В рамках «Правительственного часа» в Госдуме 6 декабря перед парламентариями с отчетом выступила министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова. Позицию фракции КПРФ изложил в своем выступлении депутат А.В. Куринный.
Уважаемые
депутаты!
Вероника
Игоревна отчиталась об успехах отечественного здравоохранения, к большому
сожалению, практически не ощущаемых нашими избирателями.
За
все время работы нынешнего состава Минздрава в части решения ключевой проблемы –
финансирования - кардинальных сдвигов не произошло. Общее финансирование
здравоохранения в России из всех государственных источников на ближайшую
трехлетку составит 4,1% в 2018 с падением до 3,8% от ВВП страны к 2020.
показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Здравоохранение |
3480 |
3952 |
4047 |
4164 |
%
к ВВП |
3.8 |
4.1 |
3.9 |
3.8 |
Совершенно
понятно, что при таком финансировании даже при самом эффективном использовании
средств невозможно обеспечить современный уровень оказания медицинской помощи
для наших граждан, обеспечить доступность и качество медицинской помощи. По
рекомендациям ВОЗ минимальный уровень государственного финансирования
здравоохранения должен быть 6%.
Для
большинства наших граждан недоступны современные таргетные препараты для
лечения онкологических заболеваний (удовлетворение потребности не более 10%).
Лишь 1 из 10 пациентов, страдающих артериальной гипертензией, в России
регулярно принимает современные лекарственные препараты. В России число
коронарографий и операций при ОКС в среднем в 2 раза ниже, чем в европейских
странах. Аналогичная картина с доступностью иных современных медицинских
технологий.
Сама
Программа государственных гарантий, которая служит основой для оказания нашим
гражданам бесплатной медицинской помощи, объективно остается остро дефицитной
во многих регионах, плюс к этому нормативы затрат финансового обеспечения со
стороны региональных бюджетов из-за безденежья регулярно занижаются. Так,
например, по данным прокуратуры Ульяновской области на 2017 год средние
подушевые нормативы финансового обеспечения и нормативы финансовых затрат на
единицу объема медпомощи занижены на 2 млрд руб.
Из-за
крайне низкого тарифа, особенно на уровне центральных районных больниц,
получаемых медицинскими учреждениями денег едва хватает на зарплату, налоги и
коммуналку. Остальное по остаточному принципу, и часто за счет самих пациентов.
Стали правилом покупка пациентами лекарств и необходимых расходных материалов
при стационарном лечении, оплата за свой счет необходимых диагностических и
лечебных процедур. Министерство по этому поводу перекладывает ответственность
на региональные власти – мол, неправильно планируют тарифы. Но такая проблема
не только в Ульяновской области, а в подавляющем большинстве регионов. И
отсутствие жесткой реакции со стороны министерства я могу объяснить только
физической невозможностью решения проблемы в существующих условиях.
Итог
такой ситуации это еще и 500 миллиардов рублей кредиторской задолженности,
имеющейся у наших государственных медицинских организаций по всей стране.
Оборудование,
приобретенное в рамках национального проекта от 2007 года, модернизации
2011-2012 годов постепенно выходит из строя и эта ситуация нарастает как
снежный ком, грозя свести на нет все достигнутые успехи. В выстроенной модели
финансирования его замена невозможна даже для крупных учреждений!
Следствие
безденежья - пресловутая оптимизация: сокращение сети учреждений часто без
учета реальных условий доступности, нормативы - 1 скорая на 10 тыс. населения
при огромных размерах сельского района, сокращение коечной мощности и
количества медицинских работников, увеличение нагрузки на оставшихся.
«Знаменитая» история с санитарками, когда за последние 2 года из-за
необходимости повышения заработной платы медработникам было сокращено 125000
санитарок (это 30% от их общей численности!). Последние стали уборщицами без
перспективы повышения заработной платы и дополнительного отпуска. Хуже другое -
уборщицы в моем регионе теперь работают в оперблоке, экстренном приемном
отделении, хирургических отделениях, с кровью, биологическими отходами,
ВИЧ-инфицированными больными.
Не
можем закрыть проблему доступности ВМП даже для детей. После проведенного мною
анализа из 2000 операций, проводимых в России по поводу ВПС с использованием
окклюдеров, только половина оплачивается по ВМП, остальное – это операции, на
которые собираем деньги всем миром. И это больные дети. Позор, когда в
богатейшей стране мы вынуждены собирать деньги на лечение детям!
Крайне
тяжелая, да еще и усугубляющаяся с каждым годом ситуация сложилась и в части
льготного лекарственного обеспечения. Из-за недофинансирования дефицит
лекарственного обеспечения федеральных льготников составляет более 50% (40
млрд. руб.) и продолжает расти. Региональные бюджеты финансируют свои
обязательства в части льготного лекарственного обеспечения в среднем на 55-60%
от потребности и этот дефицит также ежегодно растет. Более 10 млрд. руб.
прогнозируется дефицит на 2018 год в части финансирования лекарственного
обеспечения для больных орфанными заболеваниями. Ситуация патовая, зато
Росздрав продолжает радовать нас и министерство прекрасной статистикой – что
все хорошо. За первое полугодие 2017 года по Ульяновской области оказывается
только 40 рецептов (из 170 тыс. выписанных) находятся на отсроченном
обеспечении! Я только в одной аптеке обнаружил сразу 50 таких рецептов.
Избиратели пачками приносят необслуженные рецепты на прием. Никакой реакции
нет! Росздрав вместо того, чтобы получать объективную информацию из
региональных медицинских информационных систем – транслирует нам ложные данные
региональных Минздравов. Видимо всем выгодно иметь «причесанную» картину. И
Минздраву федеральному, и региональным, и Росздраву. Невыгодно только людям,
которые остаются без положенных лекарств и вынуждены тратить на них последние
деньги.
Даже
имеющиеся финансовые средства расходуются не всегда эффективно. Диспропорции
финансирования колоссальные. Как я уже отмечал, в России имеются современные
медицинские центры европейского уровня, развиваются передовые технологии и
одновременно провальное первичное звено уровня конца прошлого века с давно
выработавшим свой срок оборудованием, без инфраструктуры (недавно
опубликованные данные Счетной Палаты РФ), без кадров. Но на фоне колоссального
недофинансирования наших государственных медицинских организаций продолжаем
кормить посредников-паразитов в лице страховых компаний - 30 миллиардов рублей
в год, которые никаких страховых рисков не несут!
Как
же решается проблема – за счет самих граждан?
По
оценкам экспертов, граждане РФ за счет личных сбережений уже сейчас финансируют
не менее 35% от объемов оказываемой в стране медицинской помощи. Причем в
большинстве случаев речь идет о медицинской помощи, которая должна оказываться
бесплатно в соответствии с Программой государственных гарантий. За 2016 год
официальный объем платных услуг только в государственных медицинских
учреждениях страны вырос на 30%.
Учитывая все вышесказанное, можно констатировать, что правительством РФ при посредничестве Минздрава твердо взят курс на ликвидацию социальных обязательств государства в части бесплатной медицинской помощи. Пошли разговоры о необходимости софинансирования на медицинское обслуживание со стороны населения, ограничения числа вызовов скорой, количества госпитализаций и т.д. Фракция КПРФ не может согласиться с таким подходом. Здоровье – самое ценное, что есть у человека, ставить его в зависимость от платежеспособности гражданина в современном государстве неверно и даже преступно.