Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Ю.П. Синельщиков: При получении жилья судьям предоставляется целый ряд существенных преимуществ по сравнению с обычными гражданами

2018-10-18 17:33
Пресс-служба депутата Государственной Думы Ю.П. Синельщикова

Выступление депутата фракции КПРФ Ю.П. Синельщикова на пленарном заседании Государственной Думы 18 октября 2018 года по законопроекту об улучшении жилищных условий судей (третье чтение).

Представитель Президента РФ и представители фракции «Единая Россия» в ходе первого чтения законопроекта заявляли: «С точки зрения предметной, содержательной, новелла касается небольшой корректировки порядка обеспечения судей жилыми помещениями…Мы новизну никакую не вносим» (Минх Г.В.). «Законопроект носит в значительной степени технический характер…закон не несёт в себе никаких новых обязательств» (Макаров А.М.). «Данные законопроекты при всей своей значимости, на самом деле, носят технический характер» (Грибов А.С.). Когда представители оппозиционных фракций высказали сомнения в том, что законопроекты не вносят никакую новизну, представитель Президента в духе достаточного высокомерия заявил: «Надеюсь, что всё-таки коллеги, выступавшие от фракций КПРФ и ЛДПР, ознакомятся с текстом данных законопроектов, а также с текстом действующих законодательных и подзаконных актов».

Искренне надеясь на то, что коллега Гарри Владимирович Минх не собирался унизить честь и достоинство своих оппонентов, сообщаю следующее. Законопроекты, представляя судьям целый ряд существенных преимуществ по сравнению с обычными гражданами, вносят в существующие правила обеспечения судей жильём ряд принципиально новых положений.

1. О Постановлении Конституционного Суда, который как полагают некоторые, обязал органы власти выделять судьям жилье с передачей его им в собственность.

Статья 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», принятого 26 июня 1992 года, установила возможность бесплатной передачи судьям от местной администрации жилого помещения. В 2004 году в этот закон были внесены изменения, согласно которым порядок реализации был возложен на Правительство РФ, а положение о предоставлении судьям жилья бесплатно из нормы закона было исключено.

Высший Арбитражный Суд РФ обратился в Конституционный Суд РФ посчитав, что этим судьи были лишены материальных гарантий обеспечения их независимости. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.01.2008 г. №2-П указал, что принципы и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей подлежат установлению в федеральном законе. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ признал упомянутые нормы закона не соответствующими Конституции Российской Федерации не потому, что судьи были лишены возможности получения жилья в собственность бесплатно, а в связи с неосновательным расширением компетенции Правительства Российской Федерации. Федеральному законодателю было предписано на уровне федерального закона установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Про собственность в данном вопросе Конституционный Суд РФ не упоминал.

2. О доводах наших оппонентов о том, что, якобы, нормы о предоставлении судьям жилых помещений бесплатно уже существуют в различных нормативных актах и их надо только перенести в закон, проект которого мы сейчас обсуждаем. Однако, это неправда.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями судей на сегодня регулируются нормативными актами Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В приказе департамента от 26.11.2014 г. №258 были внесены изменения в нормативные акты, определяющие порядок учета судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретения для судей жилых помещений и компенсации судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений. Следует отметить, что этот приказ, а также ранее принятые нормативные акты не содержали порядок предоставления жилых помещений судьям в собственность бесплатно. Нормативные акты Судебного департамента определяют порядок признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок обеспечения жильем судей, не имеющих такового по месту расположения суда и нуждающихся в специализированном жилье, порядок работы жилищных комиссий судов субъектов РФ, порядок выплаты компенсации судьям за наем (поднаем) жилых помещений.

В настоящее время, с учетом этих норм, судьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на отдельную квартиру только из специализированного фонда (не в собственность) в рамках целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы". Именно в рамках этой программы планируется осуществление мероприятий по обеспечению более 800 судей жилыми помещениями, что позволит реализовать государственные социальные гарантии, закрепленные в статье 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Передача квартир (в том числе и из специализированного жилого фонда) в собственность судей бесплатно в рамках программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" не предусмотрена.

Таким образом, федеральный законодатель вправе, но не обязан включать в закон нормы о предоставлении жилья судьям в собственность бесплатно. «Наличие у Судебного департамента при Верховном Суде РФ необходимого специализированного жилого фонда в каждом субъекте РФ в полной мере обеспечит соблюдение материальных гарантий независимости правосудия, а также позволит удовлетворить потребности судей в улучшении жилищных условий на период исполнения ими соответствующей государственной функции, как носителей судебной власти…». Последнее предложение не моя выдумка, а цитата статьи одного известного судьи.

3. Порядок признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с законопроектом, нуждающимся в жилье признается судья, семья которого обеспечена жильём менее 15 кв. метров на одного человека. Ранее такой нормы не существовало.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий на сегодня признаётся судья, члены семьи которого обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (см. п.2.1 Положения о порядке признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учёта, утвержденного приказом Судебного департамента при ВС РФ от 07.06.12 № 122). В соответствии с ч.4,5 ст.50 ЖК РФ, учетная норма устанавливается органами местного самоуправления. В зависимости от региона её размеры колеблются от 6 до 15 метров.

4. Законопроект предполагает выделение судье общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, в повышенном размере. На одного человека это 33 кв. метра плюс 20 кв. метров дополнительной площади. Но это не всё. Размер единовременной социальной выплаты и размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, могут быть увеличены сверх предусмотренных норм на основании решения Председателя Верховного Суда РФ для заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда РФ. Пределы этих полномочий Председателя Верховного Суда законодатель не устанавливает.

Полагаю, что судьи Верховного Суда РФ и, уж тем более заместители Председателя, вполне могли бы расширить свои немаленькие квартиры, выделяемые им по нормативу, за счет личных средств. Ведь по официальным данным, ежегодные доходы заместителей Председателя Верховного Суда РФ (их 7 человек) в прошлом году составили от 9 до 20 млн. рублей.

Обращаю внимание на то, что в первом чтении этой важной нормы о полномочии Председателя не было. Её вводят в будущий закон через поправки, лишая тем самым депутатов возможности её обсудить.

5. Законопроект также предусматривает право судей на получение служебного жилья по месту работы. Это может произойти в случае, когда судья уже получил за счет бюджета квартиру в собственность, а затем перевёлся на работу в другой регион. Насколько мне известно, право на две квартиры не имеет ни один российский чиновник.

Проблема особенно актуальна для судей Верховного Суда РФ в связи с предстоящим переездом этого органа в северную столицу. На проспекте Добролюбова в Петербурге должен появиться комплекс зданий общей площадью 224,6 тыс. кв. метров, включая сам Верховный суд РФ, Судебный департамент, инженерно-технический блок, парковку, а также Дворец танцев Бориса Эйфмана на 30 тыс. кв. метров. Жилой комплекс, в котором судьи и сотрудники аппарата получат 600 квартир, займет 77,6 тыс. кв. метров.По данным СМИ, стоимость возведения комплекса зданий в центре Санкт-Петербурга составит не менее 48 млрд рублей.

При этом законопроект устанавливает, что в случае невозможности предоставления служебного жилого помещения, судье ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.

6. Законопроект предусматривает возможность судьи со стажем не менее 10 лет и признанным нуждающимся в жилье, получить единовременную выплату для приобретения или строительства жилого помещения вместо получения уже готового жилья. Обращаю внимание, что на сегодня у судей нет права на такую специальную субсидию.

7. От нас скрыли сведения о расходах, которые лягут на бюджет в результате этой реформы. Ни один из докладчиков в первом чтении не привёл даже сведения о том, сколько судей по стране имеют статус нуждающихся в улучшении жилищных условий и на сколько увеличится их число после принятия законопроекта. Между тем, на 1 сентября 2016 года, по данным Судебного департамента, этот статус был присвоен 2248 судьям. Есть основания полагать, что сейчас их не меньше. От нас также скрыли информацию о том, скольким судьям со стажем работы свыше 10 лет передадут в собственность жильё.

Говоря о расходах на жильё для судей, надо учитывать, что это не жильё в обычных домах, а нечто большее. Как отмечается в литературе, «при закупке жилого помещения для судей следует руководствоваться такими требованиями, как низкая криминогенная опасность места расположения жилья, молодой возраст жилого помещения, наличие в непосредственной близи учреждений здравоохранения» (См. Орлов А.В. О некоторых особенностях проведения закупочных процедур органами судебной власти РФ, обусловленных необходимостью обеспечения безопасности судей, реализации принципов открытости и доступности правосудия. Российский судья. 2014, №12. С.8-15).

8. Законопроект предлагает выделять жильё не только действующим судьям, но и находящимся в отставке со стажем работы на этой должности не менее 10 лет и не получавшим ранее жильё. Причем взамен жилья судья может получить единовременную социальную выплату. Судья, ушедший или удаленный в отставку по состоянию здоровья, получает жильё независимо от стажа работы, то есть даже в том случае, если он пробыл в должности несколько месяцев.

Обращаю внимание, что в 2007 году подобный законопроект в Госдуму вносило Правительство. В 2008 году он был принят в первом чтении. Оппозиция тогда не поддержала законопроект. Особенно резко критиковали его депутаты Иванов С.В. и Коломейцев Н.В. После этого обсуждения законопроект был заморожен на 10 лет и отклонен Госдумой 13 июня 2018 года.

Призываем не поддерживать законопроект.