Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Депутаты КПРФ приняли участие в правительственном часе в Госдуме с участием министра Н.Г. Шульгинова

2023-03-15 17:07
Kprf.ru.

15 марта в Госдуме состоялся правительственный час. С докладом выступил министр энергетики РФ Н.Г. Шульгинов о реализации приоритетных проектов развития энергетики Российской Федерации. Ему задали вопросы и выступили депутаты КПРФ.

Шульгинов Н. Г., Министр энергетики Российской Федерации:

- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!

Прежде всего, благодарю вас за приглашение выступить на "правительственном часе". Реализация приоритетных проектов энергетики, о которых скажу дальше, была и будет невозможна без системных мер поддержки со стороны государства и в первую очередь на законодательном уровне. Минэнерго ценит возможность диалога Государственной Думы на таком высоком уровне, и то рабочее конструктивное взаимодействие, которое буквально идет в ежедневном режиме. Отдельно благодарю депутатов профильного Комитета по энергетике и лично Павла Николаевича Завального за плодотворное сотрудничество.

В 2021-2022 годах было принято 12 федеральных законов, разработанных Минэнерго, это важнейшие документы в части развития ТЭК, особенно хочу выделить законы, которые направлены на развитие социальной газификации, внедрение новой системы перспективного планирования в электроэнергетике, а также на усиление безопасности объектов ТЭК. Своевременно принимаются все необходимые подзаконные акты, и благодарим депутатов, а также Комитет по контролю, Олега Викторовича Морозова за конструктивное взаимодействие с правительством в рамках парламентского контроля.

В 2021 году ТЭК начал восстановление после спада, вызванного пандемией коронавируса. Рос уровень добычи и экспорта углеводородов, производства и потребления электроэнергии. Но в прошлом году было введено эмбарго на импорт российских энергоресурсов, установлен потолок цен на российскую нефть, нефтепродукты, газ. Совершена диверсия на газопроводах Северных потоков, введён запрет экспорта в Россию широкого спектра продукции и оборудования. Ряд европейских и американских компаний покинули российский рынок.

В условиях внешних вызовов в 2022 году ключевые показатели отраслей ТЭК показали разнонаправленную динамику. Добыча нефти продолжила тренд роста прошлых лет, добыча газа снизилась, добыча угля осталась стабильной, производство электроэнергии также продолжило динамику роста. Конкретные цифры приведены на слайде.

На 2023 год по нефти мы ожидаем, что уровень будет несколько ниже, в том числе связанный с добровольным сокращением добычи нефти. Уровень добычи газа продолжит снижение как в связи с отказом от него европейского рынка, так и со сроками переориентации энергопотоков на Восток. По углю прогнозируем сохранение текущего уровня, который в 2022 году восстановил высокий, допандемийный показатель 2019 года. Цифры по экспорту также представлены на слайде.

В 2022 году экспорт нефти увеличился, а экспорт газа и угля значительно сократился. При этом экспорт сжиженного природного газа вырос. Потребление электроэнергии в России увеличилось.

Минэнерго продолжило мониторинг цен на моторные топлива. В 2022 году цены на бензин фактически остались неизменными, а рост цен на дизель сохранился в пределах инфляции. В 2023 году также рассчитываем на сохранение динамики в пределах инфляции.

Уважаемые депутаты, задача по развитию страны, экономики и, следовательно, энергетики остаётся неизменной.

Перейду к основной части нашего "правительственного часа" - реализации приоритетных проектов, которые являются важной составляющей для достижения всех целей национального развития, определённых Президентом России.

Обширная программа газификации, планы по её расширению на новые регионы - это улучшение комфорта и безопасная среда для жизни. Сохранение инвестиционного потенциала, инновационность и цифровая трансформация отраслей ТЭК обеспечит рост ВВП и развитие экономики России.

Одним из основных приоритетов для нас продолжает оставаться налаживание функционирования всех отраслей ТЭК в наших новых субъектах Российской Федерации. Помимо восстановления многократно повреждаемой инфраструктуры электро- и газоснабжения проводим работу по формированию мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие новых регионов, создание необходимой инфраструктуры для восстановления развития промышленности и повышения качества жизни населения.

В настоящее время энергосистема и также система газоснабжения новых субъектов интегрированы технологически в единую энергосистему России, в единую систему газоснабжения России. Восстановлены электрические связи и магистральные газопроводы, в том числе со стороны Крымского полуострова. Разработаны режимные балансовые условия, которые позволили обеспечить электроснабжение Запорожской и Херсонской областей, в основном за счёт поставок из Крымской энергосистемы, с контролем при этом допустимой нагрузки Крымского энергомоста.

К восстановительным работам привлекалось более 3 тысяч сотрудников энергокомпаний, подрядных организаций, в том числе местных. Это позволило восстановить газоснабжение более 200 тысяч и электроснабжение более 50 тысяч потребителей.

Хочу с этой трибуны поблагодарить всех сотрудников, энергетиков, строителей, работников газовой, нефтяной промышленности за преданность своему делу и решение сложнейших задач в трудных условиях, в том числе с риском для жизни.

Но более амбициозные задачи ещё впереди. В течение ближайших трёх лет предстоит восстановить оборудование действующих объектов тепловой и гидрогенерации до располагаемой мощности - это примерно 3 с половиной гигаватт. Отдельную работу предстоит провести в энергосистеме Крымского полуострова, юга Кубани. Для повышения надежности работы энергосистем новых субъектов в планах восстановление более 200 объектов магистральных сетей. Масштабная работа предстоит и по распределительному сетевому комплексу, а также системе газоснабжения.

Помимо обновления инфраструктуры начато формирование сбалансированной системы технико-экономических отношений основных субъектов энергетики в новых регионах с учётом постепенного отраслевого законодательства. Запущены мероприятия по формированию имущественных комплексов системы электро- и газоснабжения по оздоровлению угольной отрасли.

Далее по отраслям.

Нефтяная отрасль. В нефтяной отрасли особое внимание Минэнерго уделяет вопросам стимулирования добычи. За последние два года были введены в эксплуатацию крупные месторождения, в том числе Северо¬Даниловское месторождение в Иркутской области, Тазовское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе, оба со сложными условиями разработки. Предложена разработка месторождения континентального шельфа Российской Федерации.

Минэнерго разработан и проходит согласование законопроект о морских нефтегазовых объектах, это плавучие и стационарные морские платформы, подводные добычные комплексы. Павел Николаевич Завальный детально в курсе этого законопроекта, рассчитываем на поддержку в его прохождении.

Реализуются другие приоритетные проекты, способные не только поддержать уровень добычи нефти, но и нарастить его. Среди них, прежде всего, проект по масштабному освоению Арктики, севера Красноярского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, это проект "Восток Ойл". Его ресурсная база - это 6 миллиардов тонн премиальной малосернистой нефти.

Реализация этого крупнейшего в мировой нефтегазовой отрасли проекта началась в 2020 году, и добыча должна начаться в 2024 году.

Будущее нефтяной отрасли во многом связано с разработкой трудноизвлекаемых запасов ... ТрИЗов. В Ханты-Мансийском автономном округе ведётся реализация федерального проекта "Технология освоения трудноизвлекаемых углеводородов". В 2022 году в его рамках запущен проект по созданию инновационной технологии термохимического воздействия на нетрадиционные. "Нефтеносный горизонт". Эта технология не имеет аналогов в мире и может обеспечить не только импортозамещение, но и импортоопережение в освоении ТрИЗ.

Особое значение имеет развитие нефтепереработки и поддержание стабильности внутреннего рынка моторных топливов. В 2022 году отрасль полностью удовлетворяла внутренний спрос.

Идёт реализация заключенных в 2021 году между Министерством энергетики и нефтяными компаниями инвестиционных соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих производств. Суммарные инвестиции в проекты нефтепереработки могут превысить 1 триллион рублей. Они позволят построить и ... 50 технологических установок по переработке, вторичной переработке нефти, что увеличит на 6 процентов выход светлых нефтепродуктов. 

Также продолжаются проекты по созданию нефтехимических мощностей на Дальнем Востоке и в Центральной части России. В связи с санкциями важно не только сохранение уровня добычи и переработки, но и экспорта и, соответственно, доходов федерального бюджета. Для этого ведётся плотная работа по переориентации поставок нефти и нефтепродуктов в страны Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Здесь хотел бы поблагодарить вас лично, Вячеслав Викторович, и депутатов за неизменную поддержку сложнейших для ТЭК вопросов в международных мероприятиях по линии Государственной Думы, в том числе в ходе ваших визитов в качестве главы официальных делегаций.

По поручению президента в декабре прошлого года вице-премьером Александром Валентиновичем Новаком был утверждён подготовленный совместно с "Транснефтью" план мероприятий по реализации развития инфраструктуры экспорта российской нефти на период до 2026 года. Для наращивания поставок нефти в страны АТР реализован проект расширения порта Козьмино на более чем 10 процентов с учётом трубопроводной инфраструктуры.

Продолжается реализация других приоритетных проектов по этой "дорожной карте", в том числе расширение магистральных нефтепроводов в направлениях порта Приморск, Новороссийск. Завершение планируется в 2025 году.

По газовой отрасли. В газовой отрасли одним из приоритетных проектов является магистральный газопровод "Сила Сибири". В конце 2022 года для наращивания его мощности в эксплуатацию введено крупнейшее на востоке страны Ковыктинское месторождение и участок газопровода "Ковыкта - Чаянда", который соединяет его с Чаяндинским месторождением. Это второй ресурсный центр Восточной газовой программы.

Благодаря этому, "Сила Сибири" введена по всей своей протяжённости - более 3 тысяч километров, созданы возможности для выполнения экспортных обязательств по поставкам газа в Китай и газоснабжения восточных регионов на десятилетия вперёд.

Прорабатываются вопросы строительства газопровода "Сила Сибири - 2" в перемычке между "Силой Сибири" и газопроводом "Сахалин-Хабаровск- Владивосток".

Подписано межправсоглашение по поставкам газа по дальневосточному маршруту. Пользуясь случаем, прошу депутатов Государственной Думы поддержать ратификацию этого международного договора.

В настоящее время министерством и "Г азпромом" ведётся корректировка Восточной газовой программы для консолидации ресурсной базы на ручных проектах, создания единой системы транспортировки, переработки и реализации газа. Цель корректировки - это ускорение газификации регионов Сибири и Дальнего Востока, независимо от внешней конъюнктуры.

Создание инфраструктуры для газификации Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия является важнейшей задачей.

На развитие и расширение экспорта также направлена российская отрасль производства сжиженного природного газа (СПГ). На сегодняшний день в России реализован ряд важнейших проектов: "Ямал СПГ", "Сахалин- 2", "Криогаз-Высоцк". В активной стадии реализации находится комплекс по переработке этансодержащего газа в поселке Усть-Луга. Это "якорный" проект ПАО "Газпром" в Ленинградской области по созданию крупного газоперерабатывающего и газохимического кластера.

Также за 2024-2029 годы "НОВАТЭКом" планируется завершить строительство комплексов и вывести на проектную мощность "Арктик СПГ 2", это плюс 26 миллиардов кубических метров, и "Обский СПГ". Все они в Арктике. Для дальнейшей реализации её ресурсного потенциала Минэнерго прорабатывает вопросы обеспечения экономической эффективности геологоразведки, строительства заводов по производству СПГ в Арктике.

Цель по СПГ остается неизменной - более 100 миллионов тонн СПГ начиная с 2030 года. Для этого нужно не только обеспечить технологический суверенитет, но и выделить достаточную ресурсную базу.

Наряду с экспортными реализуются проекты для расширения внутреннего потребления. В 2022 году введен в эксплуатацию комплекс по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе компрессорной станции "Портовая" производительностью полтора миллиона тонн СПГ в год. Новый завод может использоваться для подачи СПГ в Калининградскую область с помощью плавучей платформы "Маршал Василевский". Строительство этого комплекса, а также работа по увеличению полезного объема калининградского подземного хранилища газа позволит обеспечить энергетическую безопасность и доппотребности региона в газификации.

Уважаемые депутаты, вопросы газификации и догазификации в целом сегодня одни из главных в повестке. В 2022 году по поручению президента социальная газификация стала бессрочной. На сегодняшний день количество поданных заявок на догазификацию почти 1 миллион 200 тысяч. По ним заключено порядка 800 тысяч договоров. Газ подведен до границ 525 тысяч участков. Уровень газификации достиг 73 процента плюс 0,8 процента к прошлому году.

Регионами ведется работа по предоставлению субсидий на покупку газового оборудования отдельным категориям граждан: это ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий и члены семей погибших, многодетные семьи, малоимущие граждане. 

На эти цели регионам из федерального бюджета в этом году дополнительно выделено еще 2,4 миллиарда рублей для дотационных регионов.

По поручению президента ведется также масштабная работа по догазификации медицинских и образовательных учреждений, на данный момент 2 тысячи 860 образовательных и тысяча 750 медицинских учреждений, ну, правда, еще продолжается их инвентаризация.

Для обеспечения надежности газоснабжения Центрального энергорайона Республики Саха (Якутия), включающего 98 поселков, а также сам город Якутск, и подключения новых потребителей в рамках социальной газификации в рамках государственной программы "Развитие энергетики" реализуется проект строительства магистрального газопровода "Кысыл-Сыр" протяженностью 83 с половиной километра. Ввод в эксплуатацию - 2024 год.

Обеспечить рост внутреннего потребления природного газа также призвано развитие рынка газомоторного топлива. В настоящее время налажена государственная поддержка переоборудования транспорта на использование газа и создание заправочной инфраструктуры, расширен перечень субсидируемых регионов. В этом году запускаем также программу поддержки криоАЗС.

Еще одно направление приоритетное - это нефтегазохимия. Для раскрытия ее потенциала и привлечения инвестиций Минэнерго заключило пять соглашений с компаниями - производителями нефтегазохимической продукции, эта работа будет продолжена.

Сегодня с Минпромторгом прорабатываем поддержку мало- и среднетоннажной продукции, которая нужна нашей экономике.

В стране уже реализовано... реализуется более 35 проектов по созданию СПГ-заводов.

Угольная отрасль. В угольной промышленности в прошлом году продолжилась деятельность по переориентации поставок в дружественные страны АТР, в этом направлении нашими основными остаются Китай и Индия. В 2022 году продолжился рост поставок в эти страны.

Также продолжится рост производственной мощности угольных компаний, инвестиций в отрасль, налоговых поступлений, а также реализация приоритетных отраслевых проектов. В традиционных районах угледобычи, в частности в Кузбассе, за год были введены пять новых крупных добычных лав с запасами угля свыше 2 миллионов тонн каждая. До 2025 года планируется ввод восьми новых обогатительных фабрик.

Большой производственный инвестиционный потенциал для реализации угольных проектов имеет Дальневосточный федеральный округ. В Республике Саха (Якутия) продолжается строительство

горно-обогатительных комплексов "Денисовский", "Инаглинский" общим объемом добычи свыше 20 миллионов тонн, а также масштабное освоение Эльгинского месторождения коксующего угля, добыча на котором в 22-м году составила 20 миллионов, дальше будет увеличиваться до 45 миллионов тонн в год. Для экспорта угля с Эльгинского месторождения в Хабаровском крае реализуется инвестиционный проект по созданию транспортно¬логистического комплекса, который включает железнодорожную ветку и порт "Эльга" на побережье Охотского моря.

В российской Арктике на территории Красноярского края ведется реализация проекта по освоению Таймырского угольного бассейна с потенциалом отгрузки угля и угольной продукции по Северному морскому пути.

Для обеспечения реализации современных угольных проектов необходимо совершенствовать наше законодательство, в том числе в сфере экологии и промышленной безопасности.

Электроэнергетика. В соответствии с майскими указами Президента России Владимира Владимировича Путина продолжаем работу по достижению национальных целей и стратегических задач в энергетическом комплексе. Продолжилась реализация приоритетных проектов по вводу новых генерирующих мощностей    и развития электросетевой инфраструктуры.

В 2022 году в эксплуатацию введено 1,6 гигаватта, новые мощности, а также ряд электросетевых объектов, в том числе вторая цепь Кольско- Карельского сетевого транзита протяженностью тысяча километров напряжением 330 киловольт, который укрепил энергобезопасность трех регионов северо-запада.

В частности, это позволило решить проблему, не упуская мощности Кольской атомной электростанции, гидростанции в мурманской энергосистеме, а также построенной ветряной электростанции.

Одним из основных проектов комплексного плана модернизации инфраструктуры является строительство и модернизация объектов генерации и электросетевой инфраструктуры для увеличения провозной способности Восточного полигона железных дорог.

Минэнерго также обеспечило реализацию проектов по энергоснабжению проектов... объектов РЖД, промышленных потребителей территорий, примыкающих к БАМу и Транссибу.

В настоящее время завершено строительство более 2 тысяч мегавольт ампер трансформаторной мощности, более двух с половиной тысяч километров линий электропередач, благодаря чему провозная способность

Восточного полигона достигла по итогам 22-го года своего целевого значения. Для ее наращивания планируется обновление генерирующих мощностей посредством нового строительства и модернизации с увеличением их установленной мощности до 4,3 гигаватт.

Отмечу отдельно, что на реализацию указанных мероприятий мер бюджетной поддержки на сегодняшний день не предусмотрено.

Одна из важнейших выполненных министерством задач - совершенствование системы перспективного планирования в электроэнергетике через централизацию и принятие решений для дальнейшего развития электроэнергетики нашей страны.

В прошлом году был принят соответствующий закон, разработанный Минэнерго, и я благодарю вас за его поддержку.

Нормы закона вступили уже с 1 января. Это значимое событие для отрасли, которое позволит повысить качество планирования и развития электроэнергетики и уровень доверия к этому процессу.

В новой системе важно принимать оптимальные решения, не избыточные, не упрощенные, то есть те, которые обеспечат компромисс между надежностью и эффективностью, а также максимальную прозрачность.

В планах дальнейшее развитие единой энергосистемы страны, в том числе в соответствии со стратегией пространственного развития по определению инфраструктурных ограничений в стране.

Как вы знаете, сегодня объединенная энергосистема Востока работает от единой энергосистемы России, так сложилось исторически.

Еще в 70-е года прошлого века рассматривался вопрос о синхронизации энергосистем, но не удалось сбыться этому решению.

В прошлом году началась реализация этого проекта.

Мы прекрасно понимаем, что он даст существенный эффект и увеличит пропускную способность между энергосистемами Сибири и Востока, сократит общую потребность в генерирующей мощности и в резервах электростанций, повысит надежность и качество электроснабжения потребителей, прежде всего тяговых транзитов - БАМа и Транссиба. И что особенно важно, запустит на Востоке страны механизмы конкурентного ценообразования.

Планируем реализовать проект в два этапа со строительством линий 220 и 500 киловольт.

К ключевым проектам в электроэнергетике также можно отнести усиление межсистемных связей между объединенными энергосистемами Сибири и Урала, это повышение энергобезопасности, увеличение пропускной способности в направлении Тамани, строительство новых генерирующих объектов на территории Крыма и Тамани.

В сфере гидроэне ргетики министерством определены 8 приоритетных наиболее проработанных проектов гидроэлектростанций суммарной мощностью 4,7 гигаватта в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Продолжится реализация мероприятий госпрограммы социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя.

До 2027 года предусмотрено строительство и реконструкция еще 31 объекта электросетевого хозяйства, в том числе, полное обновление изношенной электросетевой инфраструктуры Южного берега Крыма. Дополнительно разработана и начата реализация программы развития электросетевого комплекса города Севастополя, это строительство четырёх новых центров питания и дополнительных межсистемных связей.

Основой для создания стимула по реализации проекта является качественное правовое регулирование. В дальнейшем мы планируем ряд изменений, а именно: усовершенствовать правовую основу работы оптового рынка электроэнергии и мощности, доработав механизм конкурентного отбора, который позволит обеспечить более точное определение параметров спроса и предложений о снижении резерва мощности.

Кроме того, необходимо внедрение механизма дифференцированной оплаты мощности в зависимости от востребованности генерирующего оборудования, что создаёт экономические стимулы для поставщиков к повышению эффективности работы, решить вопросы консолидации территориальных сетевых организаций, 40 процентов которых не соответствует требованию надёжного функционирования. Напомню, что в 2022 году было 1700 ТСО, в 2023 году их количество сократилось до 1300 (на 23 процента).

Планируем, что в апреле соответствующий законопроект будет внесён в Государственную Думу.

Отдельно хочу сказать о ВИЭ (возобновляемых источниках энергии).

В сфере возобновляемой энергетики ... приоритетных проектов и мер их поддержки. Благодаря им в эксплуатацию было введено в прошлом году 400 мегаватт мощностей ВИЭ. По итогам года совокупная мощность ВИЭ России составила более 5,7 гигаватт. Требования к производителям ВИЭ на оптовом рынке по повышению обязательной доли локализованного российского оборудования, а также по наличию экспортных поставок планируем сохранить.

Для нас также важно и то, как объекты ВИЭ и генерации будут интегрированы в единую энергосистему России, чтобы избежать возможных аварий и сбоев в работе, а также с учётом неравномерной и связанной с природными факторами их работы. В настоящее время системный оператор и представители отрасли активно работают по этому направлению, создав специальную рабочую группу.

Международная деятельность. Отдельно остановлюсь на теме общих рынков энергоресурсов ЕАЭС и Союзного государства.

В части формирования общего рынка, электроэнергетического рынка ЕАЭС работаем над созданием нормативной базы, включая правила взаимной торговли, идёт согласование международных договоров по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Есть принципиальные разногласия, но ведём активную работу.

Существенно продвинулись в интеграции с Белоруссией по электроэнергетике, согласован проект договора о формировании объединённого рынка электрической энергии Союзного государства, предусматривается, что он заработает уже с 1 января 2024 года.

Продолжается работа по согласованию международных договоров по формированию объединенных рынков нефти и нефтепродуктов Союзного государства.

Отдельный межотраслевой приоритет - это замещение критичных технологий, используемых в ТЭК отечественными разработками. В прошлом году мы все стали свидетелями, как реализовались те угрозы, которые были обозначены в принятой в 2019 году доктрине энергетической безопасности России. Поэтому мы особое внимание уделяем снижению зависимости ТЭК от импорта оборудования, комплектующего и программного обеспечения...

Программного обеспечения иностранного производства.

Для замещения отраслевых цифровых продуктов и ... включая программно-аппаратные комплексы, и в прошлом году при участии Минэнерго было создано, созданы индустриальные центры компетенций "Нефтегаз и нефтехимия" и "Недроиспользование", а также "Электроэнергетика". Этими центрами суммарно отобраны 56 проектов по ключевым направлениям импортозамещения, по которым ведется активная работа по созданию продуктов, превосходящих по своим возможностям зарубежные аналоги.

В угольной отрасли подготовлены техзадания на 78 критичных позиций горно-шахтного оборудования, теперь работу ведет Минпромторг по налаживанию производства на машиностроительных заводах. В электроэнергетике разработан и реализуется комплекс по развитию собственных компетенций в энергомашиностроении. В финальной стадии находится проект по созданию серийного производства российских газовых турбин большой мощности, силовые машины запускают турбины ГТЭ-170, турбина ГТЭ-65 поступит в эксплуатацию в 2024 году.

Объединенная двигателестроительная корпорация завершает освоение ГТД-110М, а российскими сервисными центрами уже осуществляется сервис и ремонт иностранного оборудования. В сетевом комплексе освоено производство электротехнического оборудования, трансформаторов, выключателей и комплектных распределительных устройств.

Российская промышленность может удовлетворить большую часть потребности в оборудовании для нефтегазовой отрасли. Создан первый отечественный комплекс установок для гидроразрыва пластов (ГРП). В настоящее время проходят промысловые испытания отечественного флота ГРП.

Внедряется отечественная система диагностики магистральных межпромысловых трубопроводов. На ряде ТПЗ введены установки замедленного коксования отечественной технологии, освоено и запущено оборудование для среднетоннажного производства СПГ.

В заключение отмечу, что с учетом обозначенных мною задач и приоритетов, впереди большая работа, в том числе по совершенствованию правовой базы. Необходимо и дальше повышать эффективность работы отраслей ТЭК,

сокращать их зависимость от иностранного импорта, обеспечивать надёжность и доступность электроснабжения потребителей и тем самым содействовать росту экономики нашей страны и улучшению качества жизни граждан. Такая работа будет продолжена вместе с депутатским корпусом.

Благодарю за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.

Арефьев Н. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Николай Григорьевич, сразу вопрос.

Не пора ли возвращать РАО "ЕЭС" к более эффективной советской модели, так как в рыночных условиях российская энергетика развиваться практически не способна?

За 32 года выработка электроэнергии увеличилась всего на 3,7 процента в то время, как за последние 20 советских лет в 2,3 раза. Затраты электроэнергии на единицу ВВП в России в шесть раз выше, чем в развитых странах. Тарифы на электроэнергию выросли в 28 раз. Удельный расход условного топлива на один киловатт час электроэнергии остался на уровне 93-го года. Рентабельность производства снизилась в два раза, 29 процентов объектов генерации в неудовлетворительном состоянии и 21 процент электросетей тоже.

Выходит, рыночные преобразования парализовали развитие энергетики и в количественном и качественном измерениях, значит, надо возвращаться к более эффективной советской модели.

Шульгинов Н. Г.:

- Я считаю, что возвращаться точно не нужно. Начну с того, что у советской модели были годы и, значит, целые десятилетия. Конец 70-х годов и середина 80-х годов, когда был дефицит мощности электрической энергии, каждый день вводились ограничения, в сутках, это примерно 50 процентов времени, частота электрического тока, значит, была снижена до 49 Герц. Кроме экономического ущерба был технологический ущерб, и там этих рыночных отношений не было, а была такая история.

Что касается снижений, о которых вы говорили. Я очень уважаю всегда работу с цифрами, но давайте по цифрам возьмем потребление электрической энергии.

Значит, оно начало снижаться после распада Советского Союза. Это геополитическая катастрофа и при этом снижалось и электропотребление, оно снижалось до 98-го года темпами больше трех процентов и за период до 98-го года снижение составило 23 процента.

Затем наступил 2008 год - снижение четыре с половиной процента. Затем локдаун наступил - снижение 2,3, вот посмотрите, с чего мы начинаем и стартуем.

Поэтому рост, наоборот, с 98-го по 22-й год производства электроэнергии составил 37 процентов, выработка почти 41 процент.

И то, что она, вы говорите, не стагнирует, ну давайте посмотрим на проекты, которые реализованы - Крым, инфраструктура вся, Крым, Крыма, Калининград, значит, то, что мы сегодня делаем по новым территориям, мы строим Восточный полигон, поэтому говорить про это, мне кажется, не совсем...

Ну мне кажется, можно с вами подискутировать по цифрам, по прошлому, что было в прошлом, в прошлые годы, и как всё работало в то время, энергетика, и как сегодня работает.

Мне кажется, та модель, которая сегодня работает, да, ее нужно совершенствовать, рынок совершенствовать нужно, но, мне кажется, мы достигаем тех успехов, модернизируя генерирующее оборудование, сетевой комплекс и так далее, и говорить о том, что мы, она работает плохо...

Мы даже соседям помогаем, вы же знаете, как соседям помогаем, Казахстану, сегодня с Кыргызстаном заключаем договора, ну поэтому мы работаем в таких условиях, обеспечивая... Ограничений у нас нету на потребление. Мы не ограничиваем, как наши соседи, Европа, например, которая на 15 процентов в снижает потребление газа, там, электроэнергии, мы этого не делаем. Мы забыли эту историю с 70-х годов об ограничении потребителей.

Алёхин А.А., фракция КПРФ:

- Уважаемый Николай Григорьевич, по заявлению "Газпрома" избыток газа в связи с сокращением экспорта составляет 85 миллиардов кубометров. В этой ситуации наиболее рационально перенаправить часть газа на внутренний рынок, ускорив процесс газификации населенных пунктов России. В частности, процесс перевода на газ угольных ТЭЦ, что значительно улучшит экологическую обстановку в крупных городах, в том числе участниках программы "Чистый воздух", нацпроекта "Экология", что полностью в русле майских указов президента.

В какие сроки планируется перевод на газ угольных ТЭЦ в Омске и Новосибирске, которые работают на неэкологических видах топлива: в Омске - на высокозольном экибастузском угле, а в Новосибирске - на буром угле. Похожие ситуации в Улан-Удэ, Барнауле и ряде других сибирских городов.

Спасибо.

Шульгинов Н.Г.:

- Ну давайте так. Газификация и вопрос газификации по Улан-Удэ вчера рассматривался на совещании у президента, который был в республике, и там был поставлен вопрос о газификации, в том числе с реализацией проекта "Сила Сибири-2", строительством отвода и так далее. Поставлены сроки, я думаю, в протоколе будут сроки обозначены.

Значит, что касается омских ТЭЦ. Омск включён в программу "Чистый воздух", на самом деле это так, и, ну пока по той программе, значит "Чистого воздуха" по Омску, пока нет перевода полностью на газ, есть только перевод, техническое перевооружение котлоагрегатов ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, значит, с установкой электрофильтров, и модернизация... по-моему, модернизация оборудования и строительство градирен, но мы знаем обращение губернатора в "Газпром", который обращается по выделению лимитов для перевода на газ двух этих ТЭЦ, и, значит, пока сегодня технической возможности не существует, нужно, значит, программно разрабатывать, значит, этот вопрос, и я знаю, что "Газпром" проводит технико-экономический анализ, чтобы... для того, чтобы определиться со сроками. В заявке, значит, губернатора это стоит 2030 год. Я думаю, к этому времени всё будет сделано.

Спасибо.

Куринный А. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Николай Григорьевич, по итогам прошлого года "Газпром" выплатил своим акционерам 1,2 триллиона рублей дивидендов вместо вложения в инфраструктуру, вместо того, чтобы передать эти деньги на газификацию регионов, это было выплачено, в том числе половина из них, из этих акционеров, это иностранные компании и физические лица.

Второй вопрос более узкий. 37 городов сегодня работают по программе альтернативной котельной. Людям при переходе на эту систему обещали, что тарифы на тепло от самых дорогих теплоисточников будут заморожены, у остальных будут постепенно подрастать до расчетного уровня.

Но в конце 2022 года методика была изменена. Стоимость гикакалории по альтернативной калории выросла, котельной, выросла на 60-70 процентов, то есть все теплоисточники получили право на увеличение тарифа, причем опережающими инфляцию темпами. Фактически людей ввели в заблуждение. Механизма выхода из единой ценовой зоны нет. Лоббисты настаивают на расширении в данном случае этого механизма. Вот отношение и позиция министерства, вашего министерства, по обоим ситуациям.

Спасибо.

Шульгинов Н. Г.:

- Ну давайте начнем со второго, значит, по поводу альткотельной.

Ну на самом деле, это механизм был для того, чтобы, значит, снизить аварийность в тепловых сетях в первую очередь, потому что те темпы, исходя из классического тарифного регулирования, позволяют заменять, значит, тепловые сети, там, ну два процента в год. Это при том состоянии сетей, аварийности, этого крайне недостаточно.

Поэтому когда компании приходят, предлагают, значит, свои финансовые ресурсы, с темпом возврата, там, через 15 лет, а такой объем - это 280 миллиардов они предлагают, это, конечно, нужно это всячески поддерживать, и мы это поддерживаем.

Что касается, значит...

Кстати, соглашение о том, чтобы применять метод альткотельной в том или ином регионе, оно определяется не нами, это проходят общественные обсуждения в регионе, поднимается наверх, значит, в правительстве распоряжением утверждается это, то есть это подход, который, значит, не выдуманный одним человеком, поэтому...

Что касается, что касается методики.

Значит, конечно, методика, она, вот прежняя методика, она была на базе данных 2015 года. Много чего поменялось. Этажность построек выросла, значит, налоги на землю изменились, мы ее просто, технические решения изменились, поэтому нужно было вносить эти изменения, это общепринятый порядок, который, в принципе, практически не привел к какому-то росту, просто, скорее всего, совпало с тем, что индекс платы граждан в этом, ну, при последнем регулировании составил там 9 процентов, поэтому это заметно и увеличило этот тариф, по сравнению с тем, что до этого было по 4 процента.

Поэтому дело даже не в методике специальной, это обычный там путь, который мы проходим, каждые пять лет, значит, модернизируя методику, улучшая её, повышая её качество и так далее. Но вопрос такой, что это решается на всех уровнях, и все регионы, муниципалитеты, города, правительство, Минэнерго знают, и этот документ проходит многослойную систему согласования.

Спасибо.

Левченко С. Г., фракция КПРФ:

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ровно год назад в этом зале мы обсуждали состояние нашей энергетики, и было бы правильным проанализировать, что изменилось за этот год. Сначала, что не изменилось.

Топливно-энергетический комплекс - это базис экономики страны, который обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей хозяйства, формирует огромную часть бюджетных доходов и валютных поступлений. В то же время это уязвимое место нашей экономики, в том числе и потому, что в структуре нашей экономики ТЭК имеет гораздо большее значение, чем в развитых странах (вы видите это на слайде).

К сожалению, добавив результаты 2022 года, я вынужден многие выводы повторить, а цифры упрямая вещь.

Современная российская электроэнергетика отличается быстрым устареванием оборудования, малым привлечением новых мощностей, большими потерями и скудными инвестициями. В итоге на собственные нужды и потери расходуется пятая часть всей произведённой электроэнергии, при этом три четверти мощности электростанций построено ещё в советское время.

Крайне остро стоит проблема износа сетевого хозяйства. Вы видите, что за 32 года, с 1990-го по 2022-й, рост производства электроэнергии 3,7 процента. В то же самое время в США 45 процентов, в Китае в 11 с половиной раз, в мире в среднем 24 процента.

Я обязан сказать, что при всех недостатках отрасли важнейшим стимулом для развития является увеличение потребления (вы уже могли оценить, как развитые страны увеличивают производство и потребление), важный показатель использования энергетических мощностей. На 1 января этого года установленная мощность составляет более 247 гигаватт. Коэффициент использования установленной мощности в прошлом году составил всего 51 процент.

Крайне важно, как экономика использует даже этот небольшой относительно потенциал. Вот сравнительные цифры затрат электроэнергии на единицу ВВП, как видите, Россия далеко позади.

Что делать? В Конституции России в 71-й статье записано: "В ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения..." и так далее. А на деле в 2009 году единый госорган управления энергетикой был разрушен, на его базе была зарегистрирована группа шести оптовых и четырнадцати территориальных генерирующих компаний, но и это ещё не всё. Доля иностранного капитала в энергетике составляет 30 процентов, самые мощные эффективные ГЭС Братская, Усть- Илимская, Красноярская в большой доле принадлежат иностранной компании, учрежденной правительством США, владельцами переданы в бесплатное пользование всех этих ГЭС, которые строила вся страна на государственные средства. В компаниях ТЭК в советах директоров в большой доле продолжают занимать места иностранцы. Сегодня вся наша энергетика находится в подвешенном состоянии. Наивная вера в бессмертное высказывание "Заграница нам поможет", не помогла Остапу Бендеру и не поможет и России, нужно рассчитывать и опираться на себя.

Всё познается в сравнении. Давайте сравним запланированные вложения в атомную энергетику в России и во Франции на ближайшие годы. У нас работает 38 энергоблоков, во Франции - 56 и будут введены ещё 6 нового поколения, в проект будет вложено более 50 миллиардов евро. Поэтому, помимо этого миллиард евро будет вложен и в создание модульных энергоблоков. Как видите на слайде, мы планируем инвестировать в отрасль в 43 раза меньше чем во Франции. Эксплуатанционщики вынуждены продлевать сроки эксплуатации энергообъектов, которые выработали свои нормативы.

Сейчас много говорят об увеличении экспорта энергоресурсов и даже в установлении новых рекордов. Да, это так. Цифры представлены на слайде. Вопрос в другом. Чему мы должны радоваться? Чего тогда стоили призывы об импортозамещении, удвоении ВПП, создании 10 миллионов высокотехнологических рабочих мест, что нужно слезть с углеводородной иглы и так далее?

Мы остаёмся страной, доля населения которой в мире 2 процента, а доля экспорта сырья в мире 40 процентов.

В последнее десятилетие возник и нарастает дисбаланс размещения центров потребления и производства энергоресурсов, растёт концентрация потребления в европейской части. Это уже свыше 60 процентов от потребления всей страны. А добыча и производство энергоресурсов сосредотачивается в северных и восточных районах страны - свыше 80 процентов от общего прироста.

Всё это, а также отсутствие государственной политики в области энерготарифов привело к тому, что с 1999 по 2018 годы цены в стране выросли в 6 раз. За это время цена электричества для промпредприятий выросла в 10 раз, для населения более чем в 15 раз. При таком огромном влиянии ТЭК на современное состояние развития всей страны государство не обеспечивает эффективной работы ТЭК в интересах большинства населения.

Рекомендации. Опыт Советского Союза в современной России, опыт зарубежных стран, добившихся наилучших показателей показывает, что без главенствующей роли государства на всех этапах целеполагания, планирования без сбалансированности ресурсов необходимого развития достичь невозможно. Уже и так потеряны десятилетия.

Поэтому необходимо воссоздание эффективной структуры Минэнерго, создание планового органа государственной власти, который бы координировал все цели, задачи и программы развития.

Уважаемый Николай Григорьевич, я помню, как два года назад на "Энергетической неделе" вы сказали, что для отрасли наступило время стратегического планирования, и даже издали приказ о составлении региональных энергобалансов. К сожалению, никакими реальными результатами это не закончилось. Напоминаю, что ещё в 2014 году по инициативе депутатов фракции КПРФ был принят закон о стратегическом планировании, который тоже по сути не выполняется. ТЭК - это системообразующая отрасль. Невозможно её развивать без науки, образования, транспорта, добычи природных ресурсов, машиностроения и многого другого. Результаты видны на примере энергомашиностроения, которое мы почти разрушили, покупая основное оборудование за рубежом. А во время СССР оно было лучшим в мире.

Для воссоздания отрасли требуется не менее 10 лет. И задача эта общегосударственная. Необходимо радикальное изменение нынешней экономической модели.

Необходима национализация и мобилизация страны и новая индустриализация.

Я благодарен Вячеславу Викторовичу за сегодняшнее выступление, за поддержку национализации энергетики...

Шульгинов Н.Г.:

- Я всё равно немножко прокомментирую, может быть, все фракции.

Начнём, Сергей Георгиевич. Ну, плохо, что, я вроде пытался сказать и на цифрах показать, и хотел дискуссию продолжить за пределами Думы, ну, наверное, всё же на цифрах, реальных цифрах, которые были в энергетике, в экономике, в том числе в Советском Союзе. И, значит, когда вы говорите, что нужно перенять опыт, да я же не против перенять опыт, но мы, наоборот, отрицаем опыт, который пришёл нам из той жизни. У нас понятие даже "веерное отключение" мы недавно исключили вообще из обиходного понятия, остались только те отключения, которые наши соседи называют стабилизационные отключения, это тогда было, когда у нас дефициты были, надо про эти дефициты вспомнить, к чему это приводило. Выглядели, по сравнению с Европой, там, ну я не знаю, как какая-нибудь африканская страна, когда мы частоту не могли удерживать, у нас баланс был плохой.

Вы говорите, надо там национализировать, и всё было хорошо. Но это не так.

Дальше КИУМ, сравнить КИУМ. Ну понимаете, энергетика работает сейчас в других условиях, не только наша, в Евросоюзе, в Америке, внедряется и интегрируется в систему большое количество ВИЭ. Это, значит, генерация, которая, значит, погодозависимая, она то работает, то ли нет. Поэтому приходится постоянно базовые станции разгружать, загружать. КИУМ падает у всех. У нас он довольно высок, 51 процент - это высокая доля.

Дальше. Мы развиваем атомную энергетику, это базовая энергетика. У нас есть поручение президента увеличить долю базовой генерации атомной, поэтому это тоже будет приводить к снижению КИУМ тепловых станций, никуда мы от этого не денемся.

По поводу продления ресурса атомных станций, что продлеваем. Да, это мировая практика, французы продлевают, мы продлеваем, но в то же время есть программа атомного комплекса, когда мы новые блоки строим, замещаем старые РБМК и на Смоленской, и на Курской АЭС. Поэтому вот я не знаю, это какие-то цифры, которые... Я готов с вами дискутировать и приглашаю вас на эти дискуссии там за пределами "правчаса", мне даже интересно посмотреть, рассказывать, чтобы это осталось у вас в памяти.

Вы говорите: инвестиций мало. Ну хорошо, мало. Больше инвестиций, больше тариф. Так надо определиться, больше инвестиций или меньше инвестиций, тем более 4 триллиона инвестиций только в электросетевом... в электроэнергетике за 10 лет. Это что, мало? Это много. При НВВ в электроэнергетике годовой 3,7 триллиона. Это серьёзные инвестиции. Поэтому тут у нас всегда баланс, и про это мы все должны с вами думать.

Так, Селезнёв Валерий Сергеевич. Ну спасибо за поддержку по многим направлениям. По тем вопросам, которые он поставил, ДПМ-2 или КОММод. Да, я же заявляю, мы будем продлевать КОММод, это наша позиция, после 2031 года мы будем продлевать КОММод.

И тут, не знаю, кто кому заказывает, но, по крайней мере, нам интересно, что промышленность, энергомашиностроение должно развиваться, а мы обновлять наше генерирующее оборудование. Мы этим будем заниматься, и единственное то, что был вопрос по Заинской ГРЭС, вы знаете, это противоречие как раз. Там как раз был объект, который не локализован. Мы же говорим о локализации, потому что весь КОММод построен на том, что модернизирование оборудования с применением российского, оборудования российского производства. Ну, мы на это настроены.

Альткотельные, вы сказали. Да, на самом деле есть, наверное, какие-то там проблемы в регионах в некоторых, но в целом это 37 населенных пунктов в 18 регионах, четыре города-миллионника, они работают по этой теме, это эффективный путь. Но если есть какие-то там, значит, проблемы, которые нужно решить на региональном уровне, надо их решать, но не в целом говорить, что эта модель привлечения инвестиций, значит, в теплоснабжение плохая. Это, я считаю, что с этим согласиться, наверное, до конца нельзя.

Так, Ананских, да, Игорь Александрович, да. Ну, по ГЭС да, вы правы, но мы на самом деле программу по поручению президента такую разработали, она известна, места мы определили, даже не только строительство ГЭС компанией с госучастием, но и даже, значит, "ЕвроСибЭнерго" и так далее. Но мы на пороге принятия решений и по проектированию уже отдельных станций, которые мы точно будем делать.

То, что уголь растет, я говорил про уголь на тепловые станции, который влияет на тариф, но то, что уголь на котельных, да, это проблема, мы её ощущаем особенно при проверке объектов КОЗП. Это проблема больше, конечно, Минстроя. Мы вместе в этом штабе по безопасности электроснабжения и теплоснабжения будем эту проблему как-то тоже учитывать, и понимая, что кроме субсидий регионов её там не решает, проблему. Ну или надо опять с компаниями договариваться в части не только поставок угля на электростанции, но и на котельные тоже.

"НОВЫЕ ЛЮДИ", Владимир Владимирович, так. Про Республику Саха (Якутия) он говорил, да. Ну, на самом деле на май... Муфты мы уже второй раз меняем. На самом деле это техническая проблема, которую мы решаем. Сначала они были импортные, и мы нашли проблему, особенно в тех условиях, как работать, и оборудование.

Я думаю, проблему решим.

Значит, и по поводу угрозы основного генерирующего оборудования, американского, которое есть, много этого оборудования на востоке работает, на объектах "РусГидро", ТЭЦ "Восточная" там и Сахалин, LM 6000, турбины, ну найдено решение, уже даже есть с GE договоренность, что мы уже начинаем там, значит, обмениваться, значит, по крайней мере, они уже берут в ремонт, ну, подробно нельзя говорить про всё, но, по крайней мере, решение есть.

Второе решение по другим, это горячая часть, по другим запасным частям, оно другое есть, есть параллельный импорт, есть страны, где эти запчасти можно покупать. Мы не настроены на то, что будет вывод оборудования и создает угрозу в Республике Саха (Якутия). Наоборот, там будет строиться Якутская ГРЭС-2, вторая очередь, и мы, значит, найдем то решение, какое предоставить для того, чтобы не создавать никаких угроз. Так все, да?

А Исламов, ну, он даже сказал спасибо, но я думаю, что всегда вроде как должны ругать министра, ну вот он, значит, пошел неправильно, наверное... Но спасибо.

Ну, вообще-то, этот разговор, особенно вот выступления фракций, я рассматриваю как приглашение к дальнейшей дискуссии, она на этом не должна заканчиваться, я вижу, что у нас есть с фракциями, вот когда повстречался в преддверии этой встречи, я вижу, что у фракций есть вопросы, есть недоговоренности, есть разное понимание, и мне кажется, надо вот я ставлю себе задачу, надо немножко по-другому работать и слышать, отстаивать, решать в споре, значит, как это нужно, проблему решить, и тогда должно получиться.

А так я очень благодарен за такой открытый разговор, о чём Вячеслав Викторович призывал к этому честному и открытому разговору, и особенно я благодарен, конечно, Вячеславу Викторовичу, он абсолютно в точку попал по тем проблемам, которые сегодня нас волнуют. И вот мы, значит, в преддверии вноса этого закона о консолидации, о системообразующей сетевой организации, ну, о застройке, комплексной застройке, ну, абсолютно точно.

Поэтому в Думе сидят профессионалы, всё понимают и наша задача с профессионалами работать на профессиональном уровне.

Спасибо вам за этот разговор.

Спасибо.