20 июня Комитет Государственной Думы по аграрным
вопросам провел парламентские слушания на тему: «Законодательные аспекты
развития материально-технической базы сельского хозяйства».
В работе парламентских
слушаний приняли участие депутаты, представители законодательных и
представительных органов государственной власти субъектов РФ, федеральных и
региональных министерств и департаментов, Россельхозбанка, Росагролизинга, руководители
сельхозпредприятий, главы КФХ, отраслевых союзов и ассоциаций АПК, ученые,
эксперты.
Председатель
Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин в своем докладе
отметил: «Материально-техническая база АПК -
это один из ключевых факторов устойчивого роста сельскохозяйственного
производства. Она должна эффективно объединять последние достижения науки и
техники, передовые технологии с производством сельскохозяйственной продукции.
При этом особое внимание должно быть уделено обеспеченности
сельхозпроизводителей мобильной техникой, производственными зданиями и
сооружениями, оборудованием, равно как топливно-энергетическими ресурсами,
удобрениями, химическими средствами защиты растений, и др.
По уровню обеспеченности, как
тракторами, так и зерноуборочными комбайнами, мы безнадежно отстали от
передовых стран. На 1000 га пашни в Германии приходится 65 тракторов, в США –
26, в Канаде – 16, в Республике Беларусь – 9,3, а в России всего 3! Не многим
лучше картина по обеспеченности комбайнам…. Процесс обновления парка мобильной
сельхозтехники идет очень слабыми темпами. Износ уже превысил 60%, а более 10
лет эксплуатируется 59,6% тракторов и 44,9% зерноуборочных комбайнов…
В связи с низкой энергообеспеченностью
весенняя посевная кампания существенно затягивается. К примеру, для Московской
области, где средней многолетней датой начала сева яровых является 27 апреля,
поздним севом считается уже конец мая. Но по состоянию на 7 июня 2018 года в
регионе было засеяно всего 65,5 тыс. га или 84,3% плана….
Рентабельность сельскохозяйственного производства
последние несколько лет стабильно снижается. При этом по итогам 2017 года, в
связи с кризисной ситуацией на рынке, прибыль у наших сельхозорганизаций
снизилась на 22,3%, а убытки увеличились на 52,3%. Только при реализации
пшеницы, семян подсолнечника и сахарной свеклы хозяйства потеряли почти 120
млрд. руб., что соответствует половине государственной поддержки развития
сельского хозяйства.
Одним из ключевых шагов к обеспечению необходимого
уровня доходности сельскохозяйственного производства является совершенствование
механизмов ценообразования на рынке продовольствия в интересах справедливого
распределения прибыли от реализации продовольственных товаров.
Наряду с этим должна быть создана система страхования
доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единый
государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность
страховых операций».
Вопрос государственной поддержки АПК – наиболее остро
сегодня стоит на повестке дня. Как сказал Владимир
Кашин: «Никто не сможет оспорить факт, что Государственная программа развития
сельского хозяйства существенно недофинансируется! По сравнению с исходными
паспортными значениями она недосчитывает уже 500 млрд. рублей!».
Депутаты считают приоритетной задачей «в краткосрочной
перспективе довести объемы ее финансирования до уровня, определенного Паспортом
в 2014 году, а именно – 1 трлн. руб. на 2018-2020 годы, а в среднесрочной
перспективе увеличить до 5% расходной части федерального бюджета. В текущем
году Минсельхоз стал единственным ведомством, которому были увеличены бюджетные
ассигнования.
«В этой связи мы считаем обязательной мерой двукратное увеличение расходов федерального бюджета на наиболее эффективные и прозрачные механизмы субсидирования - на погектарную поддержку и поддержку на литр молока. Субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве должны составлять не менее 25 млрд. рублей ежегодно, равно как и поддержка на 1 кг молока», - подчеркнул председатель аграрного комитета.
Равнодушных к проблемам сельского хозяйства в зале не
было, поэтому и обсуждение актуальных вопросов развития АПК в рамках слушаний
было не только «живым и острым», но и конструктивным.
Выступление Виктора
Таранина, директора ОАО "Дашковка", вызвало аплодисменты: «Наше
предприятие находится в Серпуховском районе, производим картофель и овощи
открытого грунта около 30 тысяч тонн. Поголовье у нас свыше 600 голов, средние
надои около 8 тонн в год. У нас есть нормальная обеспеченность тракторами, есть
база хранения, склады современные. У нас урожайность по овощам, по картофелю
составляет около 35 тысяч тонн по стандарту, не по валу, как отчитываются,
капуста около 80 тонн с гектара и по остальным культурам хорошая урожайность.
Казалось бы, в этих условиях мы должны платить
зарплату хорошую. Тракторист не менее 60 тысяч должен получать, тогда мы можем
как-то привлечь его. Доярка должна получать не менее 50-60 тысяч. А мы можем
платить в среднем трактористу около 45 тысяч, доярке 35. Почему это происходит?
Потому что мы сегодня поставлены в такие условия, как бы мы ни работали, есть
какие-то объективные факторы, которые не позволяют развиваться, и я их хочу сейчас
назвать.
Здесь говорили о субсидиях. Я считаю, что субсидии
надо изменить. Они должны рассчитываться по нормативу на гектар и
распределяться независимо от того, кто сколько посадил, у кого какая культура,
есть нормативы и уже давать тогда дотацию в виде снижения цены, а не давать
деньги «живые» крупным предприятиям, где, может быть коррупционная
составляющая. Там легче договариваться, когда одному дал и с ним договорился.
Это первое.
Второе. Безудержный рост топлива. С 2011 года по
сегодняшний, значит, с 23 рублей за литр горючее выросло до 41 — на 18 рублей.
Если топливо на Западе, в той же, допустим, Англии, там 50 процентов для
фермера дается скидка, оно окрашивается в другой цвет и 50 процентов топлива
дается именно для сельхозработ. У нас ничего не дается.
Вот дальше. Цены с того же 2011 года по настоящее
время, за 2017 год, они, как стоили от 9 до 12 рублей на овощи, на картофель и
овощи открытого грунта, так они и стоят на сегодняшний день.
Как был беспредел торговых сетей, так и есть. Закупают
у меня по 12 рублей картошку, продают по 30, по 25 и нормально. Вот если бы
было ограничение, пусть бы они у меня брали по 12 рублей картошку, но и
продавать должны по 14-15 рублей. Им тогда невыгодно было занижать цену, потому
что у них бы дельта меньше, они бы тогда и подняли сельпроизводителя, и народу
помогли, чтобы эти товары были дешевле…».
Владимир
Золотарев, глава фермерского хозяйства рассказал: Моё хозяйство расположено в Липецкой
области, Добровский район. Занимаемся выращиванием зерновых, бобовых, технических
культур. Сею, где-то в районе 15 тысяч га, обрабатываем. В моём хозяйстве есть
как отечественная, так и импортная техника. Но я отмечу, что в последние годы
наши заводы существенно обновили свои модельные ряды. Техника стала более
современной, удобной, повысились их качественные параметры. Но техника
существенно дорожает. В 2016 году я приобретал комбайн «АКРОС» в районе 6
миллионов, сейчас он уже стоит более 7 миллионов. Говорят, у нас инфляция, там
четыре процента, но миллион – это не четыре процента.
В части льготного кредитования могу сказать, что дали
это льготное кредитование, но не фермерскому хозяйству, хотя я хотел прикупить
комбайн Россельмаша кировского завода. Моему хозяйству - ни копейки льготного
кредитования. Благодаря программе Росагролизинга,
в которой мы участвуем, которая прозрачна, мы всё видим. Я в АККОР состою. Там
есть такая программа обновления. Дают технику, Росагролизинг выделяет, а
начинаем платить через полгода. Всё по-честному, без обмана.».
Высказаны предложения Правительству РФ, законодателям, региональным органам власти. Участники парламентских слушаний единодушно поддержали Рекомендации, в которых подчеркивается, что основным условием динамичного и устойчивого развития сельского хозяйства России, повышения его конкурентоспособности, является укрепление и качественная модернизация материально-технической базы сельскохозяйственного производства.
Председатель Комитета Владимир Кашин подчеркнул, что «вопросы, которые были рассмотрены участниками парламентских слушаний потребуют для своего решенияглубочайшей межведомственной кооперации, в первую очередь, Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития и Министерства финансов Российской Федерации, активного участия научного, экспертного и бизнес-сообщества, а главное – создания эффективной нормативно-правовой базы».