10 января на пленарном заседании Госдумы выступил депутат фракции КПРФ В.Ф. Рашкин.
Уважаемые коллеги! Этот закон готовился ещё в предыдущем созыве. Время идёт, и социально-экономическая ситуация, кризис в стране негативно сказываются на материальном положении граждан.
Сегодня мы
рассматриваем законопроект о государственной помощи лицам, находящимся за
чертой бедности. Целью этого законопроекта является борьба с бедностью и помощь
социально незащищённым гражданам, чей доход не позволяет им удовлетворить даже
самые необходимые потребности.
В последние годы
реальные доходы населения непрерывно сокращаются: в 2014 году они сократились
(только по официальным данным) на 0,7%, в 2015 году – на 3,2%, в 2016 году –
уже на 5,9%. Установленный в стране прожиточный минимум является
нереалистичным, но даже несмотря на это растёт численность россиян с доходами
ниже прожиточного минимума: так, в 1 полугодии 2017 года число таких россиян,
по данным официальной статистики, составило 21,1 млн человек.
В то же время
цены на продукты первой необходимости продолжают расти. Инфляция на конец 2017
года составила 2,5%, однако по многим группам потребительских товаров и услуг
цены выросли значительно больше. Это приводит к стремительному росту числа
бедных, к распространению бедности и превращению её в устойчивое, затяжное
социальное явление. К этому следует прибавить задержки, сокращения заработной
платы, ухудшение материального положения большинства социальных групп.
Мы с вами в
шестом созыве и в этом созыве рассматривали вопросы, касающиеся зарплаты
ростовских шахтёров. Мы их до конца так и не решили. Половина средств
выплачена, половина, по подсчётам шахтёров, так и не выплачена. Сегодня у
Госдумы и у правительства стояли в одиночных пикетах работники «ВИМ-Авиа» и
«Когалымавиа». Спасибо депутатам, было подготовлено и принято протокольное
поручение, в котором предлагается выяснить, где 443 миллиона рублей, которые им
задолжали. Это я к тому, что с предыдущего созыва ситуация только усугубляется.
Падение уровня
жизни граждан имеет множество негативных последствий. Оно приводит к росту
социальной напряжённости, сокращению покупательной способности населения, что,
в свою очередь, ещё больше усугубляет кризисные явления в экономике. Возникает
замкнутый круг, который невозможно разорвать без мер государственной социальной
поддержки нуждающихся. Законопроектом предусматривается оказание
государственной социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности в
условиях экономического кризиса.
Необходимо
отметить, что действующее законодательство на использует такие понятия, как
«бедность» и «кризис». Вероятно, этим государство пытается создать видимость
более благополучной реальности, чем она есть на самом деле. Однако авторы
законопроекта полагают, что необходимо называть вещи своими именами, в том
числе и в законодательстве. Органам власти необходимо официально, законодательно
признать, что в стране существует бедность, что страна переживает кризис. И
определить меры по преодолению этих негативных явлений.
Примечательно,
что вице-премьер Ольга Голодец признаёт: российская бедность уникальна,
поскольку это бедность работающего населения. Доход работающих людей может быть
меньше российского прожиточного минимума, а это совершенно недопустимая
ситуация, которую нужно в корне менять. В связи с этим считаю обсуждаемый
законопроект крайне актуальным.
Для того чтобы
учесть, что прожиточный минимум в стране занижен, законопроект уточняет
определение лиц, находящихся за чертой бедности – это лица, доход которых (или
среднедушевой доход в семье которых, если у них нет собственного дохода) ниже
установленной величины прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3.
Повышающий коэффициент позволяет приблизить значение порога бедности к
реалистичному значению.
Для помощи гражданам, оказавшимся за
чертой бедности, законопроект предлагает осуществление им ежемесячных
социальных выплат. Соответственно, размер выплаты рассчитывается как разница
между среднемесячным доходом лица (среднемесячным среднедушевым доходом в его
семье, если лицо не имеет самостоятельного дохода) за три месяца,
предшествующие месяцу назначения выплаты, и величиной прожиточного минимума для
соответствующей социально-демографической группы в регионе проживания,
умноженного на коэффициент 1,3.
Выплату
предлагается производить в форме безналичного перечисления средств на
специальный социальный счёт, а расходование этих средств осуществлять с помощью
электронной расчётной карты. Законопроект уточняет, что средства выплаты могут
расходоваться на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров,
лекарств и медицинских изделий, оплату определённых услуг, в том числе ЖКУ.
Безналичные выплаты и введение ограничений на использование перечисленных
средств предусматривается, чтобы исключить использование получаемых средств для
приобретения товаров и услуг, не являющихся товарами и услугами первой
необходимости.
Уважаемые коллеги, несмотря на решение комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовать отклонить этот законопроект, я настоятельно призываю отнестись к мерам, предложенным в нём, как к крайне востребованным в российском обществе, и поддержать этот законопроект. Мы должны решать вопрос с социальной помощью бедному населению реальными мерами, а не статистическими ухищрениями с занижением порога бедности.
P.S. Законопроект, помимо КПРФ, был поддержан ЛДПР и "Справедливой Россией". Даже 7 единороссов проголосовали "за", однако для его принятия этого, увы, не хватило.