4 сентября президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган провели переговоры в Сочи. По их итогам состоялась совместная пресс-конференция. Результаты встречи прокомментировал заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам Д.Г. НОВИКОВ.
– Встреча В.В. Путина с Р.Т. Эрдоганом не завершилась подписанием каких-либо совместных документов. Собственно говоря, этого никто и не ждал. И тем не менее переговоры носили во многом знаковый характер. Итоги встречи продемонстрировали усиление переговорных позиций России и укрепление ее влияния на международной арене.
Примечательно, что еще за несколько месяцев до бесед в Сочи Эрдоган заявлял публично, что достиг договоренности с Путиным о его визите в Турцию для проведения переговоров. Тут нужно учитывать общепринятые рамки дипломатической практики, особенно с учетом старательно возрождаемых турецким лидером традиций османской дипломатии. В такой ситуации визит Путина к Эрдогану мог истолковываться так: международные позиции Турции окрепли, а позиции России ослабли.
Кремль не подтверждал заявлений турецкого президента. И вот наконец встреча Путина и Эрдогана состоялась. Но произошло это не в президентском комплексе Кумурбашканлыги Кюллиеси, что находится в Анкаре, а в резиденции президента России в Сочи. Есть основания считать, что такое изменение анонсированного ранее места проведения переговоров само по себе примечательно.
Теперь об итогах самой встречи. Заявления Эрдогана о неизбежном продлении зерновой сделки – даже без участия в ней Москвы – так и остались выстрелом в воздух. Напомню, что 18 июля Россия вышла из данной сделки из-за того, что Запад проводит политику блокирования доступа нашей сельхозпродукции на мировые рынки.
Несмотря ни на что недружественные государства отказались вывести из-под санкций экспорт российского зерна и удобрений. Также они демонстрируют неготовность возобновить поставки в нашу страну сельхозтехники и запчастей, решить проблемы с логистикой и фрахтом судов, банковским обслуживанием, страхованием продовольственных поставок. Более того, они активно поощряли использование киевским режимом гуманитарных коридоров для проведения террористических атак по российским гражданским и военным объектам.
Сложившаяся ситуация означает, что Турции удалось выступить гарантом договоренностей, но не удалось ничего гарантировать в реальной жизни. Поэтому закономерно, что «черноморская инициатива» осталась в истории. Ракетные удары ВКС России по портовой инфраструктуре Украины обнулили ее экспортный потенциал и исключили саму возможность продления «зерновой сделки» без участия России.
Обсуждение в Сочи вопроса о создании в Турции газового хаба также не воплотилось в конкретные политико-экономические решения. А это значит, что стабильно зарабатывать на перепродаже российского газа Турция пока не сможет. Соблазн, конечно, велик, но мстительности Запада в Анкаре явно опасаются.
Поставки «Байрактаров» на Украину и передача Киеву боевиков «Азова» (организация запрещена в РФ) показали истинную цену возможностей Эрдогана проводить независимую от Запада политику. Как-никак Турция является членом НАТО и выходить из блока не собирается. Тем временем, явно не без ведома турецкого президента, реализуются действия по дестабилизации ситуации в Закавказье. Предпринимаются попытки вытеснить оттуда Россию. Налицо и желание Анкары активно влиять на ситуацию в ряде стран Центральной Азии. Все это мало способствуют укреплению взаимопонимания с Россией.
На таком фоне ожидать каких-либо прорывных решений от встречи в Сочи было очень сложно. Именно это и показали результаты переговоров. Москва больше не готова идти на уступки, жертвуя своими интересами, и Анкаре придется принять это как данность. И не просто принять, но и постоянно с этим считаться.
Доказательством правоты этих слов может являться подтверждение президентом Турции настроя на развитие взаимовыгодных отношений с Россией. Это касается и проекта строительства еще одной АЭС, и совместной договоренности с Катаром об экспорте российского зерна, и проблемы сирийского урегулирования.
Выстраивать близкие отношения с Россией в пику деструктивному влиянию западных партнеров – это то, что отвечает интересам самой Турции. Такая политика позволила бы превратить Черноморский и Закавказский регионы в зону мира и стабильности. Однако на данный момент видение Анкарой своей роли в мировых процессах не гарантирует реализации этого наиболее благоприятного сценария.