Госдума отклонила в первом чтении законопроект, предусматривающий увеличение на 1 п. п. зачисляемой в региональные бюджеты доли ставки налога на прибыль. Документ был инициирован депутатами от КПРФ Михаилом Щаповым и Владимиром Поздняковым.
Ставка налога на прибыль составляет 20%.
До 2017 года 18% от нее оставалось в региональных бюджетах, а 2% перечислялось
в федеральный бюджет. С 2017 года пропорция была изменена: в региональных
бюджетах теперь остается только 17%, а в федеральный бюджет перечисляется 3%. В
2018 году изменение налоговых пропорций было продлено до 2024 года.
"Изначально предполагалось
перераспределение порядка 117 млрд рублей, при этом дополнительный прирост
налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, предполагалось оставлять
в регионах. По факту в 2017 г. и 2018 г. за счет дополнительного 1% в
федеральный бюджет были централизованы налоговые доходы в большей сумме, чем
предполагалось", - отмечается в пояснительной записке. По итогам 2018 года
из-за этой меры промышленно развитые регионы потеряли почти 200 млрд рублей,
указывают авторы документа.
Законопроект предусматривает возвращение с
1 января 2021 года 1 п. п. ставки налога на прибыль регионам, чтобы их доля в
общей ставке налога вновь составила 18%. "Доля региональных бюджетов в
налоговых доходах не должна быть ниже 60%. В качестве первого шага в этом
направлении предлагаю вернуть с 2021 года один процент ставки налога на
прибыль. Эта мера позволит стимулировать развитие региональных экономик",
- отметил Михаил Щапов.
Правительство РФ выступило против законопроекта. Согласно заключению кабмина, внесение предлагаемых документом изменений "представляется нецелесообразным, учитывая непродолжительный период применения данной нормы в новой редакции". В заключении комитета Госдумы по бюджету и налогам отмечается, что в случае принятия законопроекта основными получателями дополнительных доходов станут субъекты РФ, не являющиеся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в то же время из-за снижения объемов этих дотаций у дотационных регионов возникнут выпадающие доходы, что значительно увеличит разрыв в бюджетной обеспеченности субъектов РФ.