
21 ноября Госдумой был рассмотрен вопрос «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». В ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании выступил депутат фракции КПРФ М.В. Щапов. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Корректировки
бюджета 2019 года - это последняя возможность исправить недостатки бюджета
текущего года и создать базис для реализации нового трёхлетнего бюджета страны.
Над законопроектом была проделана большая работа как комитетом по бюджету, так
и комитетами-соисполнителями, депутатами и сотрудниками аппаратов комитетов.
Вместе с тем именно эти корректировки выявили целый ряд системных проблем в
экономическом планировании и бюджетном процессе.
Основная проблема в том, что мы наблюдаем явные признаки
окончательного скатывания экономики в стагнацию. После уточнения прогноза
социально-экономического развития рост ВВП предполагается в этом году на уровне
1,3 процента, а роста реально располагаемых доходов населения по факту опять
нет. И это последствия политики правительства, результат накачки Фонда
национального благосостояния деньгами, которые изымаются из экономики и лежат
мёртвым грузом. Да, он обеспечивает стабильность, но стабильность медленно и
мучительно тонущего корабля.
Еще одна проблема. Мы на практике видим, что нефтегазовые
доходы уже не могут быть драйвером экономики, но других у нас просто нет.
Снижение прогнозной цены на нефть всего на 1 доллар - и бюджет теряет почти 400
миллиардов рублей доходов. К счастью, ситуацию спасают доходы, не связанные с
нефтью и газом, и благодаря им общее падение доходов - всего 200 миллиардов
рублей.
Но эти ненефтегазовые доходы не связаны с экономическим
ростом, самый большой прирост обеспечен внутренним НДС - почти 90 миллиардов
рублей - и он связан с повышением качества администрирования. На втором месте
доходы от реализации на счетах неиспользованных средств федерального бюджета -
70 миллиардов рублей. То есть это доходы от плохо исполненных государством
обязательств, и в этом нет предмета ни для радости, ни для гордости.
На два этих источника приходится три четверти прироста, и
это всё, что можно сказать о росте экономики во втором полугодии, её просто
нет. И на что же нам предлагается потратить те небольшие ненефтагазовые доходы,
которые мы получаем? Самый большой объём - 160 миллиардов рублей - на
имущественный взнос в Государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ".
Цель - компенсация негативного влияния по ряду активов этой госкорпорации и
наращивание её кредитного портфеля для исполнения майского указа президента.
Однако при этом сокращаются расходы на социальную поддержку,
здравоохранение, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем и другое.
Наверное, имущественный взнос ВЭБ в целом важен, но есть и более важные
вопросы, которые стоило бы решать в первую очередь. Это и средства на повышение
зарплат врачам, учителям, другим работникам бюджетной сферы, на жильё для
северян, бамовцев, ветеранов боевых действий, многодетных и молодых семей, на
тушение лесных пожаров и многое другое.
В целом, анализируя расходы, мы видим, что приоритетом вновь выбраны не люди и решение их проблем, а, возможно, и важные, но далеко не первой необходимости вопросы. Мы снова видим, что государство не исполняет свои обязательства перед гражданами в полном объеме и даже не пытается это делать. Да, как известно, маленькое и рваное бюджетное одеяло сложно натянуть так, чтобы согреться, но давайте хотя бы будем им прикрывать наших граждан, а не корпорацию "ВЭБ РФ".