10 января на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат Н.И. Осадчий.
- Уважаемый Вячеслав Викторович,
уважаемые товарищи, коллеги!
Почти 100 лет назад 10 января
1920 года прошло первое заседание Лиги Наций, международной организации,
созданной для закрепления итогов Первой мировой войны. Тогда в Лигу наций вошли
44 государства, но Советскую Россию в неё не пригласили. Спустя ровно 26 лет,
10 января 1946 года, в Лондоне началась первая сессия Генеральной Ассамблеи
Организации Объединённых Наций, которая пришла на смену Лиги наций. И Советский
Союз был одним из создателей и лидеров ООН, и при этом не ждал никаких
приглашений, ни у кого не спрашивал разрешения. Этот путь к высшему
международному авторитету, к статусу мощной военно-промышленной мировой державы
наша страна прошла всего за четверть века благодаря братскому союзу народов и
социалистической модернизации экономики, образования, науки и системы охраны
здоровья.
Мы сегодня живём в очень опасном,
взрывоопасном и сложном мире. На Россию, в том числе на руководство страны,
оказывается по многим линиям большое давление. Вдобавок перед нами множество
внутренних проблем и противоречий. Но главная беда, которая мешает нам находить
достойные ответы на внешние и внутренние вызовы эпохи - это железный занавес,
который повесили между властью и большинством народа. Власть не слышит
большинства, а большинство уже почти перестало понимать власть.
Согласно Конституции Россия является
социальным государством, а это значит, что важнейшей целью должно быть
сохранение и приумножение народа, обеспечение достойных условий жизни каждого
гражданина.
В рамках отведённого времени
ограничусь двумя тесно связанными проблемами и национальными проектами - это
демография и здравоохранение. Напомню, что по сравнению с гибельной
демографической ситуацией 1990-х и начала 2000 годов с 2007 по 2015 год была
отмечена относительно положительная динамика в том плане, что рождаемость
росла, смертность снижалась, и в течение трёх лет, с 2013 по 2015 годы,
рождаемость даже опережала смертность. Но затем рождаемость вновь стала
снижаться быстрее, чем снижалась смертность. И вот в 2016 году смертность снова
выше рождаемости, а в 2017 почти на 136 тысяч.
В прошлом, 2018 году, за десять месяцев естественная убыль составила уже более 180 тысяч. Итак, менее чем за два года убыль 316 тысяч. И миграция не компенсирует эту тревожную тенденцию, она только на 56 процентов восполнила возникающий пробел в прошлом году. В целом по стране за десять месяцев 2018 года число умерших превысило число родившихся на 13,3 процента, а в 27 регионах России - в 1,5-1,9 раза. Именно такой перевес смертности над рождаемостью - в 1,5-2 раза, беспощадно давит сегодня на сельские территории от Кубани до Сибири.
Да, в целом по России эта
демографическая яма как следствие 1990-х годов, но это ещё и результат того,
что в течение многих лет в нашей стране разбалансированы производительные силы,
нет стратегического планирования социально- экономических процессов,
перекосился рынок труда, деградировала социальная сфера в селе и в малых
городах. Конечно, для улучшения демографических тенденций нужны комплексные
системные меры: социальные, экономические, финансовые, медицинские, психологические,
воспитательные и так далее. Они должны стимулировать рождаемость и снижать
смертность, но, к сожалению, мы видим, что государственная политика последних
лет крайне противоречива.
С одной стороны, например,
продвигается идея материнского капитала, построены хорошо оснащенные
перинатальные центры, снизилась младенческая смертность, всё выше идёт медицина
высоких технологий, и это прекрасно.
Но есть и другая тенденция. Вот
свежий пример. Вопреки мнению медицинской общественности, в Думе продавливается
позорный и вредный закон о продлении рекламы пива на телеканалах. Мало того,
что, по сути, лоббируются интересы пивных компаний, принадлежащих иностранному
капиталу, а главное, этот напиток, особенно при нынешнем его составе, никому
здоровья не прибавляет, наоборот, по мнению многих российских учёных, расширяет
ряды алкоголиков, включая молодежь и подростков-школьников, которых к пиву
подталкивает именно крутая реклама.
Далее. Оптимизация сократила
доступность первичной медицины. Число больниц с 2003-го уменьшилось вдвое - с
10 тысяч до 5 тысяч. Число станций скорой помощи с 2005-го сократилось почти на
1 тысячу. Число врачей уменьшилось на 35 тысяч, среднего медперсонала - на 5.
Все данные к началу 2018 года. Это, конечно, не могло не сказаться на показателях
смертности.
Кроме того, вразрез с настроением
большинства граждан началась пенсионная реформа, которая наносит удар по
рождаемости, ещё и создаст новые стрессы для работающих граждан, а стрессы,
если они происходят постоянно, ведут к сокращению жизни, создают фон для
ослабления иммунитета, для роста сердечно-сосудистых и онкологических
заболеваний.
Вывод, казалось бы, очевиден: в
этих условиях нужны особые государственные усилия по восстановлению и
укреплению системы здравоохранения. Вспомним весеннее, 2018 года, Послание
Президента Российской Федерации, в нём ясно говорилось, что необходимо
обеспечить финансирование здравоохранения из всех источников в течение
2019-2024 годов не менее 4 процентов ежегодно, но стремиться лучше к 5 от
объема валового внутреннего продукта.
Что такое "все
источники"? Это средства федерального бюджета, средства Фонда
обязательного медицинского страхования и средства региональных бюджетов, но,
суммируя всё, мы не видим 4 процента ни сейчас, ни в обозримом будущем, их нет
в утвержденном бюджетном плане на 2019-2021 годы. В 2018 году расходы на
здравоохранение составили 3,5 процента от ВВП, при этом рекомендации Всемирной
организации здравоохранения говорят минимум о 6. В 2019 году в здравоохранение
из всех источников будет направлено 3,6 триллиона рублей, что составляет всего
опять 3,5 процента от ВВП, а в 2021-м - всего 3,4 процента.
На что конкретно не хватает?
Больницам на местах не на что закупать лекарственные препараты и расходные
материалы, невозможно обеспечить нормальное питание. Больше денег необходимо на
регулярное обновление парка машин скорой помощи, требуется масштабное обновление
медицинского оборудования в местных больницах, ведь соответствующая программа
работала уже более 10 лет назад в рамках тогдашнего нацпроекта
"Здоровье". Но время прошло и сейчас налицо износ и выход из строя
многих электрокардиографов, аппаратов УЗИ и другого оборудования. Не растет
объем на привлечение кадров в сельское здравоохранение и в малые города.
Программа "Земский доктор" как была сначала в средствах Фонда ОМС, а сейчас
в федеральном бюджете 5 лет назад -3,2 миллиарда, так и сейчас остается та же
самая 3,2 миллиарда рублей на 2019 год и далее.
Таким образом, утвержденный
совокупный бюджет здравоохранения не соответствует ни реальным
социально-демографическим вызовам в стране, ни задачам, поставленным в Послании
президента.
Поэтому фракция Коммунистической партии Российской Федерации настаивает - государственные расходы на здравоохранение должны быть увеличены, а, следовательно, за 3 ближайших года до 4, 5 и 6 процентов от валового внутреннего продукта. При этом найдя дополнительные средства, нужно уделить особое внимание первичному звену - селу и малым городам в системе скорой помощи. Источники и резервы есть, о них здесь много говорилось и говорилось неоднократно - это пересмотр бюджетного правила, хотя бы частичное уменьшение профицита бюджета, это прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц, это госмонополия на спирт, это справедливое распределение доходов, получаемых от эксплуатации минерально-сырьевой базы и так далее.
Коллеги, у нас еще есть время, чтобы как следует наполнить и реализовать приоритетные национальные проекты "Демография" и "Здравоохранение", от которых очень многое зависит в будущем нашего народа. Нужна политическая воля.