Сергей Шаргунов: "Аварийные здания угрожают жизни детей"
По материалам издания «Свободная Пресса».
Сергей
Александрович
Это Алтай.
Бесконечная матрёшка бедствий.
Беда со школой в поселке Усть-Порозиха.
Здание в состоянии, каковое принято называть плачевным, крыша протекает
так, что водой заливает со второго по первый этаж, в классах сырость и ветер,
полы вздуты, опасность пожара из-за замыканий электропроводки. Скрипучая
шаткая лестница, дощатый пол прогибается от каждого шага. В классах осыпается
штукатурка, большие дыры на потолке и стенах. «Запах стоит такой затхлый,
что создаётся угроза для здоровья детей и учительского состава», – признаёт
глава сельсовета. В таких условиях учиться в школе невозможно.
Учителя и директор написали просьбу о помощи
в комитет по образованию администрации района. Никакой подмоги. Теперь пишут
мне.
Вместо нормального ремонта школу хотят
закрыть. А учеников возить на автобусе в другое село – Самсоново. Там уже
больше 200 учеников. Туда уже возят ребят из других посёлков.
Но и в селе Самсоново – школа-развалюха.
Недавно там побывали барнаульские журналисты.
Всё то же. Крыша течёт. На стенах
плесень и грибок, удушливый запах гниения. Дети болеют, кашляют.
Опыты по разведению плесени можно проводить
прямо в кабинете биологии. На стенах она разноцветная: черная, зеленая,
синяя... На полу лужи: с потолка продолжает капать даже в ясную погоду.
— Я утром захожу, а у меня вода кругом.
Вытираем, сушим, убираем. Когда просохнет, в первых рядах дети занимаются, — рассказывает
Инна Чеботарева, учитель биологии и химии. — А теперь не знаю, как заниматься,
здесь проводка обрезана. Я не могу ни компьютер включить, ни свет. А проводку в
кабинете обрезали, когда в один из дождливых дней прямо на уроке произошло
замыкание и она загорелась.
Можно и эту школу закрыть. Всех возить в
следующий посёлок. Но все школы Шипуновского района в таком состоянии. И в
целом по Алтаю не сильно лучше. Говорю же: матрёшка. Из школы в школу, и везде
невесело.
Может вложиться на региональном и федеральном
уровне? Или утопию предлагаю, популизм, да? Залатать крыши хотя бы, а? Ждём
настоящей беды – пожара или обрушения?
Средняя зарплата учителя в крае чуть меньше
23 тысяч рублей. Многие из них пришли в школы, чтобы помочь детям знаниями, и
осознают себя добровольцами, волонтёрами. Они не только преподают в тяжеленных
условиях, но и утешают и подбадривают детей, отскабливают стены, сами
ремонтируют школы, подпирают крыши брёвнами.
И врачи на Руси, которые трудятся за самые
скромные деньги, тоже добровольцы, спасатели жизней.
И пожарные, рискующие собой… И много кто ещё,
на ком держится страна.
Никогда не забуду жителей одного из алтайских
городов, где закрыли завод и дом культуры. Каждый год их город затапливает, но
они снова откачивают воду из подвала, собираются, обклеивают стены картинками,
читают стихи, угощают друг друга, обсуждают маршруты спасения: где навестить и
порадовать гостинцами лежачих больных. Это русская самоорганизация. Жизнь
наперекор смерти.
Но снова и снова возникает вопрос о государстве,
которое обязалось быть социальным.
Очень надеюсь выбить деньги для несчастных школ. И кстати, уже этой осенью проведу для ребят и в Усть-Порозихе, и в Самсонове уроки литературы.