В новом выпуске своего youtube-канала секретарь ЦК КПРФ Павел Дорохин предлагает правительству России по-настоящему эффективный способ воплотить обещания главы государства в жизнь. Чтобы перестать быть объектом критики, в том числе и со стороны президента, кабинету достаточно возродить в структуре исполнительной власти знаменитый Госплан, или Росплан.
Май
в нашей стране – месяц национальных проектов. Именно в последний месяц весны
2012 и 2018 годов президент издал указы, в которых поставил перед
правительством несколько задач на ближайшую перспективу. И именно в мае этого
года глава государства провёл совет по национальным проектам, в ходе которого,
очевидно, понял, что у кабинета есть определённые трудности с решением данных
задач. То же, к слову, недавно констатировала и Счётная палата.
По
мнению Павла Дорохина, здесь нет ничего удивительного. Власть вряд ли может
вести планомерную, выверенную работу по исполнению тех майских указов. Всё дело
в том, что в структуре правительства так и не появился специальный орган,
способный её организовать, – речь о Росплане, аналоге советского Госплана. В
своё время последний оказался способен превратить аграрную Россию в мощную
индустриальную державу. «Этот опыт должен быть востребован», - уверен депутат.
Ссылка
https://youtu.be/2RsYneiNdpk
Полный текст
выпуска
Недавно
президент страны Владимир Путин собирал Совет по национальным проектам, а Счётная
палата опубликовала очередной мониторинг национальных целей. Тех самых целей,
которые были зафиксированы в указе президента России Владимира Путина годовой
давности. Надо сказать, никакого открытия аудиторы не совершили, признав, что
страна развивается не так быстро, как ожидалось, а в некоторых моментах и вовсе
деградирует. Мы наблюдаем во власти новый поворот: видно было, что президент
выражал недовольство отчётами вице-премьеров по выполнению нацпроектов и по их
корректировке.
И
это не случайно. К примеру, официальный уровень бедности колеблется в районе 13
процентов, хотя через пятилетку он должен быть снижен вдвое. Доходы населения
всё сокращаются, хотя должны, наоборот, повышаться. То же верно относительно
численности населения. Да и, наконец, рост нашего ВВП явно недостаточен для
анонсированного вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира.
Кстати,
в мониторинге, о котором я говорю, упомянута интересная вещь. Для трёх целей
ориентиры до сих пор не намечены – это улучшение жилищных условий, ускоренное
развитие цифровых технологий и создание высокопроизводительных секторов. А ведь
с момента издания майских указов прошло больше года. Это показательный момент,
и о нём чуть позже.
В
целом же, удивляться выводам Счётной палаты и заседания Совета не следует. И
сейчас я объясню, почему.
Для
начала напомню, что те задачи были поставлены президентским распоряжением под
красноречивым названием «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года». Документ стал неким продолжением
майских указов от 2012 года и был опубликован седьмого мая 2018-го. В тот же
день правительство ушло в отставку, и выполнение амбициозных задач легло на
плечи уже нового состава кабинета, который… оказался определённо не новым. И
здесь я говорю даже не о персоналиях, а о структуре правительства Дмитрия
Медведева.
Основная
претензия к ней была и остаётся следующей: отсутствие в исполнительной власти
специального органа – Росплана, аналога советского Госплана. На это мы указывали
и год назад, когда состав кабинета только формировался, и ранее, и всё
последнее время. То есть власти вряд ли не в курсе предложения КПРФ, но пока
предпочитают его игнорировать. С понятным для страны результатом,
зафиксированным Счётной палатой.
Между
тем, до обозначенного главой государства срока – а именно до 2024 года –
остаётся ровно пять лет. Казалось бы, всего ничего, но за время первой
советской пятилетки с 1928 по 1932 год наша страна умудрилась превратиться из
аграрной в индустриальную державу. К примеру, производство электроэнергии за
тот период увеличилось почти втрое, металлорежущих станков – на тысячу
процентов, автомобилей – на три тысячи процентов. Нынешние амбиции российских
властей, при всём уважении, оперируют гораздо более скромными понятиями типа
«вдвое», «на пятьдесят процентов» и так далее. Но, как показывает анализ
Счётной палаты, даже такие, далеко не сверхчеловеческие планы остаются
нереализованными.
Но
что было бы, прислушайся правительство к идее воссоздать Госплан? Думаю, появись
он уже год назад, у аудиторов было бы гораздо меньше оснований для пессимизма.
Согласитесь, любому человеку или предприятию удобнее и проще действовать
согласно выбранной стратегии, чем метаться, следуя инстинктам, слухам,
пресловутой «невидимой руке рынка» и тому подобному.
Госплан
способен пресечь данные метания на корню. Если в общих чертах, то алгоритм
должен быть следующим: ведомство собирает у себя все предложения по развитию
страны. Их могут направлять и регионы, и учёные, и министерства, и предпринимательские
объединения и даже отдельные предприятия. Данные идеи изучаются Госпланом,
приводятся к общему знаменателю, а затем ведомство разрабатывает согласованную
стратегию развития экономики страны. И эта стратегия после слушаний утверждается
в Госдуме. Однако после этого Росплан не устраняется, умыв руки, а приступает к
контролю её исполнения.
Кстати,
если работа будет поставлена обозначенным мной образом, то курьёзные, мягко
говоря, ситуации типа отсутствия ориентиров по жилью или цифровым технологиям
будут полностью исключены. Пока же мониторинг Счётной палаты говорит о том, что
работа над национальными проектами ведётся каким-то случайным образом. Впрочем,
по-другому и не бывает, когда нет ни дорожной карты, на которую следует
ориентироваться экономике, ни общего понимания, как и что должно происходить в
стране.
Полагаю, я доходчиво, пусть и в сжатой форме объяснил, почему майские указы далеки от претворения в жизнь. Кстати, замечу для правительства, что предложение создать Росплан по-прежнему остаётся в силе.