16 декабря Государственная Дума голосами "Единой России" приняла в первом чтении проект федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При обсуждении законопроекта от фракции КПРФ выступил депутат В.Ф. Рашкин. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
Уважаемые
коллеги!
Сегодня
мы рассматриваем законопроект, предлагающий изменения в организации дорожного
движения. В частности, речь идет о том, чтобы предусмотреть возможность
взимания платы за проезд по дорогам по решению региональных и муниципальных
властей – например, ввести платный въезд в города и их отдельные районы.
Фактически, по этому законопроекту мы с вами можем в скором времени получить
платный въезд в каждый двор.
Считаю
обсуждаемый законопроект антинародным по своей сути. Сколько еще налогов и
поборов мы будем вытягивать из населения? Граждане и так уже задушены явными и
скрытыми сборами.
Они
вынуждены платить грабительские взносы на капремонт. Из-за новой системы
расчета сильно вырос налог на имущество – для некоторых россиян в разы!
Постоянно растут тарифы ЖКХ, Правительство уже объявило очередное повышение,
самый сильный рост ожидается в Москве. Растут и тарифы на проезд в общественном
транспорте – с Нового года будет очередная волна повышения стоимости проезда. И
я уже не говорю о росте потребительских цен на товары и услуги и падении
реальных доходов населения, на фоне которого это все происходит.
Что
еще мы обложим поборами, чтобы залатать дыры в бюджете? Может быть, введем налог
на дождь или на снег? Ведь снег нужно убирать, а на это нужны деньги. Звучит
абсурдно, а ведь логика та же самая, что и с дорогами!
Законопроект
бьет по малому и среднему бизнесу. Представьте, как возрастут транспортные и
логистические расходы. И это при высоких ценах на топливо, которые и так
постоянно растут. Все граждане ощутят новые сборы, когда придут в магазины и
увидят выросшие цены, в которые будут заложены эти расходы. Если в крупных
городах из-за высокой конкуренции и спроса это может быть будет не столь
ощутимо, то по малым городам и селам рост цен ударит особенно сильно.
Более
того, новые поборы приведут к неизбежному разорению многих предприятий малого и
среднего бизнеса, к дальнейшей монополизации рынка, а это опять же скажется на
ценах.
В
итоге мы получим еще большее обеднение населения, падение спроса и, в конечном
итоге, торможение развития всей экономики. Мы нанесем очередной удар по
бюджету. Что же это получается: мы сами себя пнули?!
Законопроект
по факту не предусматривает реальных сдержек действий властей по введению
платного проезда по дорогам. Он открывает путь полному произволу на местах. По
сути, мы создаем механизм выкачивания денег из бизнеса и населения по
волюнтаристскому решению властей.
К
тому же собранные средства вовсе не обязательно пойдут на развитие транспортной
инфраструктуры. В лучшем случае они просто попадут в бюджет, однако высока
вероятность, что большая часть достанется всевозможным операторам и
распределителям, а что-то неизбежно осядет и в карманах чиновников.
Мы
это уже проходили с «Платоном». Сборы с большегрузного транспорта тоже, как мы
помним, вводились под благовидным предлогом – «на ремонт и содержание дорог».
Однако по итогам первого года работы системы больше половины всех собранных с
водителей денег по факту пойдет не на развитие дорожной инфраструктуры, а достанется
оператору системы «Платон». Возникает закономерный вопрос: не для этого ли все
и затевалось?
Многие
ссылаются на зарубежный опыт экономически успешных стран, в которых существует
платный проезд по дорогам и платный въезд в отдельные города или их центральные
районы.
Вот
такой парадокс: заграницу мы критикуем, а как нужно ввести очередной сбор, так
берем с нее пример.
Но
даже не это главное. Сравнивать нашу ситуацию с ситуацией в этих странах
совершенно некорректно. Там все по-другому. В экономически развитых странах нет
таких социальных разрывов с такой огромной долей бедного населения, как у нас. Уровень
жизни большей части населения там гораздо выше. Нашим гражданам и так
приходится не жить, а выживать, а тут еще и очередная нагрузка на семейные
бюджеты.
Малый
бизнес там не задушен, напротив, ему оказывается поддержка, и создаются условия
для его развития. У нас же малый бизнес поддерживают только на словах – и этот
законопроект очередное тому подтверждение.
При
принятии подобных мер должна быть обеспечена и альтернатива: качественно
работающий, не перегруженный и доступный общественный транспорт. При этом
сначала нужно полностью решить эту проблему, а уже потом задумываться о том,
чтобы вводить дополнительные сборы с автовладельцев. У нас же, как всегда, все
в обратном порядке: сначала вводим очередные поборы, а готовы мы к этому или
нет – так это уже никого не волнует.
Важно
и то, каким образом вводится платный проезд по дорогам и платный въезд в
города. В тех странах, на которые мы ссылаемся, основным механизмом служит
референдум, проведенный по всем правилам и на демократической основе.
Собираются ли московские власти проводить демократический референдум о введении
платного въезда в центр Москвы? Сильно в этом сомневаюсь! В том, что они
собираются ввести платный въезд в центр города, а то и вообще в город, после
принятия законопроекта – в этом я как раз ни капли не сомневаюсь. Но вот будут
ли участвовать в принятии решения москвичи?
А
ведь основная роль должна быть отведена именно местным жителям. Нельзя
директивно «сверху» спускать решения о введении платного въезда в города и
платного проезда по дорогам.
Наконец,
как тратятся собранные средства в развитых странах, и как они будут тратиться у
нас? Граждане должны, по крайней мере, понимать, за что они платят. Система
должна быть абсолютно прозрачной. Если люди и бизнес тратят свои деньги на
проезд по дорогам, они должны видеть реальные улучшения дорожно-транспортной
инфраструктуры.
Деньги
не должны уходить неизвестно куда – в лучшем случае в «общий котел» бюджета. Это
как в ситуации с капремонтом: люди платят деньги годами непонятно за что,
потому что до ремонта собственного дома они попросту рискуют не дожить.
И
это мы еще не сравниваем масштабы коррупции в нашей стране и в тех странах, на
опыт которых мы ориентируемся. Еще неизвестно, какова основная цель введения
платного проезда по дорогам: собрать денег в бюджеты или обеспечить очередной
механизм незаконного обогащения заинтересованным лицам.
Учитывая все вышесказанное, я призываю отклонить обсуждаемый законопроект, который в угоду отдельных лиц сильно ударит по населению и всей российской экономике.