Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя
Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам,
академика РАН В.И. Кашина на заседании Государственной Думы в рамках
рассмотрения проекта федерального закона № 90991-7 «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в
сведениях государственных реестров» («лесная амнистия»).
Работа
весенней сессии Государственной Думы завершилась принятием одного из самых
позорных законопроектов последних лет – Закона о так называемой «лесной
амнистии». Минэкономразвития, подготовившее законопроект, в очередной раз (как
и в случае с разработанными более 10 лет назад Лесным и Водным кодексами,
исправлять которые мы не устаем до сих пор) доказало свою несостоятельность в
вопросах регулирования природоресурсных отношений. Мнение ведомств, отвечающих
за сохранение лесов, никого не интересовало, специалисты в области лесного законодательства
в круг участников согласования и доработки закона допущены не были.
Совершенно
очевидно, что на самом деле авторами закона за благой целью навести порядок в
учете, упорядочить оборот, разгрузить суды, заваленные спорами о наложениях,
пересечениях границ, двойном учете земельных участков неумело завуалировано
беспрецедентное по цинизму отчуждение самых ценных и в экологическом и в
экономическом отношении земель, занятых защитными лесами. Потенциально речь
идет о выводе от полутора до нескольких миллионов гектар государственных земель и лесов из федеральной
собственности.
Законопроект,
принятый в окончательной редакции, уже не оправдывает крепко «прилипшее» к нему
прозвище «лесная амнистия». Амнистируют тех, кто признаны виновными и несут
наказание, здесь же мы видим вопиющую возможность «отмывания» в силу закона нажитого
преступным путем недвижимого имущества.
Закон
допускает грубейшиедиспропорции в защите интересов частных правообладателей объектов
недвижимости и публичного собственника – Российской Федерации. В соответствии с
его нормами, если имеются расхождения в данных ЕГРН и лесного реестра,
затрагивающие интересы частного собственника – всегда предлагается решать
вопрос не в пользу земель лесного фонда и без учета причин возникновения таких
расхождений. При этом вопрос о процедурах (т.е. об обеспечении «чистоты»
сведений в реестрах) ставится выше вопроса о правах – спора частных и публичных
интересов. Это недопустимо и противоречит всем канонам правотворчества.
Законом
установлена дата 1 января 2016 года как «срок отсечения» возможности признания
земель лесного фонда землями других категорий при наличии противоречий в сведениях
указанных государственных реестров. При этом предусматривается презумпция
добросовестности всех правообладателей земельных участков, в отношении которых
имеются противоречия в сведениях реестров о категории земель,
зарегистрировавших свои права до указанной даты.
Авторы
закона объясняют срок 1 января 2016 года тем, что это дата, после которой стало
известно о подготовке законопроекта, и позволяет отсечь тех, кто умышленно,
узнав о готовящейся амнистии, принялся незаконными путями оформлять лесные
участки в собственность пользуясь неразберихой с местоположением границ
лесничеств и лесопарков. Очень сомнительный аргумент, т.к. умышленные
самозахваты лесных земель, породившие массовые пересечения границ, мешающие,
например, в Московской области, утвердить генпланы поселений, возникли гораздо
раньше.
По
данным мониторинга Минприроды России и Рослесхоза, эти пересечения границ в
подавляющем большинстве случаев имеют заведомо противоправную природу
(самовольная застройка земельных участков из состава земель лесного фонда с
последующим незаконным их переводом в земли населенных пунктов путем принятия
неправомочных решений местных администраций (без согласования с «лесными»
органами власти), или в другие категории земель путем учета участков в ЕРГН, в
котором отсутствуют сведения о границах лесничеств и лесопарков).
Также
обращает на себя внимание, что в Подмосковье не утверждены не только генпланы,
но и не установлены границы лесничеств и лесопарков. Этот факт даже ставит под
сомнение возможность реализации для региона «лесной амнистии» – в законе
говорится о пересечении границ именно лесничеств и лесопарков. Как это будет
работать в отсутствии данных об этих границах в каких бы то ни было реестрах –
непостижимо.
По
нашему мнению, неразбериха с границами лесов и частных участков, возникшая в
исторический период, когда лесное и земельное законодательство в вопросах
оборота участков на землях лесного фонда были плохо согласованы, еще может быть
предметом рассмотрения для принятия решений об «амнистии». Но со вступлением в
силу Лесного кодекса Российской Федерации
(1 января 2007 г.) установлен
знак равенства между земельными и лесными участками с точки зрения их правового
содержания как объектов недвижимости. Поэтому с 1 января 2007 года
игнорирование требований лесного законодательства об образовании, закреплении
на местности и учете лесных участков, является грубым нарушением и лесного, и
земельного, и гражданского законодательства, и амнистировать это категорически нельзя.
В
законопроекте ко 2 чтению появилась и вторая «дата отсечения» - август 2008 года. Предлагается относить в
силу закона к землям других категорий земельные участки, если и в лесном
реестре, и в ЕГРН земельные участки отнесены к лесному фонду. Это вообще
выходит за рамки концепции проекта и противоречит названию. Изначально говорили
совсем о другом - о исторически сложившихся на лесных землях СНТ и ДНТ, границы
которых «залезли» на лесные земли в силу
отсутствия у органов местного самоуправления данных о расположении границ
лесного фонда, и которые в ЕГРН числились как сельхозземли.
Законопроект
же «открывает ворота» для узаконивания прав всех частников, кто возвел
капитальные строения в виде дворцов и элитных коттеджей заведомо на землях
лесного фонда, что всегда было запрещено законодательством.
Необходимо
напомнить: Президент Российской Федерации дал поручение и указание Правительству
Российской Федерации разрешить сложившиеся проблемы, обратив особое внимание на
защиту прав граждан, являющихся добросовестными приобретателями объектов
недвижимости.
Мы
считаем, что добросовестность – гораздо более широкое понятие и не
исчерпывается сроком, после которого публично стало известно о возможной
амнистии. Депутаты нашей фракции подготовили системные поправки ко 2 чтению
законопроекта, которые выстраивали механизм «лесной амнистии», минимизирующие
риски «лазеек» для незаконных лесных латифундистов, но они поддержаны не были.
Нам
продолжают твердить о техническом характере проекта – наведем порядок в
реестрах и заживем спокойно. Отнюдь. Изменение в сведениях реестров не может не
повлечь пересмотр границ на местности.
По правовым последствиям законопроект ведет к уменьшению площади и
изменению границ лесного фонда, в том числе в зеленых зонах, нивелируя
ограничения Лесного кодекса РФ.
Правда,
«талантливые» законотворцы не забыли про общество: ему «бросают кость» в виде
обещания компенсировать утраченные площади высадкой новых лесов. Вот только
делать это будут не те, в чью пользу из лесного фонда выведут земельные
участки, а само государство, оплатив из федерального бюджета расходы
региональных органов лесного хозяйства на лесовосстановительные работы. Таким
образом, принятием этого закона государство «кидает» само себя, а значит, и
весь наш народ, дважды!
Совершенно
очевидно, принятым законом нужно решить совсем другие задачи – легализовать
украденные у государства, сверхликвидные земли, в том числе под многомиллионную
элитную недвижимость. Именно поэтому под маркой защиты прав обиженных граждан через
Парламент продавлен механизм, позволяющий под одну гребенку амнистировать и
бедного садовода - жертву кадастровых ошибок, и беспардонных застройщиков,
игнорирующих любые требования экологического законодательства, и олигархические
круги, оттяпавшие приличные куски лучших защитных лесов для собственного отдыха
и удовольствия.
Фракция «КПРФ» в Государственной Думе голосовала против этого закона. Остановить его принятие, конечно, не удалось. Но мы добились закрепления в Постановлении Государственной Думы требования к Правительству РФ обеспечить в течение ближайшего времени установление границ лесничеств, лесопарков, расположенных на землях лесного фонда в непосредственной близости от населенных пунктов с населением более пятьсот тысяч человек, а также внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных границах.
Наш бой за сохранение защитных лесов еще впереди. КПРФ будет жестко контролировать правоприменение закона о «лесной амнистии» и требовать от Правительства и региональных властей строгого выполнения всех гарантий общественных прав и интересов, которые имеются сегодня в Конституции РФ и федеральном законодательстве.21 июля на завершающем весеннюю сессию пленарном заседании Государственной Думы выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по аграрным вопросам В.И.Кашин при обсуждении в третьем чтении законопроекта о "лесной амнистии" и принятии Постановления Государственной Думы "О Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".