Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на совещании фракции КПРФ с Министром экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетниковым 26 мая 2020 года в Государственной Думе.
Уважаемый Геннадий Андреевич! Уважаемый Максим Геннадьевич!
На что в рамках сегодняшней встречи считаю важным обратить внимание?
Первое – вопрос включения агропромышленного комплекса в перечень отраслей, пострадавших от эпидемии. Сегодня АПК в этом перечне нет, и это не правильно.
Максим Геннадьевич в своем докладе отметил, что общепит, рестораны и другой малый бизнес пострадал в большей степени. Но ведь именно ресторанный бизнес и общепит, как и розничная торговля, являются основной товаропроводящей системой для всей пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственных товаропроизводителей. И это не говоря о том, что основной затратный механизм в части продовольственных товаров формируется именно на этапе розницы.
Поэтому вы абсолютно правильно говорите, что сегодня АПК является тем плацдармом, через который можно уверенно вытащить экономику страны из сложившейся ситуации. И в основе этого драйвера лежит система стратегического планирования – каркас продовольственной безопасности России, представленный тремя государственными программами.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Сегодня эта программа значительно, почти на 400 миллиардов рублей, недофинансируется.
Вторая государственная программа - комплексного развития сельских территорий.
Вы хорошо знаете, уважаемый Максим Геннадьевич, поскольку работали губернатором, в каком состоянии у нас находятся сельские территории - дороги, социальная инфраструктура, ЖКХ и жилищный фонд. Жить, по существу, на селе невозможно. А ведь сельские территории – основа кадрового обеспечения отрасли. И если не принять решительных мер, то тот кадровый голод, который сегодня испытывает отрасль, будет лишь усиливаться. Такая негативная динамика напрямую угрожает выполнению поручения Президента Российской Федерации по увеличению к 2025 году объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия до 45 млрд. долл., при одновременном обеспечении своего населения качественным продовольствием.
Третья госпрограмма – это программа вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель. «Вторая целина».
В своё время, вы знаете, всем Советским Союзом поднимали 40 миллионов гектаров целинных земель. А сегодня те же 40 миллионов гектаров, но уже уникальных земель, пашни, у нас заброшены. Поэтому решить задачу возрождения экономики страны, укрепления продовольственной безопасности России, без вовлечения этих 40 млн. га в оборот невозможно.
Проект такой госпрограммы мы представили в Правительство еще при Медведеве, который тогда поддержал все наши предложения. Владимир Владимирович дал добро, на последнем заседании Государственного совета Российской Федерации эти предложения были поддержаны.
Какая у нас в этой связи просьба? Поддержать финансирование этих важнейших программ.
Мы уже сказали, что Госпрограмма развития сельского хозяйства недофинансирована на сумму, порядка 400 млрд. рублей.
Госпрограмма комплексного развития сельских территорий существенно урезана в финансировании, и вместо паспортных 80 млрд. рублей на текущий год в бюджете на ее реализацию заложено всего 36 миллиардов. По этому вопросу был принят ряд постановлений Государственной Думы, есть поручения Президента Российской Федерации, но, не смотря на то, что это небольшие деньги, они до сих пор не выделены.
Проектируемая же госпрограмма вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель уже сейчас должна учитываться при планировании расходов федерального бюджета с тем, чтобы избежать и ее недофинансирования.
На каждый вложенный в сельские территории, в сельское хозяйство бюджетный рубль отдача будет далеко не 30 копеек, как прогнозируют отдельные наши институты развития, а 3- 4 рубля минимум! При этом каждое рабочее место на селе дает 6 рабочих мест в городе.
В этой связи мы считаем очень важным отработать механизм взаимодействия с Вашим аппаратом, чтобы у нас были прямые контакты на этом направлении работы. Это позволило бы оперативно решать многие вопросы.
Теперь о том, что касается национального плана развития по крупным проектам, о которых Вы говорили.
В соответствующем распоряжении мы также не увидели наши пищевые и перерабатывающие предприятия. Мы, конечно, министр сделал свой приказ, тоже по банкам разослали, то сегодня наши все предприятия в сторонку отводятся, исполняются те ваши соответствующие распоряжения или тот приказ, который работает в банках более оперативно. В национальном этом плане мы хотели бы, чтобы это не повторилось.
Теперь что касается кредитов, пролонгации и прочего. Вы говорите, что списывается, если не сокращают рабочие места. Хорошо. Но мы уже несколько раз встречались с банкирами и просим пролонгировать короткие кредиты до конца года по основному долгу и процентам, инвестиционные и льготные кредиты. Повторюсь, не списывать, а пролонгировать. Просим нас в это поддержать, ведь Минэкономразвития является тем ведомством, которое заинтересовано в этом.
Теперь о тарифах.
Вы посмотрите какая ситуация сложилась в части тарифов на электроэнергию. Более 8 рублей за киловатт-час платят селяне, а в промышленности при этом всего 2,5 рубля за киловатт. И это при том, что Президент несколько раз давал поручения.
ГСМ – не менее сложная ситуация.
АПК является крупнейшим потребителем дизельного топлива. При этом наши хозяйства, вопреки специфике работы сельскохозяйственной техники на полях, вынужден в стоимости моторного топлива через акцизы оплачивать дорожный налог. В этой связи отрасль тратит каждый год 15-20 млрд. рублей на то, чем фактически не пользуется.
И вот таких издержек в отрасли очень много.
Далее - о малом бизнесе.
Сегодня для тех, кто работает на едином сельхозналоге, границу отсечения для вменения НДС установили на уровне 80 миллионов рублей. Мы же настаиваем на том, что бы этот порог был установлен на уровне, хотя бы, 400 млн. рублей. В противном случае налоговая нагрузка на существенную долю малых и средних сельскохозяйственных организаций окажется чрезмерной.
Назревают большие проблемы по племенному скоту. Владимир Владимирович правильно сказал о провале в производстве молока и мяса говядины. И при этом истекает срок льготного завоза на территорию Российской Федерации племенного молодняка из-за рубежа без НДС. Мы не можем допустить удорожания этой продукции для наших предприятий, тем более что и рубль к иностранным валютам обвалился. Давайте в этом вопросе поддержим наших селян.
Уважаемый Максим Геннадьевич, мы хотим, чтобы Министерство экономического развития увидело в лице агропромышленного комплекса не только людей, которые могут подтянуть экономику, но и обычных граждан, у которых зарплата в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике, кто не имеет ни горячей воды, ни газификации, ни подъездных путей. Они ведь не рабы!
Давайте все эти вопросы решать вместе и, я убежден, от этого выиграет вся экономика, потому что Агропромышленный комплекс тянет 20 отраслей, и химию, и металлургию, сельхозмашиностроение.
Назову одну цифру. На каждый введенный в сельскохозяйственный оборот миллион гектар пашни нам потребуется минимум 4 тысячи тракторов и 3 тысячи комбайнов, а если исходить из научно обоснованных систем по нагрузке на технику, то даже больше. У нас же, повторюсь, задача ввести в сельхозоборот 40 миллионов гектар, что будет мощным импульсом в развитии экономики России.
Мы надеемся, что вы, как человек с опытом работы губернатором, в отличие от предыдущих руководителей знаете эти проблемы, и нам будет комфортно вместе работать.
Полная версия доступна на сайте Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам по ссылке: http://www.komitet2-20.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/22474497/