Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

В.А. Ганзя: «Рано утверждать, что мы слезаем с нефтяной иглы»

2018-10-11 13:09
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.

11 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступила депутат В.А. Ганзя.

- Уважаемые коллеги, начну с того, что учительница, и очень прошу вас - потише, пожалуйста, и, пожалуйста, по своим местам, почти как в классе. Сделайте мне такой вот неожиданный подарок. Спасибо.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Начинается один из самых значительных периодов нашей с вами работы 2018 года - это принятие бюджета. Это очень ответственный период - работа над бюджетом. Работа сложная, работа кропотливая. И начинать анализировать нужно уже заранее, прямо уже и сейчас мы с вами это сделаем.

Все позитивное, я очень благодарю Андрея Михайловича Макарова, он уже озвучил на предыдущем заседании, а вот я постараюсь как раз показать то, что, как говорится, осталось за кадром.

И первое, с чего я хотела бы начать... Вот не послушали так меня. Учительницу нельзя не слушать, дорогие коллеги. Первое, с чего хочу начать, это со скромности прогнозов, которые заложены в бюджете на 2019-й и последующие два года роста ВВП.

Председательствующий. Коллеги, минуточку внимания. У нас на самом деле утро всегда начинается бурно с обсуждения того, что происходило вчера и ранним утром, но давайте уважать докладчика. Пожалуйста.

Так вот цифра, которая нам сегодня предлагается прогнозная, 1,3 процента, это цифра явно недостаточная. Безусловно, опять никто не умоляет тех достойных позиций, которые сегодня есть в бюджете 2019-го и последующих годов, но тем не менее, если мы посмотрим на вот эту цифру и на фоне этой цифры малозамечательной, все гигантские проекты и амбициозные, о которых сегодня мы говорим, и те послания президента и проекты президента, они, в общем-то, наверное, вызывают большое следовательно, мы делаем что-то не то и что-то не так, и я дальше скажу, что мы действительно делаем не так.

Цифра вот роста промышленного производства, она постоянно корректируется, за 2017 год один процент, потом падение, потом Росстат пересчитал эту же цифру за тот же период, и оказалось, что там был рост, то есть вот такие прогнозы, они не внушают нам доверия.

Но главное, уважаемые коллеги, что концепция меняется бюджета самого, концепция. Раньше он был дефицитный, но мы понимаем, что жить надо по средствам, теперь бюджет профицитный. А вот хорошо ли это, давайте мы с вами вместе сейчас и разберемся. Дело в том, что профицит бюджета в 2017-м... в 2018 году составляет порядка 1,3 триллиона рублей, а вот в 2019 году 1,9 триллиона рублей, сохраняется этот профицит и на два последующих года.

Скажите, пожалуйста, если мы сегодня имеем столь серьезные проблемы, а давайте обратим внимание на любое село, на любой небольшой город, на крупные города наконец, мы увидим там множество проблем, на это все нужны деньги. У нас деньги есть, лишние, позвольте сказать, дорогие коллеги, деньги, лишние, и эти деньги не используют, то есть, по сути дела, выводятся из экономики, потому что они поступают в Фонд национального благосостояния и дальше просто-напросто складываются в кубышку. Поэтому вот по поводу профицита ещё неизвестно, что у нас получается лучше.

Отрадно заметить в бюджете, что ненефтегазовые доходы действительно будут расти с 10 до 13 триллионов, доля в бюджете увеличится до 61 процента. Но за счет чего, уважаемые коллеги? Не за счет того, что откроются тысячи новых предприятий, нет, и увеличится налогооблагаемая база, а за счет того, что мы повышаем налоги уже на имеющиеся старые отрасли, и поэтому, естественно, получается, что это НДЦ, это акцизы, это 3 процента налога на прибыль мы с вами продлеваем, это НДС на 2 процента.

Вот, кстати, по НДС. Они принесут в бюджет 525 миллиардов рублей, но на 1,3 процента увеличат инфляцию. Более того, они нанесут ещё и серьезный урон сектору розничной торговли. Поэтому говорить о том, что мы слезаем с нефтяной иглы, думаю, что рановато, но тенденция есть такая, и это нас всех очень и очень радует.

Расходы федерального бюджета увеличиваются в абсолютных цифрах за три года с 18 до 20 триллионов, это колоссальная цифра, и это тоже не может нас не радовать. Но, мои дорогие коллеги, давайте посмотрим на это всё немножко с другой стороны, опять-таки в связи с ВВП. Дело в том, что по отношению к ВВП будет снижение - с 18,5 процента от ВВП в 2018 году до 17,7 процента ВВП в 2021 году. Вот такая ситуация.

Теперь что касается Фонда национального благосостояния. Дорогие коллеги, вот он сейчас в 2018 году 3,8 триллиона рублей, а в 2019-м будет 8 триллионов, это 42 процента всех доходов бюджета. А в 2021 году - 14 триллионов, это 68 процентов всех доходов бюджета. Вы понимаете, получается, что мы собираем огромные деньги, создаём подушку безопасности вот эту, но это такая огромная подушка, что она просто насмерть может придавить нашу экономику. Почему? А потому что деньги- то из экономики выведены, во-первых. А, во-вторых, получается, что вот такая подушка безопасности будет тормозить вот инвестиции, рост инвестиций в нашу экономику, просто будет тормозить, потому что они же не вкладываются в экономику.

Поэтому, уважаемые коллеги, когда мы принимали вот эту, я считаю, непродуманную пенсионную реформу, и иметь сегодня в 2021 году, значит,

14 триллионов рублей опять-таки лишних денег... ну, деньги лишними не бывают, вы сами понимаете, но тем не менее неиспользованных, не... выведенных из экономики, я считаю, что было крайне неразумно это делать, тем более что 3 триллиона рублей примерно ежегодно мы вкладываем в Пенсионный фонд из федерального бюджета.

И последнее, дорогие коллеги. Регионы. Несомненно, радует процент федерального софинансирования. Это когда же было, когда регионы получали 95-99 процентов софинансирования? Такого же не было никогда. Последние годы, смотрите, что творилось. Мы же постоянно ужесточали участие, условия участия регионов в государственных программах. Это здорово, я вам скажу, коллеги, это здорово, но тем не менее если мы посмотрим на те средства, которые были направлены в регионы, 2 триллиона рублей, и их собственные доходы, если брать размер федерального субсидирования, как долю ВВП, то оно, оказывается, падает. Поэтому говорить о том, что большие деньги мы вбрасываем в регионы, я считаю, что не совсем, наверное, правильно.

Единственное, что стабильно в регионах, так это долговая нагрузка, поэтому этот общий долг, я вам опять его напоминаю, 2 триллиона 117 миллиардов на 1 сентября, долг муниципалитетов - 350 миллиардов и причём из них 206 миллиардов - коммерческие кредиты, а в регионах - 391 миллиард коммерческих кредитов. Рано мы закрыли ту программу замещения коммерческих кредитов бюджетными. Не надо было останавливаться, нужно было заместить все коммерческие кредиты, а потом уже разбираться с бюджетными.

Не могу не сказать о наиболее сложной ситуации в восточных регионах. Могущество России прирастает в Сибири, но тенденция вот выкачивания ресурсов из восточных регионов, она к добру не приведёт, тем более что народ уже категорически против этой тенденции, он показал на выборах. И что бы мы с вами ни говорили, последние результаты губернаторских выборов, когда народ прокатил кандидатов от правящей партии и чётко обозначил своё отношение, мы прекрасно понимаем, да, ещё топорные методы кураторства господина Кириенко, которые только обозлили народ и вызвали ещё больший негатив по отношению к власти государственной. Поэтому сегодня, принимая бюджет, мы должны чётко понимать, что предупреждён, а я сегодня говорила вам о тех подводных камнях, значит вооружён.

И я от всей души, мои дорогие коллеги, желаю вам вот при принятии бюджета успешной работы и чтобы ваши регионы получили от бюджета всё, в чём они нуждаются. Спасибо. (Аплодисменты.)