Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Депутаты-коммунисты приняли активное участие в Госдуме в обсуждении бюджета на 2019 и на плановый период 2020-21 годов

2018-10-25 16:41
Фракция КПРФ в Госдуме, Алексей Брагин.

24 октября на пленарном заседании Госдумы рассматривался федеральный бюджет на 2019 и на плановый период 2020-21 годов. Депутаты фракции КПРФ выступили и задали вопросы докладчику первому заместителю Председателя Правительства РФ, Министру финансов РФ А.Г. Силуанову.

Н.М. Харитонов, КПРФ:

- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Антон Германович! Уважаемые коллеги! Уважаемый Андрей Михайлович Макаров!

Не сомневаюсь и вчера, и позавчера, и летом, обо всём вы договорились, и обо всех вы договорились, кроме Дальнего Востока, наверное, и Забайкальского края. Почему? Потому что очень эти договорённости робко отмечены в бюджете. Я немножко напомню об этом.

Моё выступление, хотел бы я заметить, это пожелание депутатов нашего комитета, где большинство присутствуют депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и фракции, партии, и депутатов, избранных в основном от северных территорий и дальневосточных регионов. Так вот депутаты и члены комитета при обсуждении проекта бюджета не получили ответов на многие вопросы по развитию арктических регионов, территорий с ограниченными сроками завоза грузов, повисли в воздухе вопросы о жилищных субсидиях северянам, о государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера и многое другое. Но больше всего проблем с опережающим развитием Дальнего Востока, а это национальный приоритет на весь XXI век, который обозначил Президент России Путин Владимир Владимирович.

Комитет в весеннюю сессию рассматривал реализацию госпрограмм с разделами по опережающему развитию дальневосточных регионов. В том числе (и буквально неделю назад на выездном заседании и "круглом столе" в Еврейской автономной области), было отмечено, что министерства формально подошли к формированию данных разделов, Счётная палата также указывает на то, что госпрограммы не обеспечивают реализации приоритетов по развитию Дальнего Востока.

В 29-и госпрограммах должны быть сформированы разделы по опережающему развитию Дальнего Востока, при этом 17 программ не содержат мероприятий по опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока.

Безусловно, в рамках работы в дальневосточных регионах наши депутаты отмечают, что строятся, запускаются новые предприятия, создаются рабочие места, однако, несмотря на принятые меры, по ряду ключевых показателей развития регионов, Дальний Восток отмечает существенное отставание от среднероссийского уровня, но самое главное, это отток населения.

Особенность приграничных территорий. В Еврейской автономной области, к примеру, граница с Китаем почти 600 километров, при этом в важнейшем геополитическом регионе вдоль границы проживает 60 тысяч человек, а со стороны Китая 100 миллионов, и этого региона почти нет ни в одной госпрограмме, да и в проекте бюджета не заложены деньги на привлечение населения на Дальний Восток.

Рассматривая Федеральный бюджет на 2019 год, депутаты отметили основную проблему - нет системного подхода.

В течение шести месяцев этого года все занимались решением задач по субсидированным авиабилетам для дальневосточников. Напомню, авиабилеты по доступным ценам закончились в текущем году буквально за четыре дня. В следующем году эту проблему опять, наверное, будем решать в пожарном порядке. Мы не против бюджета, мы против того, как он формируется.

Мы должны увидеть в федеральном бюджете, что будет сделано на Дальнем Востоке, и на что есть деньги у государства, чтобы люди нам поверили и перестали уезжать оттуда. Должно быть понятно не только нам, но и всем, кто живет на Дальнем Востоке и собирается переехать туда, сколько будет построено новых школ, чтобы дети могли учиться без второй смены, сколько будет оборудовано больниц, чтобы снизить младенческую смертность, смертность от туберкулеза и онкологии, сколько будет построено домов, чтобы переселить людей из аварийного и ветхого жилья. Надо менять многое. И комитет, и все дальневосточники, ждем ко второму чтению правительственных поправок, учитывающих наши замечания и предложения. 

И, Антон Германович, и я бы хотел услышать, по крайней мере, тогда, когда будет заключительное слово, и Андрей Михайлович, ну почему, а многие сидящие в зале захватили, когда доллар стоил 67 копеек, а сегодня 60 рублей. Что произошло с нами, что происходит, почему руководители сегодняшнего дня Минэкономики не могут решать вопросы так, как решали наши отцы и деды? Спасибо за внимание.

Н.В. Коломейцев, фракция КПРФ:

- Уважаемый Антон Германович, не, безусловно, нефтегазовые доходы зависят от эффективной работы, прежде всего, реальных отраслей экономики: сельского хозяйства, промышленности, обрабатывающих отраслей. Вот с моей точки зрения, самый эффективный инструмент, выработанный правительством за последние 25 лет, это постановление 1432. Есть указ 204, который дублирует решения этого же постановления. Есть решение Госсовета. Однако вместо 15 миллиардов, которые планировались и давали эффект, один рубль с субсидии дает рубль 87 вам налоговых поступлений. Сегодня запланировано всего 2 миллиарда.

И второе. У вас есть эффективный инструмент - ВЭБ. Однако его деятельность вызывает большие сомнения. Здесь, наверное, и Кудрину надо было бы проверить вместе с госкорпорациями, так как сейчас идёт уничтожение "Евродона". Это лишение 6 тысяч рабочих мест в ... (Микрофон отключен.)

А.Г. Силуанов:

- Уважаемый Николай Васильевич! Уважаемые депутаты!

Действительно, вопрос по сельхозтехнике у нас в следующем году учтён, на поддержку сельхозтехники учтены ассигнования в сумме 2 миллиарда рублей, раньше было больше - 15 миллиардов. Раньше эти средства выделялись как антикризисные меры поддержки. Тем не менее, мы готовы ко второму чтению вместе с вами увеличивать эту сумму. По предложениям Министерства сельского хозяйства это увеличение может составить В миллиардов рублей. Поэтому давайте вместе с вами отработаем этот вопрос ко второму чтению и найдём взаимоприемлемое решение.

Что касается "Евродона". Что касается "Евродона", то сейчас эта компания находится как бы под управлением ВЭБа, я разговаривал с руководством Внешэкономбанка. Что они говорят? Они говорят о том, что будут развивать эту компанию, там вопрос в управлении этой компанией. Действительно, знаем там проблемы, которые есть, но, тем не менее, значит, Внешэкономбанк готов вкладывать ресурсы в эту компанию с тем, чтобы она развивалась, с тем, чтобы та продукция, которую, так сказать, она производит, увеличивалась. И мы сейчас вместе с ВЭБом ищем инвесторов, мы ищем инвесторов для развития этой компании. Спасибо.

В.С. Шурчанов, фракция КПРФ:

- Уважаемый Антон Германович, вы в своем выступлении, в докладе сказали о борьбе с бедностью, но вот сегодня все средства массовой информации, все газеты и Интернет заполнены показателями: минимальная заработная плата у нас повышается сейчас на 1 процент, а инфляция, по сути дела, в проекте бюджета сказана где-то 4,3 процента. Вот какие меры всё-таки правительство будет принимать в этой части населения, действительно, борьба с бедностью?

И вторая сторона вопроса вам и уважаемому Алексею Леонидовичу. Государственные корпорации у нас согласно постановлению правительства должны 50 процентов, не меньше, прибыли отчислять в государственный бюджет, и по дивидендам мы вот целый год здесь всё обсуждали и говорили, говорили, какие меры всё-таки правительство и Счётная палата примут по усилению контроля за доходами и поступлениями в бюджет со стороны государственных корпораций? Спасибо.

А.Г. Силуанов:

- Уважаемый Валентин Сергеевич! Уважаемые депутаты!

Мы приняли с вами решение о том, чтобы минимальный размер оплаты труда равнялся прожиточному минимуму. Эта норма будет действовать, безусловно, и дальше, и она обеспечена необходимым ресурсом в бюджете.

Что касается роста заработных плат, то у нас растут, и по оценкам в текущем году будет рост реальных доходов населения в размере более 3 процентов, а заработная плата в текущем году 6,9 процента вырастет по отношению к предыдущему году. Поэтому эти меры - это результат той политики, которая в том числе заложена в бюджете, и речь идет не только о бюджетниках, речь идет о тех мерах по стимулированию экономического роста, потому что будет рост экономики, соответственно, будет и больше занятости, более эффективно, так сказать, работать предприятия и будет больше заработная плата именно в этом наша задача.

Н.В. Арефьев, фракция КПРФ:

- Уважаемый Антон Германович, российский реальный сектор экономики лежит, в общем-то, на дне, а рост в полтора-два процента — это не рост, а это математическая погрешность. Наша экономика должна расти сегодня на 10-20 процентов в год, но кредитные ресурсы закрыты, а бюджетные ассигнования с ростом в 200 миллиардов в год такой возможности не дадут.

По нашим расчетам общие ассигнования должны составлять где-то 5-7 триллионов рублей в год, а не два с половиной. 

Есть предложение. Нераспределенные средства на нацпроекты направить в раздел "Национальная экономка" и на программу "Развитие села", которой выделить не менее одного триллиона рублей. Вот только тогда мы сможем обеспечить рост экономики выше мирового. Как вы смотрите на такое предложение? Спасибо.

А.Г. Силуанов:

- Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты, мы очень позитивно смотрим на все предложения, которые касаются увеличения темпов роста экономики, с одной стороны.

С другой стороны, конечно, мы должны принимать эти решения без риска того, что мы можем подорвать устойчивость этой экономики. Поэтому, безусловно, мы готовы будем вместе с вами распределять те ресурсы, которые ещё находятся в резервах. Ко второму чтению мы это сделаем.

И я хотел бы тоже обратиться к вам, уважаемые депутаты, с тем, чтобы вы вместе с нашими коллегами, министрами, министерствами и ведомствами подошли к распределению этих резервов.

Здесь должен быть и парламентский контроль, и, значит, контроль со стороны Правительства Российской Федерации за эффективным использованием этих средств.

Что касается увеличения средств на программу развития села, то эти ресурсы будут увеличены. Помимо общей программы, которая у нас с вами действует, государственные программы по поддержке села, мы за счёт национального проекта "Экспорт" половину ресурсов направляем на поддержку промышленности, а половину на село. И вот там тоже будут предусмотрены значительные ресурсы.

Хочу только сказать, что у нас по поддержке, значит, экспорта, за шестилетку предусмотрено дополнительно 850 миллиардов рублей. Так вот, около 300 миллиардов рублей за шестилетний период пойдёт на поддержку сельскохозяйственных предприятий, которые будут ориентированы на экспортные поставки. И считаю, что это тоже всё в копилку нашей поддержки сельского хозяйства. Давайте вместе распределять эти суммы, вместе мониторить и смотреть, как реализуется эта программа. Если, значит, увидим, проблемы, то будем предлагать перераспределение средств или, наоборот, выделять дополнительные ресурсы на эти цели. Спасибо.

Г.А. Зюганов, фракция КПРФ:

- Уважаемые коллеги, мы рассматриваем этот бюджет в чрезвычайных условиях. Чем они характеризуются? За 10 лет темпы прироста нашей экономики составили 4%. При этом у американцев они составили 16%, а у китайцев – 101%. Нам обещали прекратить вымирание страны, но за годы «реформ» мы потеряли 9 миллионов человек. Америка за это же время прибавила 77 миллионов, Англия и Франция - порядка 10 миллионов.

Нищета и социальное расслоение достигли в России невиданного размера. В этом году 23 самых богатых олигарха увеличили свое состояние на 1 триллион 200 миллиардов рублей. На столько же увеличивается расходная часть российского бюджета. Сравните: 23 олигарха и вся остальная страна!

Технологический кризис нарастает даже в сырьевой отрасли. За последние два года не открыто ни одного нового нефтегазового месторождения. Если так продолжится и дальше, то в ближайшие два-три года начнется резкий спад добычи нефти и газа.

Продолжает ускоряться бегство капиталов. За полтора года из страны вывели за рубеж 4,5 триллиона рублей.

Вы видите, что нам объявили войну. Причем это война не только на истощение. Если американцы выйдут из договора по ракетам средней и меньшей дальности, то мы окажемся в качественно новой, более сложной ситуации. Это потребует от нас увеличения расходов.

Сейчас борются две позиции. Сторонники государственно-патриотической идеологии выступают за то, чтобы вкладывать средства в собственную экономику, развиваться, умнеть и сопротивляться. Но есть и те, кто предлагает поднять белый флаг и сдаться на милость Западу. В свое время мы сдались в ГДР, сдались в Восточной Европе. Теперь у американцев там две военные базы. Если на них разместят «Першинги», они долетят до центров управления в России за 4-5 минут.

Мы уже сдали и Киев, матерь городов русских. Поэтому у нас только один выход: наращивать свои возможности и выполнять Послание президента. Или выйдем на мировые темпы развития, или нас ждет очень тяжелая судьба, мы отстанем навсегда. Чтобы не допустить этого, надо бороться с бедностью, развивать науку, обеспечивать технологический прорыв, повышать качество жизни граждан.

Какова цена вопроса? Вы слышали, как в этом зале я спорил с премьером о том, каким должен быть бюджет развития. Мы назвали цифру в 25 триллионов рублей. В предложенном проекте бюджета на три года она подбирается к 20 триллионам. Но посмотрите на его расходную часть. Если ее внимательно проанализировать, становится ясно: нет ни одного вызова, на который мы бы ответили этим бюджетом.

Для создания экономики прорыва темпы ее роста должны составлять 3,5% в год. Но об источниках роста в предложенном бюджете не сказано ни слова. Более того, запланирован рост лишь на 1-2%. Значит, мы проваливаем выполнение тех задач, которые поставил президент в своем послании.

Что касается инвестиций, то министр финансов Силуанов правильно сказал: они должны составлять 25% от ВВП. Но мы не достигаем и 20%!

Можно сделать вывод, что у нас реализуется сценарий МВФ, сценарий бюджета колониального типа. Его уже апробировали на многих развивающихся странах. Нам нельзя повторять этот разрушительный опыт.

Что касается раздела «Национальная экономика», то, с учетом инфляции, снижение здесь составит 5-6%. Хотя экономика как раз и должна определять все остальное.

Меня поразил раздел «Оборона». Я много лет занимаюсь этой темой. В свое время мы вместе с Юрием Маслюковым занимались вопросом производства ракет «Тополь М». Просто возмущает, что в следующем году расходы на оборону уменьшатся на 4%. Президент показал нам блестящие изделия нашего ВПК. Но их надо поставить на конвейер, насытить ими армию, подготовить для них кадры и обеспечить технологическое обслуживание этого новейшего оружия. В результате расходы неизбежно увеличиваются в пять раз. А в бюджете, вопреки этому, урезаются существующие оборонные статьи.

Что касается авиации, то такая большая страна, как наша, не может существовать без собственных крыльев. Во времена СССР мы производили в год 1500 летательных аппаратов. А сегодня «Сухой Суперджет» никак не можем до ума довести. Также оказалось, что в новом российском лайнере МС-21 крыло во многом зависит от импортных деталей. В результате из-за санкций нам теперь еще два года придется осваивать производство собственных композитных материалов. А раньше об этом нельзя было подумать?

Если Запад введет эмбарго на поставку запчастей, у нас остановится вся гражданская авиация, состоящая в основном из «Боингов» и «Эйрбасов».

Мы сегодня говорим о цифровой экономике. Я недавно присутствовал на форуме в Сколково, который проводил премьер-министр Медведев. Там была любопытная программа, выступали очень умные люди. Но что мы видим на практике, а не в теории? Цифровая экономика зависит от радиоэлектроники. Однако, согласно бюджету, отечественная радиоэлектроника как была, так и остается на голодном пайке. Рост ее финансирования на ближайшие три года составит всего 3-4%. Сегодня только четверть работающей у нас продукции радиоэлектронной отрасли – отечественного производства. А 75% - зарубежного. Что вы будете делать, если под предлогом санкций нам начнут перекрывать и эти каналы?

Что касается продукции сельского хозяйства, то мы могли бы прокормить не только себя, но и еще пол-Европы. Вот сидят наши депутаты Владимир Кашин и Николай Харитонов. Они 10 лет занимались решением проблем сельхозмашиностроения. И многое удалось сделать. В этой отрасли было 16 предприятий, а сейчас их 116. Они заключили договоры на двенадцать с лишним миллиардов рублей. Но если правительство не даст им минимум 10-15 миллиардов в виде бюджетного финансирования, все эти договоры лопнут. И уже в феврале предприятия остановятся. А работяги всех нас вынесут на улицу!

Была замечательная программа «Комплексное развитие села и сельский образ жизни». Но ее попросту выбросили из бюджета. Теперь президент поручил ее вернуть. Так давайте реализуем его поручение! Ведь у нас на селе живет 38 миллионов человек. И каждый второй городской житель приехал из деревни.

Я уже давно настаиваю на принятии закона о «школьном молоке». Но опять пожалели 15 миллиардов, чтобы обеспечить ежедневный стакан молока каждому учащемуся начальной школы. Ни копейки на это не выделили! Сколько раз можно просить об этом, взывать к совести составителей бюджета?

Зато множатся все новые поборы с граждан, с малого и среднего бизнеса, с сельхозпроизводителей. Ввели НДС на плодово-ягодную продукцию. Нам говорят, что надо быть здоровыми, жить дольше 80 лет. Но люди только начали сады разводить, а вы сразу же душите их своими налогами!

Предусмотренный в бюджете рост расходов на социальную политику за три года составит лишь 2,5%. И не перекроет даже официально прогнозируемую инфляцию в 4%. Это значит, что граждане будут продолжать нищать, а их зарплаты – сокращаться. В результате некому будет покупать наши товары, и экономика продолжит падать.

Что касается расходов на науку, то ее финансирование, предусмотренное в проекте бюджета, - это просто нищенские подачки. Китайская компания «Алибаба» тратит на фундаментальные научные исследования в два раза больше, чем заложено на финансирование этого направления в российском федеральном бюджете.

При этом расходы на науку размазывают по всем бюджетным разделам, в результате чего их трудно отслеживать. У нас наука в целом, и прежде всего – фундаментальная, была потрясающей. Но отношение к ней со стороны власти становится все более пренебрежительным. Уже появились те, кто предлагает ликвидировать в школах преподавание математики. Хотя в России осталось только два научных журнала из пятнадцати, которые переводятся на английский язык. И оба они математические. Впереди нас ждет противостояние с Западом в компьютерной сфере. Но мы не сможем устоять в нем при таком отношении к науке.

Хочу обратиться к правительству: неужели вам жалко выделить средства на поддержку детей войны? Для этого потребуется всего 140 миллиардов рублей. Пять раз мы вносили этот вопрос на рассмотрение Государственной Думы. Но вы снова игнорируете его!

На финансирование программы помощи молодой семье вообще требуются крохи. Так давайте хоть тут пойдем навстречу людям!

Расходы на массовый спорт сокращаются на 30%. Посмотрите, сегодня уже все спортивные площадки закрыты для граждан даже на олимпийской Кубани.

Что касается заработной платы, то она в ближайшую трехлетку будет расти только на 2-3 процента ежегодно. И тоже отстанет от официальной инфляции, не говоря уже об инфляции реальной. Между тем, уже сегодня 81% наших граждан хватает средств только на дешевую еду и одежду. И на оплату услуг ЖКХ. Больше они ничего не могут себе позволить.

Теперь посмотрим, как за три года изменится экспорт российской продукции. Он вырастет всего на 1,1%. При этом импорт увеличится на 21%. Но ведь экспорт дает валюту, а импорт ее забирает.

Происходит стремительная оккупация нашей экономики иностранцами. В их руках уже две трети пищевой промышленности. Кстати, среди 23-х миллиардеров, о которых я упомянул, половина имеет иностранные паспорта. Если им будет выгодно, они просто сбегут из России вместе со своими капиталами, нажитыми за счет ресурсов страны!

Иностранцам уже сейчас принадлежит 80% торговли и 70-95% стратегических отраслей. А нам снова навязывают бюджет, который иначе как бюджетом колонизации не назовешь!

Согласно проекту бюджета, стабильно расти, как и прежде, будут только затраты на обслуживание государственного долга. Они вырастут к 2021 году на треть. И превысят все межбюджетные трансферты – все, что выделяется на регионы. Поэтому, как сказал в своем выступлении Николай Харитонов, и бегут граждане с Дальнего Востока. И дальше будут бежать при такой политике!

Наша программа вам представлена. 12 наших законопроектов внесены в Думу. Если прислушаетесь к нашим предложениям, мы сможем сформировать бюджет в 25 триллионов рублей. И страна будет нормально развиваться.

Но за такой бюджет, какой нам представлен, мы никогда не голосовали и голосовать не будем!