сельский жилищный фонд увеличился на 18,7% и в 2022 г. составил 1065,5 млн квадратных метров.
Нуждаемость сельских семей в улучшении жилищных условий остается высокой. В 2021 г. в очереди на улучшение жилищных условий стояло 348,8 тыс. сельских семей. При этом число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, снижается. Если в 2011 г. таких семей было 52,5 тыс. (11,3% от числа стоящих в очереди), то в 2021 г. только 15 тыс. (4,3 процента)
Сохраняют высокую актуальность проблемы развития инженерной инфраструктуры. В 2022 г. удельный вес жилья, оборудованного всеми видами благоустройства, достиг 41,1 процента. Разрыв по данному показателю между городом и селом по сравнению с 2010 г. снизился с 3,2 до 2 раз.
Число сельских населенных пунктов, не имеющих водопровода, за исследуемый период снизилось на 14,8% в 2022 г. по сравнению с 2015 г., а протяженность водопроводных сетей увеличилась более, чем на одну треть. Однако при этом резко (почти на 1/3) возросла протяженность уличных водопроводных сетей, требующих замены. В 2022 г. в замене нуждалось более 2/5 уличных водопроводных сетей. Основная причина их высокого износа – недостаточное обновление сетей и сооружений водозабора. На досрочный износ водопроводных сетей также влияет ухудшение качества водных ресурсов.
Положительные изменения происходят в газификации сельских населенных пунктов. Так, в 2022 г. в результате действия (с апреля 2021 г.) Программы социальной газификации прирост газовых сетей на селе увеличился на 28,7 процента.
Дороги местного значения требуют особого внимания. За 2011-2022 гг. в России протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличилась на 750 тыс. км и составила 1,6 млн километров. Почти весь прирост произошел за счет дорог местного значения, протяженность которых возросла в 3,6 раза. Данное обстоятельство обусловлено изменением статистического учета. С 2012 г. в состав местных дорог были включены улицы городских и сельских поселений. В результате в 2022 г. доля этих дорог в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования резко возросла – до 64% против 34% в 2010 году. Однако доля дорог с твердым покрытием по местным дорогам составляет 58 процентов, что значительно увеличивает затраты на перевозки по сети грунтовых автодорог, увеличивая их в 2 – 3 раза.
Тенденция сокращения числа организаций социальной сферы на селе сохраняется. В частности, число дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) только за последние 12 лет (2011-2022 гг.) уменьшилось на 3,1 тыс. (15,9 процента). При этом число мест в ДОУ увеличилось почти на 30%, что свидетельствует об укрупнении детских учреждений и, следовательно, снижении их территориальной доступности. Техническое состояние ДОУ улучшается. Удельный вес зданий, требующих капитального ремонта и/или находящихся в аварийном состоянии, за анализируемый период сократился в 2,8 раза и в 2022 г. составил 9,8% против 27,8 в 2010 году
Число автобусов, предназначенных для перевозки учащихся, увеличивается, но их дефицит остается существенным. В 2022 г. перевозку обучающихся в сельских школах осуществляло 22390 автотранспортных средств, в которых имелось 435,3 тыс. пассажирских мест. Численность обучающихся в сельских школах, нуждающихся в подвозе, составляла 805,8 тыс. человек, охвачено подвозом было в целом 93,7% нуждающихся. Потребность в подвозе к школе менее всего удовлетворена среди обучающихся в 10-11(12) классах.
Доля малых населенных пунктов, в которых расположены учреждения образования, ниже 10%, в крупных населенных пунктах этот показатель более 66%, в связи с чем, дети, проживающие в малых и средних населенных пунктах, вынуждены посещать учреждения образования за пределами населенных пунктов, в которых они проживают.
В сельской местности продолжается сокращение числа круглосуточных стационаров (больниц) и коек в них, что связано с дальнейшей «оптимизацией» их сети. Сокращение числа больничных учреждений отчасти компенсируется преобразованием больниц в амбулаторно-поликлинические учреждения.
Снижается обеспеченность сельского населения врачами и средним медицинским персоналом, сокращается число станций скорой помощи (по отношению к 2015 года). Стабильно нарастает дефицит врачебных кадров и среднего медицинского персонала. Если в 2010 г. дефицит врачей составлял 11,9%, а среднего медперсонала – 4,2%, то в 2022 г. – соответственно 19,6% и 13,2 процента.
Большинство зданий медицинских учреждений в сельской местности остается в неудовлетворительном состоянии, хотя положительная динамика имеет место. В 2021 г. 91% зданий медицинских организаций были в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта, в 2022 г. – 77,4 %.
Объекты культуры на селе представлены главным образом учреждениями культурно-досугового типа и сельскими библиотеками. За последние 12 лет число культурно-досуговых учреждений сократилось на 4,4 тыс. – почти на 11 процентов. Правда, в последние годы благодаря реализации госпрограммы России «Развитие культуры», наметилась обратная тенденция. В 2022 г. на селе насчитывалось учреждений культурно-досугового типа на 1,3 тыс. больше, чем в 2015 году.
При этом приостановлена тенденция концентрации мест в культурно-досуговых учреждениях, что повышает их доступность населению. Однако, в расчете на 1 тыс. жителей обеспеченность сельского населения учреждениями культурно-досугового типа снижается.
Сфера библиотечного обслуживания на селе в долгосрочной динамике также сокращается, но более низкими темпами. Число библиотек по сравнению с 2010 г. сократилось на 3,2 тыс. (9%). В последние годы, как и по учреждениям культурно-досугового типа, наметился рост их числа. Увеличиваются также число пользователей библиотек и охват населения библиотечным обслуживанием
Динамика развития физкультуры и спорта в сельской местности в целом за анализируемый период сложилась достаточно позитивно. Число спортивных сооружений увеличилось на 3,5 тыс. (3,3 процента). Однако по сравнению с 2015 г. в инфраструктуре физкультуры и спорта произошел некоторый спад, в том числе по плоскостным сооружениям, на которые приходится 60% всех спортивных сооружений. При этом численность и удельный вес сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, устойчиво растут. В 2022 г. 42,1% жителей сельских поселений против 26,2% в 2015 г. систематически занимались физической культурой и спортом.
Динамика инфраструктуры розничной торговли и общественного питания в сельской местности в период 2015-2022 гг. в сфере розничной торговли и особенно в сфере общественного питания произошел инфраструктурный спад, что, по всей вероятности, было обусловлено ковидной пандемией. В целом за анализируемый период сеть предприятий розничной торговли сократилась на 17,8 тыс. (8,2%), а общественного питания – на 0,8 тыс. (8,6 процента). Стабильно идет процесс укрупнения объектов торговли, что снижает их территориальную доступность жителям сельских поселений. Если в 2010 г. в среднем на одно предприятие приходилось 51,9 м2 торговой площади, то в 2015 г. – 54,5 м2, в 2022 г. – 64,6 квадратных метра. В целом за период размер сельского магазина увеличился почти на одну четверть.
Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях обеспечивает повышение благоустройства сельского жилищного фонда, общественных зданий, производственных и социальных объектов и нивелирует качественные различия в жилищных условиях и сфере обитания городского и сельского населения. Развитие инженерной инфраструктуры осуществляется по следующим направлениям: газификация, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, связь и телекоммуникации.
За последние 7 лет одиночное протяжение уличной газовой сети увеличилось на 101,3 тыс. км (в 1,3 раза). В 2022 г. в результате действия (с апреля 2021 г.) Программы социальной газификации.
Число сельских населенных пунктов, не имеющих водопровода, за исследуемый период снизилось на 15,6 тыс., или 14,8%, а протяженность водопроводных сетей увеличилась более, чем на одну треть. Однако при этом резко (почти на 1/3) возросла протяженность уличных водопроводных сетей, требующих замены. В 2022 г. в замене нуждалось более 2/5 уличных водопроводных сетей. Основная причина их высокого износа – недостаточное обновление сетей и сооружений водозабора. На досрочный износ водопроводных сетей оказывает также влияние ухудшение качества водных ресурсов.
Масштабы охвата сельских территорий мероприятиями ГПКРСТ снижаются. По данным Минсельхоза России, за первые два года ее реализации были улучшены условия жизнедеятельности около 8 млн человек, в 2022 г. – 1 млн, в 2023 г. по предварительным данным – 1,5 млн человек.
По данным о фактическом исполнении законов о федеральном бюджете и расходах, предусмотренных на 2023-2025 гг., объем финансирования ГПКРСТ составляет 315,3 млрд рублей. Это в 3,5 раза меньше по сравнению с ее базовой версией. Удельный вес расходов на реализацию ГПКРСТ в общих расходах федерального бюджета в 2020-2025 гг. составляет 0,17% против 0,58% по базовой версии.
Мероприятия проводятся практически только в крупных населенных пунктах, поскольку Программа ориентирована на «точки роста». Следствием такой политики является углубление межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации развития села.
В обустройстве села помимо специальной программы участвует множество других государственных программ и национальных проектов. Действительно, из 37 действующих госпрограмм имеет отношение к развитию сельских территорий 30 программ, в том числе к социальному обустройству села 16, из них 11 общенациональных и 5 региональных. На необходимость отражения их конкретного вклада в развитие села указывалось в поручениях Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 01.05.2014 года № Пр-995 ГС и по вопросам обеспечения доступности услуг в социальной сфере для граждан от 21.07.2015 года № Пр-1441. Однако определенные шаги в этом направлении были сделаны только в 2021 г. в рамках постановления Правительства Российской Федерации «О системе управления государственными программами Российской Федерации», которым установлено, что в комплексных программах дополнительно подлежат аналитическому отражению, включая показатели (мероприятия) и их финансовое обеспечение, соответствующие сферам (отраслям) их реализации направления деятельности, включенные в состав иных государственных программ.
В настоящее время в российском законодательстве на федеральном уровне отсутствует специальный нормативный правовой акт, посвященный развитию сельских территорий. Правовое регулирование этих вопросов рассредоточено по множеству нормативных правовых актов, регулирующих использование земли, лесов и вод, охрану окружающей среды, хозяйственную, градостроительную деятельность, доходы и занятость населения, обеспеченность жильем, развитие социальной и инженерной инфраструктуры. В то же время в субъектах России прецеденты принятия законов, регулирующих развитие сельских территорий (и агросферы в рамках одного документа), имеются. Например, Закон Красноярского края от 21 февраля 2006 г. № 17-4487 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края» (в ред. от 10.11.2022 г.), Закон Ульяновской области от 03 июня 2015 г. № 82-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с устойчивым развитием сельских территорий Ульяновской области» (в ред. от 09.02.2023 г.).
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Проработать вопрос о целесообразности разработки проекта федерального закона о развитии сельских территорий, реализующего триединый подход к развитию села (экономический, социальный, экологический аспекты) для достижения национальных целей развития России, взяв за основу проекты, разработанные членами Отделения сельскохозяйственных наук РАН.
2. Рассмотреть возможность внесения поправок в действующий Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ (об отмене налога для самозанятых по направлению «Ведение личного подсобного хозяйства»).
- 3. Вынести на повторное рассмотрение законопроектов:
- № 1235820-7 «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» (о предоставлении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за длительный сельскохозяйственный стаж работающим пенсионерам);
- № 1228724 -7 «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» (о расширении круга лиц, имеющих право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии);
2. Правительству Российской Федерации:
-обеспечить сохранение исходных целевых показателей Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», с учетом возможности увеличения финансирования мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;
- предусмотреть возможность перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета между мероприятиями Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», а также правил внесения изменений в распределение объемов иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях ее реализации между субъектами Российской Федерации и между периодами реализации (текущим финансовым годом и плановым периодом) по аналогии с правилами перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов;
- увеличить размер государственной поддержки, предоставляемой органу местного самоуправления на реализацию проектов за счет субсидии в рамках мероприятий по благоустройству сельских территорийдо 4 млн. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- рассмотреть возможность придания сельским территориям особого статуса - территорий опережающего социально-экономического развития, имеющих преференции и особые условия ведения хозяйственной деятельности, направленные на привлечение инвестиций, создание комфортных условий жизнедеятельности населения.
- при формировании расходов на развитие сельских территорий использовать нормативный метод, взяв за основу разрабатываемые стандарты обеспечения комфортной жизнедеятельности с учетом характера сельского расселения, образа жизни и региональных особенностей, не допускать измельчения сельской поселенческой сети;
- в целях научно-аналитического сопровождения реализации основных направлений комплексного развития сельских территорий восстановить проведение комплексного мониторинга состояния социально-трудовой сферы сельских территорий (проводимого ранее на базе ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ); предложить практику формирования и рассмотрения Правительством Российской Федерации ежегодного доклада «О состоянии комплексного развития сельских территорий»;
- принять меры к нивелированию различий между малыми, средними и крупными сельскими по обеспеченности основными объектами социальной и торгово-бытовой инфраструктуры, уровню благоустроенности различными видами коммуникаций и экономическому потенциалу;
- рассмотреть вопрос изменения подхода к отбору проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, положив в его основу уровень социально-экономического развития регионов, что позволит сделать конкурсный отбор справедливым и конкурировать субъектам в равных условиях;
- рассмотреть вопрос о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по отбору проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций;
- усилить контроль за качеством и доступностью оказания медицинской помощи, а также лекарственного обеспечения сельских жителей;
- в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости сельского населения» уделять внимание развитию несельскохозяйственной занятости сельского населения, в том числе в сферах лесной промышленности, производства строительных материалов, народных ремесел и промыслов, и т.д;
- принять меры к усилению роли средств массовой информации в формировании позитивного отношения граждан к жизни на сельских территориях, в том числе, включению в сетку вещания федеральных телевизионных каналов программ, посвященных сельским территориям и сельскому хозяйств;
- организовать разработку и внедрение нормативно-правовых механизмов, содействующих ранней профориентации и профессионализации школьников на работу в сельских территориях (создание агроклассов как модели сетевого взаимодействия «Агрокласс – ВУЗ/НИИ – сельские территории»);
- разработать систему «профессионального лифта» для молодых специалистов и ее внедрение с целью их привлечения в сельские населенные пункты;
- оказывать содействие развитию движения сельскохозяйственных студенческих отрядов.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
разработать механизмы нивелирования разрыва в продолжительности жизни в городской и сельской местности (убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры), а также масштабов безработицы в сельских поселениях;
содействовать самозанятости сельского населения (сельскохозяйственное производство в малых формах хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), который является важнейшей составляющей обеспечения продовольственной безопасности);
на основе лучших практик субъектов Российской Федерации по предоставлению регионами мер социальной поддержки медицинских работников, педагогов, социальных работников, деятелей культуры, работающих в сельской местности, разработать и обеспечить финансированием территориальные программы социальной поддержки работников организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, оказывающих помощь сельскому населению;
расширить практику создания разноуровневых образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи), образовательно-производственных кластеров (вузы, СПО, сельхозтоваропроизводители);
принимать меры по развитию сети автомобильных дорог местного значения;
содействовать увеличению плотности размещения объектов социальной сферы на сельских территориях;
принимать меры по увеличению уровня охвата детей, проживающих в малых и средних населенных пунктах, учреждениями дошкольного и общего образования;
разработать механизмы сохранения трудоспособного населения в сельской местности и привлечения молодых высококвалифицированных кадров (сложные социально-бытовые условия проживания на сельских территориях усугубляются отсутствием невысокой оплатой труда).
Председатель Комитета В.И.Кашин.