Комментарий к статье «Отсутствие планирования привело нашу экономику к стагнации. Парламентарии о создании Росплана».
Важность
системы государственного экономического планирования в современных условиях
невозможно переоценить. Как уже показала практика без четкого плана развития
экономики, без понимания прорывных направлений и необходимых для них ресурсов,
без понятных показателей эффективности исполнения планов экономика не в состоянии
развиваться и быть конкурентоспособной.
К
сожалению, на федеральном уровне мы не видим четкого планирования в развитии
экономики страны.
Несмотря
на четко обозначенные в майском указе Президентом цели развития, действия
министерств и ведомств подчас носят несогласованный и противоречивый характер.
Простой
пример: развитие экономики - один из главных приоритетов в майском указе
Президента. Но повышение ставки НДС противоречит планам по ускорению роста
экономики страны выше среднемировых темпов, так как по подсчетам экономистов
приведет к снижению темпов прироста ВВП на 0,6%.
Такая
политика фактически привела к стагнации нашей экономики. За последние 9 лет,
наша экономика выросла всего на 6%, тогда как средние темпы роста мировой
экономики за этот период составили 35%.
При
этом, необходимо отметить, что фрагменты экономического планирования на
федеральном уровне существуют. Они регулируются федеральным законом "О
стратегическом планировании в Российской Федерации", принятом в 2014 году.
Закон
определяет полномочия, функции федеральных органов государственной власти, в
том числе исполнительной, во взаимодействии с органами власти субъектов РФ, с
президентской вертикалью по определению вопросов формирования и осуществления
стратегического планирования в стране.
То
есть вопросы, связанные с разработкой системы прогнозов, программ и с их
реализацией, а также мониторинг и контроль за выполнением этих программ.
Закон
включает в себя требования к документам, которые являются документами
стратегического планирования.
Вместе
с тем наша фракция неоднократно отмечала главную проблему данного закона,
которая делает его фактически не рабочим - это отсутствие единого органа
планирования экономического развития с широкими полномочиями.
Сейчас
в роли этого органа выступает Минэкономразвития. Но министерство не наделено
достаточными полномочиями. Его функционал фактически сводится к подготовке
прогноза социально-экономического развития в рамках бюджетного процесса.
Согласен,
что необходимо создание федерального органа с широкими полномочиями и
ответственностью за планирование экономического развития.
В
этом плане может стать очень ценным опыт Иркутской области в сфере
государственного планирования, где уже создан Государственный комитет по
планированию социально-экономического Иркутской области и разрабатывается
первый пятилетний план.
Это
пример полноценной реализации концепции планового развития экономики при
наличии четких, конкретных целей и задач, координирующего органа и закрепленной
за ключевыми исполнителями ответственности. Успешная реализация первого
пятилетнего плана развития Иркутской области даст ориентир и для других
регионов при формировании собственной социально-экономической политики.
Опыт Иркутской области может стать крайне полезным для коррекции принципов экономического планирования и на федеральном уровне.