16 февраля на пленарном заседании Государственной Думы от фракции КПРФ выступил депутат А.В. Куринный. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
- Сегодня речь пойдет о
российском здравоохранении. Точнее о его будущем. Очень насторожили слова
действующего президента о необходимости введения некоего софинансирования со
стороны граждан при оказании им медицинской помощи. Что имел в виду президент и
кто вложил ему эту мысль?
Здесь принято ссылаться на
Конституцию – поэтому процитирую статью 41 «Каждый имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».
Ключевые слова – бесплатно и каждому.
Министерство здравоохранения недавно
передало в правительство проект Стратегии развития здравоохранения до 2025
года. Проект Минздрава предполагает продолжение подготовительных «структурных
преобразований» в здравоохранении до 2019 года для последующего строительства
до 2025 года Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения.
Без ответа остался только
главный вопрос, как, то есть каковы ресурсы?
Общее финансирование
здравоохранения в России из всех государственных источников (федеральный
бюджет, региональные бюджеты, средства фонда обязательного медицинского
страхования (ОМС) на ближайшую трехлетку составит: 4,1% от ВВП в 2018 с
падением до 3,8% от ВВП страны к 2020.
На приблизительно таком же
уровне государственного финансирования находится здравоохранение стран третьего
мира Бангладеш – 3.4%, Сирия – 3.5%, Судан – 3.6%. Для сравнения Эстония – 5%,
Молдова – 5.5%, Чехия – 6.3%, Германия – 8.7%, Швеция – 10%. Несмотря на крайне
благоприятную сырьевую конъюнктуру за последние десять лет Россия не сумела существенно
увеличить расходы на здравоохранение относительно объёма своей экономики и
приблизиться к рекомендуемому показателю ВОЗ – 6%.
Совершенно понятно, что при
таком финансировании даже при самом эффективном использовании средств
невозможно обеспечить современный уровень оказания медицинской помощи для наших
граждан. Поэтому все разговоры о софинансировании со стороны граждан как минимум
преждевременны. Фактически государство не выполнило своих минимальных обязательств,
но уже подумывает, как залезть в карманы граждан.
Фракция КПРФ настаивает на
законодательном закреплении финансирования здравоохранения на уровне не меньше
7% от ВВП страны.
Именно недофинансирование
основная причина наших проблем:
- Низкая доступность и
качество медицинской помощи для большинства наших граждан;
- У учреждений первичного
звена получаемых денег едва хватает на зарплату персоналу, налоги и коммуналку.
Нет лекарств, расходников, оборудования. Кредиторская задолженность государственных учреждений
здравоохранения более 500 миллиардов рублей – это больше, чем предусмотрено средств
на финансирование здравоохранения в федеральном бюджете на 2018 год;
- Не разрешена проблема
доступности ВМП. Позор, когда в богатейшей стране мы вынуждены собирать деньги
на лечение детям;
- Фактический провал в части
льготного лекарственного обеспечения. Из-за недофинансирования дефицит составляет
более 50% и увеличивается каждый год. В деньгах это более 70 млрд. руб.;
- Собственно и выполнение
указов президента в части повышения заработной платы медицинским работникам
находится под большим вопросом. Очевидно, что необходимые показатели если и достигаются,
то путем сокращения части персонала, перевода из разряда медицинского персонала
в прочий, увеличения нагрузки на остальных (уровень совместительства врачей
140%), и манипуляциями при расчете средней зарплаты (напомню, что правительство
для этого изменило методику). Интересен в этом смысле случай в Ульяновской
области. Накануне нового года региональное правительство существенно повысило
базовые оклады медикам, широко пропиарив это решение в СМИ, а 25 января объявило
повышение зарплат технической ошибкой и отменило свое же решение. О настроениях
медиков в этой связи в преддверии выборов, я думаю, вы догадываетесь.
Фракцией КПРФ разработаны
предложения по установлению не средней, а минимально допустимой зарплаты
специалистов-медиков с твердой окладной частью.
- Ни для кого не будет открытием,
что и кадровые проблемы здравоохранения, и растущая коррупция внутри системы на
уровне низового звена первопричиной имеет все тоже недофинансирование.
- Начавшаяся в период с 2000
года и идущая в настоящее время «оптимизация» – так же есть следствие
недофинансирования и попытка снизить расходы путем сокращения сети и персонала.
В реальности доля
«оптимизированных» денег в общем объёме финансирования не так велика. В период
2014 - 2018 гг. в ходе оптимизации в лучшем случае высвобождалось около 15 млрд.
рублей в год. Но это составляет менее 1% ежегодного объёма средств
территориальных программ здравоохранения. Вред и материальный и репутационный,
нанесенный самим процессом, несоизмерим с полученной экономией.
В то же время только на содержание
страховых компаний, являющихся посредниками по передаче финансовых средств в
системе ОМС, в 2018 году будет потрачено 25 миллиардов рублей.
Фракцией КПРФ подготовлен и
внесен на рассмотрение Государственной Думы законопроект ликвидирующий институт
посредничества в лице страховых компаний.
Какие же дополнительные
средства, позволяют сохранять нашей системе здравоохранения видимость
современной? По оценке экспертов в 2016 году общие расходы на здравоохранение
составили 4.9 трлн руб. из которых 63% заплатило государство и 37% сами
граждане. По предварительным итогам 2017 года софинансирование со стороны
граждан составило почти 40% с учетом так называемых неформальных соплатежей. Причем,
в большинстве случаев речь идет о медицинской помощи, которая должна оказываться
бесплатно в соответствии с Программой государственных гарантий. Даже в развитых
странах доля софинансирования граждан колеблется на уровне 20-30%. Растущая
коммерциализация здравоохранения России – это неоспоримый факт.
Что имеем в рассматриваемой стратегии
– в ходе второго этапа (2020 - 2025 годы) будут решены вопросы привлечения в
здравоохранение дополнительных средств, и созданы инновационные медтехнологии.
В списке заявленных Минздравом приоритетов будущего полностью покрывает все,
что известно сейчас о новых направлениях в этой сфере — от редактирования
генома до новой регенерационной медицины, 3D-печати органов, киберпротезов и
человеко-машинных интерфейсов, не говоря уже о ядерной медицине.
Есть, конечно абсолютно
разумные новые технологические решения, не требующие больших расходов -
развитие ЕГИСЗ, логистики, телемедицины, обучения врачей и оценки качества
работы здравоохранения, но ими без решения главного вопроса возможно только несколько
компенсировать растущий дисбаланс.
Поэтому внутри стратегии заложена
другая идея в части привлечения дополнительных средств — сближение стандартов
ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС) с превращением ДМС в
стандартизированное дополнение к ОМС. В переводе с чиновничьего языка — это
практическое нормативное закрепление платного здравоохранения. В РФ. Министерство
правда планирует, что при приобретении гражданами продуктов ДМС должно
происходить «уменьшение размера налогооблагаемой базы по месту работы» в виде
налогового вычета, но Минэконом с этим естественно не согласен. В результате
все инновации, прогресс и новые технологии будут обеспечиваться растущими
расходами самих граждан, с возможным вариантом увеличения НДФЛ и (или) предоставлением
льгот по его уплате. Видимо в этом направлении пойдет и развитие лекарственного
страхования – обязательно - добровольные взносы граждан.
Фактически национальная
пациентоориентированная система здравоохранения станет уделом платежеспособных
граждан посредством доплат в виде ДМС. Что делать с оставшимися: дети, старики,
инвалиды – стратегия умалчивает. Из проекта неясно, какие медицинские услуги
должны быть безусловно бесплатными, а какие безусловно платными. Видимо бедным останется усеченная программа
ОМС, со всеми минусами в виде ограничения числа обращений к врачу,
госпитализаций и т.д.
У нас существуют большие сомнения
в том, что «развитие ДМС позволит ускорить развитие инновационных
медтехнологий», а сама идея развития ДМС как фактически обязательного дополнения
к ОМС с созданием системы привлечения населения к оплате медицинских услуг –
эта идея будущего цивилизованной, богатейшей ресурсами страны. Сокращение
отчислений граждан в фонд ОМС и перераспределение этих средств в пользу
коммерческой медицины ещё более подорвёт финансовую базу общественного сектора
здравоохранения, который и так сегодня посажен на голодный паёк. Большинство
цивилизованных стран ставят принцип безусловной доступности современных методов
лечения для всех своих граждан – основой развития своих систем здравоохранения.
Нам же предлагается избрать модель либо очень богатых (США), либо очень бедных
стран.
Учитывая, что ожидаемые
Минздравом перспективы реализации всех инноваций в здравоохранении до 2025 года
довольно скромны – наш вариант второй. Я их перечислю: увеличение
продолжительности жизни в РФ до 76 лет, снижение смертности в трудоспособном
возрасте до 380 на 100 тыс. человек и младенческой смертности до 4,5 на 1 тыс.
родившихся живыми. Кроме того, в документ впервые внесены и цели Минздрава по
средней продолжительности здоровой жизни в РФ — к 2025 году она должна вырасти
до 66 лет.
КПРФ не может согласиться с таким подходом. Вопрос реализации или нереализации предлагаемого варианта софинансирования – это вопрос выбора будущего президента РФ. И мы надеемся, этот выбор будет правильным.