Расходы на нацпроекты могут создать риски для субъектов Федерации.
С
14 февраля участники Российского инвестиционного форума в Сочи будут обсуждать
перспективы реализации нацпроектов. Пятую часть от всех расходов на нацпроекты
должны будут профинансировать региональные бюджеты. И эта сумма вдвое превышает
уже накопленные долги субъектов Федерации. Эксперты гадают – где губернаторы
будут искать источники финансирования нацпроектов. Ведь для выполнения прошлых
майских указов региональным властям пришлось залезть в долги, которые на
сегодня превышают 2 трлн руб.
Российские
регионы заметно сократили в 2018 году свою совокупную задолженность. По данным
Национального рейтингового агентства (НРА), в 2018 году совокупный госдолг
регионов снизился на 4,7% – до 2,2 трлн руб., что стало лучшим результатом за
последние пять лет.
Снижение
госдолга зафиксировано в 66 российских регионах, но в 16 он вырос. Суммарный
госдолг регионов снижается уже второй год подряд, в 2017-м он сократился на
1,6%, тогда как в 2016 году вырос на 1,5%, в 2015-м рост составил 11%, а в 2014
году – 20,3%. Долги на 42,6% состоят из бюджетных кредитов, доля банковских
кредитов осталась на уровне 28,8%, доля государственных долговых ценных бумаг
за год выросла с 23,7 до 25%.
Аналитики
отмечают, что благодаря усилиям властей, в том числе и федеральных, за 2018 год
удалось с пяти до одного сократить число регионов, где долговая нагрузка
превышает объем доходов бюджета. На начало 2019 года в Мордовии долг превышал
доходы в 2,1 раза. У идущей на втором месте в этом антирейтинге Костромской
области соотношение составляет 95%. А чемпионами по этому показателю в России
являются Сахалинская область и город Севастополь – 0% (у Москвы – 1,4%).
По
мнению НРА, ситуация с динамикой госдолга регионов могла быть еще более
позитивной, но регионы традиционно набрали новых долгов под конец года, в
декабре. В этом замечены 36 регионов, из-за которых суммарная долговая нагрузка
регионов выросла на 7,4%. «Склонность к привлечению заемных средств в декабре
может свидетельствовать о низком качестве финансового планирования в регионах,
а также о том, что для многих регионов госдолг по-прежнему остается инструментом
латания бюджетных дыр, а не источником финансирования проектов развития», –
говорится в отчете НРА.
«Снижение
совокупного госдолга связано с системной и очень жесткой политикой федерального
Минфина. Во-первых, несколько лет подряд коммерческие кредиты целенаправленно
заменялись на бюджетные. Во-вторых, для самых крупных должников проводилась
реструктуризация, что вызвало справедливое недовольство у регионов, которые
вели жесткую кредитную политику и не набирали долги. Наконец, в-третьих, Минфин
постоянно вводит ограничения для должников, вплоть до внешнего финансового
управления», – сказал «НГ» член Комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил
Щапов (в 2018 году в качестве эксперимента Мордовия, Костромская область и
Хакасия были переведены на жесткий казначейский контроль расходов. – «НГ»).
«Регионы
возвращают задолженность, у них появились на это средства. За январь–сентябрь
прошлого года доходы бюджетов выросли более чем на 12%. Это связано с
получением налогов на доходы физических лиц с тех самых зарплат бюджетников,
которые выросли по предыдущему майскому указу 2012 года. Произошел рост доходов
бюджетов регионов (на 13–14%) от отчислений по налогу на прибыль. И, кроме
того, на 12% выросли трансферты. Это все и помогло», – пояснила ситуацию «НГ»
директор региональной программы Независимого института социальной политики
Наталья Зубаревич.
«Никакого
существенного оздоровления экономик регионов пока не наблюдается, – считает
аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Стремительное сокращение госдолга
в регионах связано с развертыванием программы бюджетных кредитов на чрезвычайно
выгодных условиях – по ставке 0,01% годовых. Но для получения такого кредита
регионы должны выполнять план по сокращению задолженности, что и заставило
многих (но не всех) изыскивать пути для скорейшего сокращения уровня своего
госдолга. С 1 января 2018 года была запущена программа реструктуризации
бюджетных кредитов регионов, которая продлится семь лет и на которую выделено
55 млрд руб. По условиям программы в первые два года регионам нужно будет
выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента,
позволит субъектам высвободить около 438 млрд руб.».
«Надолго
ли этот праздник? – задается вопросом Зубаревич по поводу победных реляций о
снижении регионами задолженности. – Резкий рост задолженности ведь тоже был
связан с предыдущим майским указом, когда регионы не могли найти средства на
его выполнение и стали резко наращивать бюджетное кредитование. Сейчас в связи
с объявленными планами об участии регионов в реализации проектов по новому майскому
указу цикл может повториться. «Все доходы регионов составляют около 11 трлн
руб. в год, а в опубликованных в понедельник правительством материалах
говорится, что вклад регионов в нацпроекты составит 4,9 трлн руб. за шесть лет, это по 800 млрд
ежегодно. Это очень много. Как будут регионы с этим справляться – сказать
трудно».
«Проблема
в том, что в ближайшее время планируется отказаться от практики предоставления
бюджетных кредитов, что вызовет всплеск обращений за деньгами в коммерческие
банки, – говорит Щапов. – Минфин уже сейчас пытается предусмотреть эту ситуацию,
но по-своему: в нашем Комитете рассматривается законопроект об ужесточении
правил обращения с долгами для регионов. То есть вместо того, чтобы помочь
регионам, их еще больше ограничивают. Субъекты Федерации и так лишены
источников дохода, им постоянно передают дополнительные полномочия, теперь еще
и ограничивают возможность обращения к долговым ресурсам. В итоге это приведет
к сокращению расходов. Лишних не осталось, поэтому «под нож» пойдут социальные
объекты и региональные программы. На мой взгляд, вместо ужесточения требований
по госдолгу Минфин должен либо расширить помощь регионам из федерального
бюджета, либо вернуть в субъекты Федерации налоговые доходы».
Ранее директор департамента межбюджетных отношений Минфина России Лариса Ерошкина в интервью ТАСС рассказывала, что 2018 год стал первым, когда действует программа правительства пореструктуризации бюджетных кредитов 73 регионов: если раньше ониежегодно гасили от 30 до 70% объема полученных бюджетных кредитов, то в 2018–2019 годах этот объем составляет 5%,в 2020 году – 10%, а в оставшиеся четыре года – по 20%.