Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Министр здравоохранения ответила на вопросы депутатов-коммунистов в Госдуме

2017-12-06 18:20
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.

6 декабря 2017 года состоялся «правительственный час» в Госдуме. На нем перед депутатами отчитывалась министр здравоохранения России В.И. Скворцова. Министру задали вопросы депутаты фракции КПРФ.

Н.И. Осадчий, фракция КПРФ:

- Уважаемая Вероника Игоревна!

Одна из составляющих успешного развития системы здравоохранения на современном уровне - это своевременное обновление медицинской техники и оборудования.

Несколько лет назад в рамках нацпроекта "Здоровье" по программам модернизации здравоохранения в медицинские организации были закуплены и поставлены компьютерные томографы, оборудование для МРТ, мобильные электрокардиографы и так далее. Однако время прошло, теперь эта техника стареет, изнашивается, ломается, заканчиваются сроки её эксплуатации, а часть КТ и другой техники уже выходят из строя.

Сейчас готовится к утверждению государственная программа "Развитие здравоохранения 2018-2025 годы". Насколько в проекте этой программы отражена данная тема? И если её там нет, то почему?

Ведь именно в этот период, который наступает, закончатся все возможные сроки эксплуатации техники. Как министерство собирается решать эту проблему? Есть ли планы на этот счет?

В.И. Скворцова:

- Уважаемый Николай Иванович, с 2016 года в рамках территориальных программ ОМС начали формироваться нормированные запасы на обновление, закупку или ремонт тяжелого оборудования со стоимостью более 100 тысяч рублей за единицу.

В текущем году нормированный страховой запас составил 10 миллиардов 587 миллионов 520 тысяч рублей. Эти ресурсы осваиваются регионами пока не в полном объеме, о чем мы сообщаем соответственно руководителям регионов и руководителям территориальных фондов ОМС, это и есть основной ресурс.

Д.Г. Новиков, фракция КПРФ:

- Уважаемая Вероника Игоревна, нехватка бюджетных средств, прежде всего, бьёт по учреждениям здравоохранения третьего уровня. Того, что зарабатывается через ФОМС, этих средств не хватает катастрофически, не хватает на выплату заработной платы... хватает на оплату коммунальных услуг, на выплату зарплат, не особо на что ещё. В районных больницах широко распространена практика приобретения пациентами и лекарств, и расходных материалов при стационарном лечении.

С целью увеличения заработной платы в соответствии с майскими указами президента в массовом порядке сокращается младший медицинский персонал, более 1200 должностей за последний год было сокращено. Соответственно, увеличивается нагрузка на врачей, на средних медицинских работников. И в целом медицинская помощь становится всё менее доступной для граждан.

Вы сами насколько драматичной считаете эту ситуацию? Какие пути выхода видите? И каков объём средств из федеральных средств, выделенных на сельскую медицину?

В.И. Скворцова:

- Уважаемый Дмитрий Георгиевич, здесь могу с вами согласиться, что на селе, как я уже говорила, не все проблемы на сегодня решены. У нас до сих пор не хватает почти 600 объектов сельской медицины. Но в январе их не хватало более 1 тысячи, 1 тысяча там 120 с чем-то. И мы ежемесячно проводим анализ геоинформационной системы. И я лично разговариваю с губернаторами, потому что они подписали "дорожные карты", как они эту инфраструктуру будут создавать. Это первое.

Второй момент. Для того чтобы облегчить состояние ФАЛ, сельских врачебных амбулаторий и даже маломощных участковых районных больниц, фактически во всех регионах на их базе созданы филиалы ЦРБ, они как бы включены в структуру ЦРБ, что позволяет за счёт переорганизации ресурсов, которые приходят в ЦРБ, увеличивать оплату и там в том случае если они являются убыточными в силу того, что недостаточное количество там пациентов, чтобы выдержать рентабельность.

Мы просмотрели вопрос, и на будущий год дополнительно вносим изменения. Мы изменяем структуру тарифа для маломощных сельских организаций, основывая его на подушевом принципе, возвращаемся к подушевому принципу, что позволит нам и в районных больницах, и в сельской врачебной амбулатории увеличить эти тарифы.

Что касается младшего медицинского персонала.

Впервые мы создали в 2016 году 20 федеральных стандартов по, профессиональных стандартов, и в рамках этих профессиональных стандартов создан стандарт на младшего медицинского работника - младшая медицинская сестра и санитар. Четко прописаны функциональные обязанности.

С этих позиций регионы пересмотрели сейчас всех, кто работает на этих ставках, и выяснилось, что большая часть из них абсолютно не соответствуют этому профстандарту, а являются, как правило, уборщиками, которые вообще не подключены к оказанию медицинской помощи конкретному человеку.

Поэтому часть этих сотрудников, она действительно фактически переведена, там, где это города, в клинингкомпании, или соответственно на другие ставки, ну фактически ставки уборщиков медицинских организаций.

Вот хочу вам на это сказать. И по заработной плате, поскольку Вы эту тему затронули, значит, по оперативным данным за октябрь врачи вышли на 179 процентов от средней по экономике, средний персонал - на 90 процентов, и младший - 68,5. По результатам квартала мы должны полностью выйти на 180, 90 и 80. Над этим активно работаем. Я провожу лично селекторы еженедельные со всеми регионами.

А.В. Куринный, фракция КПРФ:

- Уважаемая Вероника Игоревна!

Всё-таки ключевой вопрос финансирования: 4,1 процент от ВВП на будущий год, 3,8 процента от ВВП - 2020-й. ВОЗ говорит о 6-ти - минимальном уровне. Как в этих условиях обеспечить современное здравоохранение, по вашему мнению? И возможно ли это?

И второй вопрос касаемо социально значимых заболеваний, с которыми борются не так эффективно, как с туберкулезом: речь идет о ВИЧ-инфекции, к сожалению, прогрессирующей, - уже более 1 миллиона инфицированных, и о гепатитах хронических с их последствиями и осложнениями. Какова ситуация на данном направлении?

В.И. Скворцова:

Уважаемый Алексей Владимирович! 

Действительно, если можно, я с конца начну, вы правы в том, что язва отечественного здравоохранения - это ВИЧ-инфекция и СПИД. Мы оказались в очень коротком перечне стран, в которых распространяется эта инфекция до сих пор, но с 2015 года, с октября 2015 года, когда Дмитрий Анатольевич Медведев провел специальную правительственную комиссию по этому поводу, в 2016 году мы приняли Государственную стратегию по борьбе с ВИЧ-инфекцией и очень широко подключили все гражданское общество - общественные фонды, СМИ и так далее.

Чего мы добились? В прошлом году впервые у нас в 2 раза снизился темп распространения ВИЧ-инфекции, он составил всего 4 процента, даже в 2,5 раза. А, соответственно, годом раньше это было 10, а до того 12 процентов. Это первое.

Второе. Мы почти прекратили вертикальную передачу: от ВИЧ- инфицированных мамочек рождается всего 1,7 процента детей ВИЧ- инфицированных, а 98,3 рождаются здоровыми, и здесь мы очень хорошо как бы развились и звучим очень положительно в мире.

Мы сумели в этом году централизовать на федеральном уровне благодаря вашей поддержке препарат антиретровирусного ряда, и при тех же фактически финансовых ресурсах снизили стоимость одного курса в 2 раза, и благодаря этому увеличили охват до 46 процентов.

Для того чтобы победить инфекцию... Да, и ещё третье направление - 32 миллиона бесплатных тестирований мы провели в прошлом году. Значит, нам необходимо не снижать широты тестирования и информирования населения и увеличить охват лечением по всем нормативам Организации Объединенных Наций и ВОЗ до 90 процентов к 20-му году, для этого на будущий год нам надо хотя бы 60 процентов достичь, мы в этом направлении идем. И, конечно, здесь ресурсы понадобятся, этот вопрос активно обсуждается.

Что касается в целом финансирования. Конечно, коллеги, хотелось бы, чтобы ресурс был больше и с развитием здравоохранения любая страна увеличивает свой ресурс, но и мы увеличиваем. Мы провели анализ по сравнению с 2000 годом, в 22,5 раза увеличились деньги в Фонде ОМС, а всего на здравоохранение в 13,5 раза, регионы, правда, увеличили только в 5 раз. Но вот всё остальное, федеральный сегмент очень сильно увеличился и мы каждый год увеличиваем. На будущий год на 22 процента увеличивается субвенция и мы об этом уже говорили, это позволит, скажем, только для онкологических заболеваний на 80 процентов увеличить деньги на химиотерапию и мы будем жестко контролировать, здесь Михаил Альбертович присутствует, чтобы регионы эти деньги адресно тратили и на 65 процентов стационар.

Поэтому пытаемся решать, помогайте нам с тем, чтобы нам выделялись ресурсы необходимые.