Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Н.В. Коломейцев: В чьих интересах будет проводиться приватизация госимущества в 2020 - 2022 годах в России

2020-01-24 16:32
Н.В. Коломейцев

Предлагаем вашему вниманию статью первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Госдуме Н.В. Коломейцева.

Правительством РФ утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы (далее – План).

Российская Федерация по состоянию на 1 января 2019 года является собственником имущества 700 федеральных государственных унитарных предприятий (далее – ФГУП) и акционером (участником) 1168 хозяйственных обществ.

Планом предусматривается продажа акций, принадлежащих государству, в 186 АО, в 86 ФГУПах, а также доли участия РФ в 13 обществах с ограниченной ответственностью, и более одной тысячи объектов другого федерального имущества.

Так, в 2020 - 2022 годах планируется прекращение участия государства в уставных капиталах АО «Махачкалинский морской порт», "Банк ВТБ" (до 50% плюс 1 обыкновенная именная акция), "Кизлярский торговый порт", "Новороссийский морской торговый порт", Племенной форелеводческий завод "Адлер", Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" (после передачи его полномочий в части экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонду России).

В ряде АО сократится доля государства: "Современный коммерческий флот" (до 75 % плюс 1 акция), "Росспиртпром" (до 75 % плюс 1 акция).

По количеству приватизируемых предприятий план получился амбициозным. Это, собственно, и обещали наши министры своим иностранным партнерам.

Об амбициозных планах приватизации говорил министр финансов А.Силуанов на встрече с американскими инвесторами в рамках ежегодной встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка, проходившей в Вашингтоне 14-20 октября 2019 года. Инвесторы интересовались, почему у России такие скромные планы по приватизации на ближайшие три года. В ответ на это А.Силуанов сообщил, что в ближайшее время поручит Минэкономразвития разработать "более амбициозный план" (Ист. https://tass.ru/ekonomika/7022300).

Бывший министр экономического развития М.Орешкин утверждал: "В целом мы должны активно двигаться по снижению доли государства в экономике. Особенно мы должны сконцентрироваться там, где государство не должно присутствовать» (Ист. https://ria.ru/20190404/1552381441. html?in=t).

Рассмотрим утвержденный План с позиции М.Орешкина. Согласно Плану, приватизации подлежат вполне конкурентные высокотехнологичные производства, в том числе стратегических предприятий в оборонной промышленности, в радиоэлектронике, в сфере безопасности страны. Неужели в этих сферах государство не должно присутствовать?!

Так, Планом предусмотрена продажа всей доли акций уставного капитала, принадлежащих государству, ОАО «Симбирский патронный завод», г. Ульяновск. Это предприятие одно из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России, свою историю ведет с 20 апреля 1916 года. Сфера деятельности завода всегда относилась к государственным интересам.

Также планируется приватизация Научно-технического центра радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Недавно в конгрессе США американский эксперт по РЭБ заявил, что американские войска отстают от России в развитии войск радиоэлектронной борьбы. Разве РЭБ не является сферой интересов государства?! Ясно, что после приватизации в это НИИ придут иностранные инвесторы, и пропало наше превосходство в сфере РЭБ над США. Да и все разработки потерять можем. Почему-то пример РУСАЛа никого в бывшем нашем правительстве ничему не научил!

В сфере производства компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования приватизации подлежат Владимирский завод "Электроприбор", «Радиоприбор» г. Казань, Научно-технологическая компания "Ригель", г. Санкт-Петербург, «Звезда-Редуктор» г.Санкт-Петербург, Специальное конструкторское бюро вычислительной техники "Искра", г. Санкт-Петербург.

Что даст, например, приватизация АО «Звезда-Редуктор»? На торги выставили 92,57% акций предприятия (пакет акций принадлежит государству), производящего редукторы для строящихся кораблей ВМФ РФ. Начальная цена объекта составляет более 2,5 млрд рублей при номинальной стоимости акций 3,09 млрд рублей. По мнению экспертов, поскольку предприятие “Звезда-Редуктор” имеет стратегическое значение для государства и нуждается в господдержке, то претендентом может выступать только государственная компания стратегического значения. Например, Объединенная судостроительная корпорация или “Ростех” (Ист. https://www.kommersant.ru/doc/3890258). Если так, то приватизация осуществляется в интересах госкорпораций и доля государства в экономике с приватизацией этого предприятия сокращается лишь формально, то есть задача по сокращению доли государства в экономике не решается.

Также Планом предусмотрено приватизировать некоторые порты. Планируется прекращение участия государства в уставных капиталах АО "Махачкалинский морской торговый порт", "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), порт Астрахани,

Из акционерного капитала НМТП государство планирует выйти полностью. В группы НМТП входят порт Новороссийск (Черное море), порт Приморск (Балтийское море) и порт Балтийск (Балтийское море). Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов. Чистая прибыль Группы НМТП за 2018 год составила 268,1 млн долл. США. То есть это не убыточная компания, которую надо спасать посредством приватизации.

Напомним, что в 2019 году банк ВТБ приобрел 100% акций Новороссийского зернового терминала (Ист. https://www.rbc.ru/business/14/02/2019/5c654cd69a79472d14d62433).

В 2018 году «Транснефть» выкупила долю в совместном кипрском предприятии Novoport Holding, владеющем 50,1% НМТП, доля принадлежала арестованным братьям Магомедовым. Сумма сделки составила 750 млн долларов США, финансирование было произведено за счет заемных средств. В результате доля «Транснефти» в НМТП увеличилась до 60,6%.С 27 сентября 2018 года структура акционерного капитала НМТП такова: Российская Федерация - всего 20,0001% акций; структуры, подконтрольные ПАО «Транснефть», владеют 62,0% акций.

ПАО «Транснефть» создала «транспортную монополию», контролирующую не только экспортные потоки, идущие по трубопроводам, но и перевалку в крупнейших портах (Ист.https://kubnews.ru/ekonomika/2017/06/17).

При этом, по итогам 1 квартала 2019 года «Транснефть» показала незначительный рост чистой прибыли и выручки, в основном за счет консолидации результатов деятельности группы НМТП (отчет «Транснефти» по МСФО). Свободный денежный поток снизился на 38,4%, до 17,4 млрд руб., а общий долг составил 668 млрд руб. «Транснефти» необходимы средства на погашение задолженности. Согласно утвержденному графику выплат, в 2019 году компании предстоит погасить более 81млрд руб. - это порядка 8-10% годовой выручки. С учетом сокращения объемов прокачки из-за проблем с «Дружбой», доходы «Транснефти» сократятся, поэтому расплатиться по счетам будет непросто, особенно, учитывая требования государства вдвое увеличить дивидендные выплаты. По мнению многих экспертов, именно поэтому такой актив как НМТП будет использоваться как центр прибыли. В мировой практике создание подобной монополии, объединяющей в рамках одной компании трубопроводную и портовую инфраструктуры - нонсенс. Страны стремятся к максимальному «дроблению» активов, стимулируя развитие здоровой конкуренции и рыночного ценообразования. В России, увы, в интересах монополистов можно многое. Создается монополия, которая не строит новых мощностей, и, соответственно, не приносит в бюджет ожидаемой прибыли (но зато обогащает акционеров), а государство уходит из состава акционеров. В чьих интересах?!

Порты Астрахани и Махачкалы – российские ворота в Каспийское море. Их приватизация может обернуться не только экономическими, но и геополитическими бедами. В 2018-2019 годах Махачкалинский морской торговый порт (100% акций порта владеет Росморречфлот, это единственный незамерзающий порт России в Каспийском море) стал лидером среди российских портов на Каспии по показателям роста грузооборота. На его долю приходится до 62% грузов от общего объема перевалки в российских портах Каспия. Порт - прямая связь с Ираном, против которого США постоянно вводят санкции. А в декабре 2019 года в Тегеране сообщили, что планируют в ближайшее время открыть большой порт на берегу Каспийского моря – объект Khvajeh Nafas, который строится в северо-восточной провинции Голестан, граничащей с Туркменистаном. Khvajeh Nafas строится с 2005 года для расширения обменов с Россией и Казахстаном, который стал основным транзитным маршрутом для китайских грузов в Европу. И если Астраханский и Махачкалинский порты будут проданы даже не западным странам, а нашим олигархам, которые, как водится, зарегистрированы со своими компаниями в офшорах, то они автоматически присоединятся к западным санкциям. А перекрытие порта просто обрушит товарооборот с Исламской республикой, который по итогам 2018 года составил $1,7 млрд, из которых основная часть шла как раз на экспорт из России. (Ист. https://123ru.net/ mahachkala/230951742/). Разве эта сфера не важна для государства?!

Зачем государству продавать столь успешное предприятие, имеющее геополитическое значение?! По некоторым данным к покупке Махачкалинского морского торгового порта проявляли интерес бизнесмены Сулейман Керимов и братья Магомедовы (братья впоследствии арестованы).

Приватизируют судостроительные заводы, в том числе предприятие «Море», расположенное в Феодосии, 13-й судоремонтный завод Черноморского флота, расположенный в Севастополе, компанию «Совкомфлот» (до 75% + одна акция).

«Совкомфлот» - это крупнейшая российская судоходная компания, она занимается обслуживанием нефтегазовых проектов «Ямал-СПГ», «Приразломная», «Сахалин-1», «Сахалин-2», доставкой СПГ на внешние рынки. В декабре 2019 года британское отраслевое издание Lloyd's List назвало её компанией 2019 года «за лидерство в различных направлениях деятельности, включая успешное внедрение технологии использования экологически более чистого газомоторного топлива» (Ист. https://123ru.net/mahachkala/230951742/). После приватизации компания может попасть под санкции США. Пример, оказавшись под угрозой американских санкций, частная швейцарская компания Allseas бросила строительство «Северного потока-2». Известно, что российские СПГ-проекты являются следующими на очереди на ограничительные меры после газопроводов. Так зачем продавать столь успешное стратегическое предприятие? Только если в интересах какого-то очень «своего». По экспертным оценкам доля компании может быть продана стратегическим инвесторам, которыми могут стать арабские компании совместно с РФПИ (Российский Фонд Прямых Инвестиций) или компании из Азии (Ист. https://www.kommersant.ru /doc/4081751).

Также будут проданы, приносящие прибыль в бюджет «Алмазный Мир», через который оформляется около 90% экспортно-импортных сделок с драгметаллами и камнями, и «Московский завод по обработке специальных сплавов». При этом, выручка завода в 2018 году составила 1,7 млрд рублей.

Будет продана доля и в «Росспиртпроме», который не только приносил прибыль, но и позволял хоть как-то устанавливать контроль на рынке алкоголя в стране. Учитывая значимость и высокую прибыльность этой сферы в РФ, она должна находиться под жестким государственным контролем,

В Ростовской области будут приватизированы пять предприятий, находящихся в федеральной собственности, на продажу будут выставлены ценные бумаги Кулешовского рыбного хозяйства (хутор Койсуг), Эксплуатационного предприятия (Батайск), специального конструкторского бюро «Виброприбор» (Таганрог) и АО «Реставратор» (Ростов). Кроме того, правительство РФ собирается передать 0,1% акций Межрегиональной распределительной сетевой компании Юга (Ростов).

Что касается распределительных сетей, то приватизации подлежат межрегиональные распределительные сетевые компании, обеспечивающие электрической энергией, газом и паром регионы Урала, Юга (Ростов-на-Дону), Кубани, Сибири, Центра. Согласно Плану, подлежащие приватизации акции этих компаний планируются к внесению в уставный капитал интегрированной структуры на основании решений Президента РФ и Правительства РФ. Что же получается?!

Сначала в рамках реформы РАО ЕЭС энергетическую систему страны разделили на частную генерацию и государственные распределительные сети. Сегодня «Россети» в числе прочего владеют контрольными пакетами акций 15 межрегиональных и одной магистральной сетевой компании. В числе этих компаний — «МРСК Сибири», «МРСК Урала» и «МРСК Юга». У каждой из этих «дочек» есть несколько миноритарных акционеров. Например, одним из таких минориатриев «МРСК Урала» является «КЭС Холдинг» В.Вексельберга (32,5%).

В «МРСК Сибири» 36,78%, принадлежит двум кипрским офшорам, которые связывают с миллиардером А.Мордашовым.

Поэтому, очевидно, кто будет главными претендентами на покупку акций межрегиональных распределительных сетей. Если приватизация пойдёт по такому сценарию, то никаких новых эффективных собственников в бывших госкомпаниях, похоже, не появится. Распределительные сети будут контролировать всё те же олигархи, которые при каждом удобном случае начнут просить поддержки у государства (Ист. https: //finance.rambler.ru/other/43171472/).

В результате от приватизации федеральный бюджет должен получить в совокупности более чем на 10 млрд руб. или по 3,6 млрд рублей, ежегодно.

Однако, возникает вопрос, если столь крупные компании подлежат приватизации, почему такая незначительная сумма ее результата?! И если выручка такая небольшая, то стоит ли осуществлять такую приватизацию в условиях профицитного бюджета и наличия резервов в ФНБ около 8 трлн рублей. Логика здесь простая. Приватизация имеет своих бенефициаров.

По мнению ряда экспертов, в том числе председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессора кафедры международных финансов МГИМО В.Катасонова: «Возможно, узкий круг лиц, в руках которого сосредоточена большая часть богатств страны, пытается максимально монетизировать свои активы. Потому что момент транзита власти-2024 все ближе, а после этого срока нынешние плутократы окажутся в зоне турбулентности. Если называть вещи своими именами, идет финальная распродажа России» (Ист.https://svpressa.ru/economy/ article/ 253899/).

Незначительные в масштабах экономики страны суммы, которые планируется получить от продажи федеральной собственности, говорят о «симуляции» приватизации – такое мнение высказывал бывший министр экономики России Андрей Нечаев. Либо правительство де-факто отказывается от приватизации, либо активы раздадут по символической цене «правильным» инвесторам» (Ист. https://nsn.fm/economy/trehletka-na-10-milliardov-nuzhna-li-rossii-novaya-privatizatsiya).

По мнению экспертов, в план на приватизацию нередко попадают те госактивы, в покупке которых заинтересованы конкретные олигархические группы, федерального и регионального уровней (Ист. https: //www. gazeta.ru/ business/2020/01/09/12901922.shtml).

Ситуация напоминает середину 90-х годов. Перед выборами 1996 года государство в обмен на помощь Б.Ельцину на выборах передало олигархам ценные активы экономики. История повторяется?

А ещё можно предположить, что масштабная приватизация — способ легализовать капиталы высших чиновников после их отставки через вхождение крупных акционеров в капиталы российских гигантов (Ист. https://finance.rambler.ru/other/ 43171472/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink).

В любом случае, новый План приватизации на 2020-2022 годы порождает много вопросов.