18 мая на «правительственном часе» в
Госдуме от фракции КПРФ выступил депутат Н.Н. Иванов. На «правительственном
часе» была заслушана информация Министра Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий Владимира Андреевича Пучкова. А также выступил заместитель
Председателя Счетной палаты Российской Федерации Вера Ергешевна Чистова.
Н.Н. Иванов:
Уважаемый
Сергей Евгеньевич!
Уважаемый
Владимир Андреевич!
Уважаемые
коллеги!
С
уважением относясь к деятельности министерства и не умаляя его заслуг, хотел бы
в постановочном плане поднять ряд проблем, решение которых позволило бы
существенно улучшить качество жизни населения России. Это:
1. Необходимость внедрения комплексной системы экстренного
оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Необходимость принятия федерального закона или
постановления Правительства о построении аппаратно-программного комплекса
«Безопасный город».
3. О необходимости повышения социальной
защищённости сотрудников и военнослужащих МЧС.
1. Особую актуальность проблемы оповещения
населения получили после трагедии в кубанском городе Крымске, где в июле 1912
года в ходе разрушительного наводнения были выявлены серьёзные недостатки в
обеспечении мероприятий по оповещению населения и мониторингу за
быстроразвивающимися чрезвычайными ситуациями.
Указом
Президента от 13 ноября 2012 года № 1522 создана комплексная система
экстренного оповещения населения об угрозе возникновения ЧС. На первом этапе
субъектами Российской Федерации были определены 3 тысячи зон экстренного
оповещения, из которых свыше половины уже введены в эксплуатацию.
Являясь
депутатом Государственной Думы от Курской области, я не понаслышке знаю, что в
этом регионе были определены 11 зон экстренного оповещения населения. В
сентябре 2015 года КСЭОН Курской области принята в постоянную эксплуатацию. Из
бюджета области на эти цели планируется выделить 131,4 миллиона рублей. Однако,
отсутствие федеральной программы финансирования комплексных систем экстренного
оповещения населения является серьёзным тормозом в осуществлении этого важного
дела. Министерству следует ускорить работу в этом направлении.
2. Следующим крупным проектом по обеспечению
всесторонней безопасности населения стал аппаратно-программный комплекс
«Безопасный город», который должен повысить уровень безопасности среды обитания
человека.
Российский опыт показывает, что
комплексный подход к построению систем обеспечения безопасности даёт
положительные результаты по недопущению развития ЧС и устойчивому
функционированию всех сфер жизнедеятельности.
Вместе с тем, хочу отметить несколько
принципиальных вопросов, которые не решены до сих пор.
1. Наиболее проблемным вопросом является
недостаточность нормативного правового регулирования построения АПК «Безопасный
город».
Несмотря
на то, что в Концепции АПК «Безопасный город» и Методических рекомендациях МЧС
России по данному вопросу имеется ссылка на более чем 40 федеральных НПА, ни
один из них не определяет полномочия регионов и муниципальных образований и,
как следствие, не создает для них расходные обязательства по построению АПК
«Безопасный город».
Учитывая,
что базовым элементом построения системы являются муниципалитеты, также
необходимо ввести соответствующие изменения и в 131-ФЗ для муниципальных
образований.
Также
считаю необходимым утвердить Положение о построении и развитии АПК «Безопасный
город», которым определить полномочия, в том числе, по финансированию,
федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления.
До
настоящего времени на федеральном уровне не принята программа по финансированию
данных мероприятий, а срок был определён Концепцией до декабря 2015 года.
Также,
в связи с отсутствием федеральной программы, на сегодняшний день не утверждены
критерии и показатели эффективности использования АПК «Безопасный город» для
субъектов РФ. Все эти вопросы требуют скорейшего решения.
2. Следующая проблема, на которую хотелось бы
обратить внимание, касается повышения социальной защищённости сотрудников и
военнослужащих территориальных органов МЧС России, активно участвующих в
реализации тех, безусловно, важных проектов, о которых я говорил выше.
С
мая 2015 года данным категориям государственных служащих отменена 20 % надбавка
за особые условия службы, за сложность и напряженность работы.
Вместе
с тем, условия прохождения службы остались прежние – круглосуточные дежурства
3-4 раза в месяц, ненормированный рабочий день, организация мероприятий по
обеспечению безопасности в выходные и праздничные дни.
Речь
идёт о сумме около 10 млн. руб. в год на территориальный орган МЧС в каждом
субъекте Российской Федерации.
Мы
всегда должны помнить, что любая служба, это, прежде всего люди. И забота о них
не только повышает авторитет министра, руководства в целом, но и способствует
более эффективному решению тех сложных задач, которые стоят перед МЧС.
Спасибо за внимание.