Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Михаил Щапов: Отсутствие планирования привело нашу экономику к стагнации

2018-11-21 16:41
regions.ru

Комментарий к статье «Отсутствие планирования привело нашу экономику к стагнации. Парламентарии о создании Росплана».

Важность системы государственного экономического планирования в современных условиях невозможно переоценить. Как уже показала практика без четкого плана развития экономики, без понимания прорывных направлений и необходимых для них ресурсов, без понятных показателей эффективности исполнения планов экономика не в состоянии развиваться и быть конкурентоспособной.

К сожалению, на федеральном уровне мы не видим четкого планирования в развитии экономики страны.

Несмотря на четко обозначенные в майском указе Президентом цели развития, действия министерств и ведомств подчас носят несогласованный и противоречивый характер.

Простой пример: развитие экономики - один из главных приоритетов в майском указе Президента. Но повышение ставки НДС противоречит планам по ускорению роста экономики страны выше среднемировых темпов, так как по подсчетам экономистов приведет к снижению темпов прироста ВВП на 0,6%.

Такая политика фактически привела к стагнации нашей экономики. За последние 9 лет, наша экономика выросла всего на 6%, тогда как средние темпы роста мировой экономики за этот период составили 35%.

При этом, необходимо отметить, что фрагменты экономического планирования на федеральном уровне существуют. Они регулируются федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", принятом в 2014 году.

Закон определяет полномочия, функции федеральных органов государственной власти, в том числе исполнительной, во взаимодействии с органами власти субъектов РФ, с президентской вертикалью по определению вопросов формирования и осуществления стратегического планирования в стране.

То есть вопросы, связанные с разработкой системы прогнозов, программ и с их реализацией, а также мониторинг и контроль за выполнением этих программ.

Закон включает в себя требования к документам, которые являются документами стратегического планирования.

Вместе с тем наша фракция неоднократно отмечала главную проблему данного закона, которая делает его фактически не рабочим - это отсутствие единого органа планирования экономического развития с широкими полномочиями.

Сейчас в роли этого органа выступает Минэкономразвития. Но министерство не наделено достаточными полномочиями. Его функционал фактически сводится к подготовке прогноза социально-экономического развития в рамках бюджетного процесса.

Согласен, что необходимо создание федерального органа с широкими полномочиями и ответственностью за планирование экономического развития.

В этом плане может стать очень ценным опыт Иркутской области в сфере государственного планирования, где уже создан Государственный комитет по планированию социально-экономического Иркутской области и разрабатывается первый пятилетний план.

Это пример полноценной реализации концепции планового развития экономики при наличии четких, конкретных целей и задач, координирующего органа и закрепленной за ключевыми исполнителями ответственности. Успешная реализация первого пятилетнего плана развития Иркутской области даст ориентир и для других регионов при формировании собственной социально-экономической политики.

Опыт Иркутской области может стать крайне полезным для коррекции принципов экономического планирования и на федеральном уровне.