Выступление первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В.Коломейцева 21 марта 2018 года на пленарном заседании по вопросу «О проекте федерального закона № 845490-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» . От фракции КПРФ Коломейцев Н. В.
Уважаемый
Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
С моей точки зрения, внесенный коллегой
Касатоновым законопроект носит фундаментальный характер. Если посмотреть причины нашего затяжного кризиса, то любой
мало-мальски понимающий в экономике скажет, что главная причина в неадекватности
денежно-кредитной, финансовой политики в государстве. Сегодня у нас парадокс:
население четвертый год подряд теряет доходы, а банки живут в шоколаде.
Второй парадокс: здесь один из ораторов
рассказал, как банк работает над устойчивостью валюты. А вы забыли, наверное,
что в 2014 году в стране произошла девальвация рубля. По мнению экспертов, как
раз краткосрочный эффект, который бывает от девальвации, опять же нивелирован
неправильной политикой Центрального банка. Потому что обычно для экспортно-
ориентированных промышленных предприятий где-то на полгода после девальвации
наступает, скажем так, золотое время, когда за счет разницы в ценах можно
немножко подправить свою экономику. Разве мы подправили её?
В стране колоссальная закредитованность
населения, произвол в микрофинансовых организациях, произвол в страховых
организациях. Страховое дело в стране фактически находится в зачаточном
состоянии из-за того, что оно не решает функцию страхования, а решает функцию
обогащения.
Кроме того, я уже с этой трибуны называл
группу нобелевских лауреатов, которые получили нобелевские премии именно на
стезе денежно-кредитной, финансовой политики. Джеймс Тобин и Джозеф Стиглиц
утверждают, что таргетирование инфляции не может быть самоцелью государства,
потому, что если оно вкладывает деньги в инфраструктуру, индексирует пенсии,
зарплаты, социальные выплаты, то, по их утверждению, инфляция даже в 15 процентов
в краткосрочном периоде 3-5 лет нестрашна, потому что при строительстве новых
заводов и появлении новых рабочих мест она будет нивелирована в краткосрочном
периоде.
Что же происходит в стране? Нам здесь
рассказывают, что у нас опять баснословно растут золотовалютные резервы. Я
спрашиваю: какой эффект Российская Федерация получила от нефтедолларового дождя.
У нас в более 600 миллиардов уже были золотовалютные резервы, и что? Они
испарились по карманам субъектов, живущих за кордоном. А Российская Федерация
не получила должного количества ни производств, ни заводов.
В стране только за последнее время закрыто
более 400 кредитных учреждений. А скажите, кто, Центральный банк нес
ответственность за вкладчиков, за банкротство предприятий, за неполученные
средства? Разве предприятие виновато, что кредитная организация из-за плохого
банковского надзора обанкротилась? А это, повторяю, 400, в том числе две
крупнейшие аферы, когда в прошлом году два крупнейших банка: «Открытие» и
«Бинбанк» оказались на гране банкротства, и чтобы их спасти бух- 800 миллиардов
рублей плакали, да? Для экономики страны столько никогда не давали.
Поэтому, с нашей точки зрения, определение
целей для Центробанка является первостепенной задачей. Подчеркиваю, 23 ведущих
центробанка стран в мире считают первой задачей рост экономики, второй задачей поддержание
собственной валюты и занятости, а инфляция это уже последующая задача. А у нас,
что получается? Таргетируют инфляцию. Ну не получилось, и всё.
Мы считаем, что надо восстановить
контроль над Центральным банком. Почитайте закон о Центробанке, это же
негосударственный банк, он по закону никому не подчиняется. Где это
возможно? В США существует ФРС, которая
над миром. А у нас по этому принципу составлен закон о Банке России.
Я думаю, что если у нас патриотизм и
озабоченность внешними угрозами, а не вовнутрь, то нам рано или поздно (лучше
рано) необходима коррекция закона о Банке России, принятие нового закона о
Центробанке. Не бывает банковской системы, независимой от жизни страны.
В настоящее время у нас таковой она и
является. Банковская система имеет триллионные доходы, а банкротство
предприятий в год превышает десяток тысяч. Это что такое? Причем причина не в
плохом менеджменте, причина в дороговизне и краткосрочности представляемых
коммерческим банком ресурсов. Коммерческий банк за редким исключением (там,
приближенных) не может больше чем на 3 дня денежные кредитные ресурсы получить.
А в результате кто же даст вам долгосрочный кредит, если у него такой базы нет?
Посмотрите, что после кризиса происходит в
Европейском центральном банке. Он опустил до нуля ключевую ставку, все банки
стран Евросоюза, обратившиеся в ЕЦБ, обязательно получили под нулевое или
минусовое фондирование. Обратите внимание на резервирование: в ЕЦБ резервирование
происходит, если вы берете кредит только до 2 лет, если выше – не резервируются
ресурсы фондируемые.
Посмотрите дальше. С 2008 года ЕЦБ держит
0,05-0. Инвестиция в собственную экономику - минусовые денежные средства.
Поэтому они выходят из рецессии, поэтому они обновляются. А как же мы будем
обновляться, если у нас ни одно кредитное учреждение не даст вам ресурсы на
строительство завода? Если дадут, то вас обложат такими условиями, что к концу
строительства вас там не будет.
Поэтому здесь докладчик Сергей Михайлович
погорячился. В вашем законопроекте написано, что по результатам рассмотрения можно
предложить президенту сместить или заменить руководителя банка, но в
действующем законе нет положения о замене руководителя Центробанка.
Фракция КПРФ поддерживает концепцию законопроекта и считает, что она касается важнейшей проблемы, которая требует первоочередного разрешения в нашей стране.