Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Репортаж о парламентских слушаниях КПРФ в Госдуме, посвященных защите детей

2021-12-02 14:54
Галина Платова

С темы о детях, их безопасности, воспитании и обучении, их здоровье духовном, нравственном, -  фракция КПРФ в Госдуме начала широкий диалог с общественностью.

На парламентские слушания, организованные на Охотном ряду думским комитетом по вопросам семьи, женщин и детей во главе с его председателем коммунистом Ниной Останиной, собрались, несмотря на пандемийные ограничения, именитые люди - директор института им. Сербского Зураб Кекелидзе, академик, директор образовательного центра школы №109  Евгений Ямбург, правозащитники детей из регионов России, педагоги, активисты, депутаты. В режиме видеоконференции выступили представители министерства просвещения и правоохранительных органов.

Цель слушаний - выработка единой стратегии защиты юных россиян, выявление источников, распространяющих опасность для наших детей. Откуда она исходит: от школы, от соцсетей, семей, от социального неравенства, отсутствия внимания, содержательного досуга, детских организаций? А, может, детям нужны идеалы, на которые они могли бы равняться, брать пример, наполнять свою жизнь смыслом?…   

Выступавшие Нина Останина и думский вице-спикер от «Единой России», недавний детский омбудсмен при президенте Анна Кузнецова заявили, что сегодня речь не о той безопасности детства, которая когда-то обсуждалась, сегодня иные угрозы нависли над юным поколением России. В нынешние времена неблагополучие ребёнка связано не только с нехваткой средств, не только с отсутствие белой рубашки и наглаженных брюк, а, прежде всего, с утратой нравственных, человеческих ценностей.

Н.Останина выступила за возврат в школу классической триады – учитель-ученик-семья. 

А.Кузнецова, отмечала, что у половины московских школьников нет цели. В этом она убедилась ещё будучи детским омбудсменом при президенте. А в российском обществе вообще всё складывается так, что "дети предоставлены сами себе, они не слышат взрослых, взрослые не слышат их, проблемы, которые волнуют детей, не волнуют никого. …Какая и чья роль здесь ключевая, - принципиальный вопрос, на который нужно найти ответ", отмечала Кузнецова.

С ответом, как со стороны омбудсменов – федерального и региональных, педагогов, родителей, властей снизу доверху, дело затянулось. Его нет до сих пор. Дети, подростки заждались и выдали обществу свой чудовищный ответ – Колумбайн!

Слово, определяющее деструктивное, антиобщественное  явление, – не наше, заокеанское, происходит от названия американской школы «Колумбайн», где в 1999 году ученики Эрик Харрис и Дилан Клеболд совершили вооруженное нападение на своих одноклассников, убили 13 человек, а потом покончили с собой. Теперь читаем в словарях: «Колумбайн» («скулшутинг») –  вооруженное нападение обучающегося или стороннего человека на учащихся внутри образовательного заведения.

Трагический американский «Колумбайн» получил широкий резонанс. Его долго обсуждали, даже смаковали в некоторых СМИ. А в подростковой среде, не только в США, во многих странах, включая РФ, начала быстро формироваться своеобразная субкультуру поклонников Харриса и Клиболда. В Америке и ранее происходили подобные случаи, но именно этим малолетним убийцам «повезло» стать «кумирами» в подростковой среде. В своих дневниках Эрик и Дилан описали, как их травили одноклассники, какими безразличными были родители и учителя, как готовились отомстить обидчикам, задумав их расстрелять. Оказалось, что среди школьников разных стран немало тех, кто накопил горы обид, а «колумбайские» стрелки им «подсказали», как действовать. В Америке «Колумбайн» - закоренелое явление, для России – новое, непривычное и воспринимается, как дикая случайность. Однако, события последних лет свидетельствуют, что «Колумбайн» уже не редкость в РФ:

20 сентября 2021 г. – стрельба в Пермском университете. 18-летний Тимур Бекмансуров убил шесть человек, 47 – ранил.

11 мая 2021 г. – стрельба в казанской гимназии №175. 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял девять человек, 21 получил ранения.

17 октября 2018 г. – Керчь. 18-летний студент Владислав Росляков в Керченском политехническом колледже убил 20 человек, еще 67 были ранены.

3 февраля 2014 г. – Москва. Десятиклассник Сергей Гордеев расстрелял в московской школе №263 учителя географии и полицейского, еще один полицейский получил тяжелое ранение.

3 сентября 2019 г. – В уральском городе Кушва было предотвращено массовые убийства в учебных заведениях. Там двое подростков собирались расстрелять своих одноклассников в школе №1 и Баранчинском электромеханическом техникуме. Готовясь к убийству, будущие убийцы изучали в интернете материалы по стрельбе в школе «Колумбайн». Их удалось разоблачить и остановить… 

28 сентября 2021 г. – Крым. 15-летний ученик обещал расстрелять одноклассников. Угрозу он опубликовал в Telegram, где создал канал «Расстрел крымской школы», а после переименовал в «Расстрел вологодской школы». И оставил приписку: «25.09.2021. Ждем». К счастью, преступление было предотвращено.

17 ноября 2021 г. – Новосибирск. Вынесен приговор учащемуся 10-го класса фанату «Колумбайна». В школьных сочинениях он открыто излагал восхищение американскими стрелками и массовыми расстрелами. На уроках вел себя вызывающе. Старшеклассник готовился к проявлению «смелости», как Харрис и Клеболд. Его разоблачили.

Май 2021 г. – Новосибирск. Десятиклассник вместе со своим 16-летним приятелем напал на школьников Ленинского района. Налетчики отобрали у учеников мобильные телефоны и деньги, запугивали детей макетом огнестрельного оружия. Оба фигуранта признаны виновными по статье «Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору» и осуждены к реальным срокам лишения свободы. Психолого-лингвистическое исследование показало, что десятиклассник был способен совершить акт террора, ещё до совершения разбойного нападения он угрожал своим одноклассникам и преподавателям убийством, а также состоял в так называемых колумбайн-сообществах.

Нынешние психологи углубились в поиски причин стремления школьников к насилию, убийству. Не детские они совершают преступления, хотя многих судить по всем требованиям невозможно, они малолетки. Но, почему эти дети так ожесточены, почему в кумиры выбирают убийц?

Представитель Следственного комитета Виктор Свечинов, рассказал, что СК, начиная с 2014 года, расследовал 35 реальных фактов, оконченных и предотвращенных на стадии приготовления нападений. Выявлено, что подростки, стремящиеся к насилию, к смертельному мщению, много времени проводили в интернете, испытывали сложности в социализации, имели место и буллинг (травля в школе), и социальный остракизм, и неприятие к в коллективе, что и порождало озлобленность, депрессию. Что делать?

Свечинов предложил усилить воспитательную роль школы, классного руководителя, взаимодействие с семьёй, что позволит обеспечить учащимся социализацию.

В ходе обсуждения одни участники слушаний настаивали на восстановлении в школе воспитательной функции и традиций советской школы, что было отменено в начале 90-ых с приходом капитализма. Другие – чиновники из минпроса и единороссы, как например Анатолий Выборнов, были против каких-либо перемен в новомодной системе образования и склонялись к усилению охраны учебных заведений.

Большинство ораторов высказались за комплексный подход – и охрану усилить, и контроль ужесточить, в том числе за оборотом оружия, плотно заняться оперативной работой по выявлению готовящихся преступлений.

Е.Ямбург считает, что всех заслонов не предусмотришь, и всех преступлений не предотвратишь. Надо, прежде всего, воспитывать детей, учить их добру, давать им чёткие жизненные ориентиры на созидание.

И, конечно, дети должны быть здоровыми. «Сегодня, - отметил Е.Ямбург, - мы имеем в школах только 12,5% здоровых детей. На первом месте -  психоневрологические заболевания. Отсюда РФ и по суицидам, и по агрессии среди подростков лидирует. Абсолютно безграмотным было решение, когда были разведены по ведомствам врачи, клинические психологи, педиатры. Сегодня врач, кроме комплексов в Москве, где мы полулегально это сохраняли, - приходящая фигура. Фигура по вызову. Это же бред какой-то. Врач должен заниматься и диагностикой вместе с психиатрами, и профилактикой, и многими другими вещами… Он должен знать детей».

Непременной задачей, которая должна быть решена в ближайшее время и в полном объёме, уверен Ямбург, это возврат в школу всего комплекса воспитательных и образовательных мер, которые давали советским школьникам и знания, и психологическую стабильность. 

В чём комплекс? Вернуть в школы прежние нормальные экзамены, отменить ЕГЭ и подушевое финансирование, разгрузить классы, расширить воспитательную работу за счёт досуговых занятий и увлечений, а классным руководителям надо обеспечить равную оплату. Сейчас провинциальный классный руководитель получает жалкие президентские 5 тыс. рублей, а в Москве – 50 тыс. рублей.  

Е.Ямбург называет отмену в 90-ые идеологии грубейшей ошибкой. В юных головах мировоззренческий вакуум тут же заполнился мусором типа «Колумбайна». 

Детям нужны герои, на которых они могут ориентироваться. А с кого сегодня им брать пример? Со стяжателей-миллиардеров, с коррумпированных министров, с зарвавшихся, лживых чиновников? 

А что на ТВ вытворяют? Кстати, организаторы слушаний приглашали к дискуссии руководителей ряда телеканалов, но те проигнорировали думское мероприятие. А без ТВ комплексный подход к воспитанию школьников не получится.  Что нам демонстрирует обособленное, пригретое властью ТВ-сообщество? Всем своим поведением и содержанием в открытую идёт против решения проблем с детским неблагополучием, детской агрессией, подогретой «Колумбайном», дерзкими, «смелыми», как кажется дезориентированным подросткам, преступлениями? Какой же вывод напрашивается? ТВ-хозяева не против, чтобы и дальше одни школьники убивали других?

Говорили на слушаниях о создании детских организаций, подразумевая возврат пионерии. За это – КПРФ, лево-патриотические организации. Ничего же в мире гениальнее не создано, чем была советская пионерия, которой 19 мая 2022-го года исполняется 100 лет. Чем не повод воскресить Пионерскую организацию им.В.И.Ленина, которая наполнит жизнь российской детворы великими идеями человеколюбия, труда, стремления к знаниям?

В планах комитета, делится Н.Останина, провести серию слушаний о судьбе и жизненных ориентирах российских детей. «Мы будем добиваться реализации предложений, которые вносят участники слушаний», заверила Нина Александровна.