Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, на пленарном заседании Государственной Думы по вопросу «О проекте постановления Государственной Думы «Об информации Министра экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкина о социально-экономическом развитии Российской Федерации и развитии предпринимательской деятельности, а также прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2020 годы», 5.04.2018 г.
- Уважаемые
товарищи!
Негативно оценивая деятельность
Министерства экономического развития Российской Федерации, хочу отметить, что в
его деятельности отсутствует система, нет охвата всего комплекса проблем,
которыми живет страна, нет предложений по решению институциональных проблем как
отдельных отраслей народного хозяйства, так и экономики в целом. Министерство
самоизолировалось от решения назревших вопросов, нетерпящих отлагательств, а
зачастую является просто преградой, тормозом развития.
Позитивной динамики нет
ни в макроэкономических показателях, ни в формировании федерального бюджета,
обеспечивающего устойчивое развитие экономики, ни, уж тем более, в реализации
тех больших возможностей, которые имеет страна. И Министерство к этому не
прилагает абсолютно никаких усилий, хотя по своей природе призвано занимается
абсолютно конкретной работой по этим направлениям.
Подтверждений
тому бесчисленное множество. Ярким примером является то, что в год рекордов
урожая сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся производством
зерна, потеряли в связи с рухнувшими ценами на их продукцию более 120
миллиардов рублей. Заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении уже
многих лет в два раза меньше, чем средняя по экономике. Что же это за Министерство,
если оно даже не попыталось экономическими методами отрегулировать эту систему?
Экспортом
зерна из России занимаются трейдеры, в большинстве своем подконтрольные
зарубежным компаниям. Очевидно, что в этой ситуации должна быть создана государственная
компания по примеру «Рособоронэкспорта», которая могла бы осуществлять экспорт
сельскохозяйственной продукции с позиции поддержки отечественных
производителей, защищать их через механизмы ценообразования, а также формировать
бюджет развития. Заниматься переделом зерна, создавая дополнительные рабочие
места, прибыль, обеспечивая независимым продовольствием, а не способствовать
очередному сырьевому потоку.
Отсутствует
забота Министерства экономики и о малом бизнесе. Так, на направлениях
производства зерна в России особенно большие убытки понесли крестьянские-фермерские
хозяйства. А ведь на их долю сегодня приходится около 28 процентов валового
производства зерна.
Буквально
вчера состоялось заседание Комитета по аграрным вопросам на крайне острую и
актуальную для всей отрасли тему «О государственных мерах по стабилизации рынка
переработки молока в Российской Федерации». Присутствовало все руководство
Министерства сельского хозяйства, Россельхознадзора, Роскачества, отраслевые
союзы, хозяйствующие субъекты, но не Министерство экономического развития,
которое проигнорировало все звонки и телеграммы с приглашением принять участие
в дискуссии. Мы не видели представителей этого ведомства ни на парламентских
слушаниях, ни на заседаниях «круглого стола». Хуже того, на итоговой коллегии Министерства
экономического развития Министр ни словом не обмолвился о проблемах села.
И
все это в ситуации, когда одну из важнейших отраслей экономики, дающей более 4%
ВВП, лихорадит ситуацией на рынке продукции. Только за последние 3 месяца закупочные
цены на сырое молоко упали до неподдающихся логике значений. Фактически была
успешно осуществлена диверсия, в результате которой пострадали и крупные
сельскохозяйственные товаропроизводители, и средний/малый бизнес, и наши
граждане, в личных подсобных хозяйствах которых сегодня находится половина
дойного стада и, соответственно, половина валового производства молока. Только
вдумайтесь, сегодня в Республике Марий Эл молоко у населения всякого рода
перекупщики закупают по 7 рублей за литр!
Что
это такое, как не геноцид в отношении крестьянства?
Председатели
хозяйств нам сообщают о том, что многие сегодня уже вынуждены вырезать скот,
будучи не в силах его прокормить, а уж тем более заплатить зарплату работникам
фермы.
Что
в этой ситуации делает Министерство экономического развития? Оно даже не
снизошло к разговору за одним столом. Ему до этого нет дела.
Напомню,
уважаемые товарищи, что у нас 20 государственных программ работают на
направлениях, так или иначе касающихся сельского хозяйства и сельских
территорий. На их реализацию в год через федеральный бюджет идет более 7,6 трлн
рублей. При этом сельских жителей в России насчитывается более 38 миллионов
человек, что значит 1,9 трлн. должно расходоваться по этим программам в
интересах села – это и здравоохранение, и образование, и все, что связано со
спортом, туризмом, социальной поддержкой, жилищно-коммунальным хозяйством.
Почему
Министерство экономического развития не следит за тем, чтобы эти деньги,
окрашенные, через конкретные объекты пришли на село? Тогда бы нам удалось
решить проблему 43 тысяч деревень, к которым нет подъезда по дороге с твердым
покрытием. Тогда бы не пришлось сельским жителям ездить за 85 километров к
единственному врачу.
Уважаемые
товарищи, в Министерстве экономического развития нет ни одного заместителя
министра, который бы отвечал за развитие одного какого-то конкретного
направления народного хозяйства. В истории страны такого еще не было!
Те,
кто принимают ключевые решения в развитии целых отраслей народного хозяйства,
должны иметь возможность опереться, получить помощь и поддержку этого
важнейшего ведомства. Представители отраслевого бизнеса должны иметь
возможность диалога с этим ведомством не только на экономических форумах, но
также в рабочих кабинетах, на площадке Комитетов Государственной Думы.
Дальше
так продолжаться не может. Бездействовать Министерству экономического развития просто
нельзя! С ним нет возможности конструктивно работать!
Учитывая сказанное, уважаемые товарищи, когда мы смотрим на сложившуюся ситуацию через призму развития конкретных отраслей, становится ясно, что Министерство экономического развития должно быть модернизировано, решительно изменить свою структуру, либо быть кардинально преобразовано в Госплан, отвечая по полной за развитие экономики страны.