Почему чиновники тормозят съёмки картины о страшных событиях в шахтерском крае.
Российское
чиновничество от культуры добивает «Убитые города» Донбасса, отказывая в
финансировании художественного фильма по одноименному роману Александра
Проханова. Так считает известный кинорежиссер Владимир Бортко.
Прошлой
осенью автор легендарного «Собачьего сердца» и многих других популярных картин
рассказывал корреспонденту «СП» о том, как, прочитав роман, сам отправился в
Донбасс. Побывал на Саур-Могиле, где рядом с советскими солдатами, павшими в
борьбе с фашистами, лежат теперь и наши современники — ополченцы, не пустившие
в родной край украинских боевиков «АТО».
Позже
побывали в ДНР и артисты, утвержденные режиссером на главные роли будущего
фильма. Среди них — Владимир Меньшов, Алексей Чадов. По сюжету, события
происходят в июне 2014 года, одном из самых тяжелых периодов борьбы жителей ДНР
с новоявленными нацистами. Основная идея задуманной Бортко картины — это
попытаться найти ответы на вопрос, адресованный россиянам: куда ведет нас война
на Украине? Как мы в России можем помочь Донбассу? А помощь требуется там
практически всем и во всем, и гуманитарная, и психологическая…
Всю
минувшую осень и зиму шла подготовка к съёмкам. Начать их планировалось в мае
текущего года. Ровно два года назад, в мае 2015-го, практически сразу после
выхода романа Проханова, Министерство культуры РФ выказало готовность
профинансировать фильм, снятый по нему. Это лично подтвердил тогда же глава
министерства Владимир Мединский. Уточнив, «если будет интересный сценарий и
хорошая режиссёрская работа». За работу взялся Владимир Бортко, о творчестве
которого министр Мединский не раз отзывался, что называется, «высоким слогом».
Но
вот май-2017 уже на исходе. А процесс съемок, едва стартовав, замер, как и сама
киногруппа, в неопределенности. Что стало тому причиной?
Корреспондент
«СП» дозвонилась до писателя Александра Проханова — может быть, ему, как автору
экранизируемого произведения, не понравился сценарий, его переписывают? Или он
не согласен с подбором актеров?
—
И сценарий хорош, и артисты, приглашенные как на главные, так и на
эпизодические роли прекрасные. По-другому и быть не могло, ведь режиссер Бортко
и его команда — профессионалы, — ответил Александр Андреевич. — Дело в ином.
Точнее, в иных людях. А именно — в чиновниках Минкультуры. Они ведь считают
себя «крупнейшими экспертами» в литературе и искусстве. Сначала разрешили
съемки. Теперь говорят: «несвоевременное кино». При этом не расшифровывают, что
имеют в виду. Остается только догадываться.
«СП»: — На Украине
вот тоже сняли фильм о событиях в Донбассе, под названием «Иней». Он даже
включен в одну из программ стартовавшего на днях в Каннах кинофестиваля. У них,
получается, своевременный…
—
Я наслышан о нем. Это результат совместного труда русофобского триумвирата —
Украины, Литвы и Польши. Нетрудно догадаться, как трактуют события последних
трех лет в многострадальных ДНР и ЛНР создатели «Инея». На этом фоне отказ
команды Мединского от финансирования «Убитых городов» выглядит, по меньшей
мере, странным. Война в Донбассе для меня как для писателя — шестнадцатая. Я
дважды был там, в том числе, на передовой. Вместе с местными жителями, ставшими
для меня близкими людьми, переживал бомбежки, обстрелы, провокации украинских
силовиков, пытающихся всеми средствами подавить стремление граждан к свободе.
Всю свою боль за них вложил в свой роман. Что «криминального» нашли в ней наши
чинуши, не понимаю. Возможно, как люди кабинетные, они просто осторожничают — а
вдруг «там, наверху» кому-то не понравится, и кто тогда будет отвечать — они,
клерки? Я думаю, в этом скорей всего причина происходящего.
С
серьезными препятствиями авторы картины столкнулись практически сразу, как
только киногруппа приступила к работе. При этом к творчеству, киноискусству
творимые препоны отношения не имели. Вот что рассказал «СП» Владимир Бортко:
—
Наш фильм о войне в Донбассе закрывали за полгода четыре раза. Под разными
предлогами, чаще надуманными. И четыре раза открывали… Понятно, что остановить
работу всегда проще, чем возобновить. У многих актеров, занятых в моей новой
картине, есть обязательства перед другими киногруппами, театрами. Не могут
сидеть и ждать милостей от представителей организаций, курирующих, скажем так,
процесс работы над фильмом. Не буду скрывать, что некоторые исполнители, в
основном из числа молодых актрис, стали просто бояться появляться в кадре у
меня.
«СП»: — Может,
извините, вы где-то перегибаете, например, пытаясь показать зверства бандеровских
карателей?
—
«Перегнуть» с этим невозможно. То, что творят в Новороссии новоявленные
фашисты, не снилось и гитлеровцам. Мы акцент делаем не на этом. А именно на
стремлении людей жить так, как они считают для себя возможным — в свободном от
нацизма крае, в дружбе с братьями-россиянами.
«СП»: — А может, все
дело в «запредельном» бюджете?
—
Бюджет картины составляет по сегодняшним киномеркам смешные 490 млн. рублей.
Это на порядок меньше, чем у «Викинга», у «Матильды». Я уверен, не в деньгах
дело. К слову, чтобы быть правильно понятым: нам в деньгах прямо не отказывают.
Точнее, отказывают по чисто формальным причинам, предлагая «на общих
основаниях» принять участие в конкурсе проектов Фонда кино. До которого могут,
во-первых, просто не допустить, повод при желании всегда найдется. Во-вторых,
допустив, «отстегнут» такой минимум средств по остаточному принципу, что сам
всё бросишь. Как это регулярно практикуется с теми проектами, которые не угодны
Министерству культуры.
«СП»: — Но почему
фильм о современной ситуации на Донбассе оказался вдруг неугоден министерству?
—
Сказывается привычная для отечественных чиновников осторожность под названием
«как бы чего не вышло!». Вы заметили, у нас в последние годы снимаются в
основном исторические картины. Про то, что было когда-то. И чем дальше по
времени от дней сегодняшних происходящее на экране, тем спокойнее кабинетным
деятелям. Всё уже устоялось, исторические оценки сделаны, где-то можно и
перегнуть или «недогнуть», бояться «гнева царского» не приходится. В этом вся
российская бюрократия. Ничего не меняется!..
Сейчас
у группы Бортко заканчиваются выделенные ранее средства. При этом ожесточенная
борьба вокруг будущего фильма продолжается. Некие влиятельные силы, в том
числе, среди депутатов ГД РФ, стремятся уничтожить ещё не родившийся фильм,
пугая всех и вся «возможными страшилками» из него.
Это
напомнило недавнюю возню вокруг другой работы — режиссера Алексея Учителя. Его
«Матильда», появившись в рекламных роликах ещё до окончания монтажа и
озвучивания, вызвала такие же вот вопли «несогласных».
Мода, что ли, сейчас такая в отечественном кинематографе? Или, бери выше, в искусстве в целом.