Выступление депутата фракции КПРФ в Госдуме Ю.П. Синельщикова 26 февраля 2016 года на пленарном заседании по законопроекту Верховного Суда, посвящённого расширению оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности:
- Фракция будет голосовать против внесенного Верховным Судом Российской Федерации законопроекта, посвященного расширению оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности и настоятельно просит депутатов других фракций не поддерживать этот документ. Законопроект существенно облегчит работу судов и превратит в ад жизнь сотен тысяч граждан (а возможно и миллионов), которые являются жертвами семейных дебоширов, насильников, лиц, уклоняющихся от содержания своих детей и лиц, живущих на мелкие кражи и мошенничества.
Кроме того, законопроект предлагает увеличить сумму хищений чужого имущества, с которой наступает уголовная ответственность с одной до пяти тысяч рублей. Речь идет о кражах, мошенничествах, присвоениях и растратах. В пояснительной записке говорится о том, что декриминализация осуществляется в целях гуманизации закона.
На самом деле, эта новация будет направлена против сотен тысяч потерпевших от этих преступлений. Ведь на сегодня по части 1 статьи 116 УК и ч. 1 статьи 119 УК привлекаются в основном те семейные дебоширы, которые неоднократно (иногда на протяжении многих лет) учиняют насилие в отношении жен и детей. По статье 157 УК несут уголовную ответственность те, кто на протяжении длительного времени (иногда нескольких лет) уклоняются от содержания детей. Разговоры о том, что эти лица, якобы, впервые оступились, извините меня, циничны. Кроме того, статистика показывает: в тех регионах, где активно работает статья 119 УК (угроза убийством), там низкий уровень бытовых убийств.
В то же время законопроект вводит уголовную ответственность за повторные (после применения административного наказания) побои, угрозы убийством, мелкие хищения. При этом остается неясным, будет ли следователем, дознавателем и судом проверяться обоснованность наказания за первые преступления, за которые он подвергся административному взысканию. Некоторые заявляют, что здесь должна действовать преюдиция решения, принятого в административном порядке. Однако такой вариант непреемлем, так как производство по делам об административных правонарушениях – это упрощенный процесс. Там нет большинства гарантий, существующих в уголовном судопроизводстве, и заподозренное лицо зачастую наказывается на основе предположений.
Авторы законопроекта в пояснительной записке, пытаясь убедить законодателей в необходимости введения новой нормы об освобождении от уголовной ответственности, приводят данные о том, что следователи и дознаватели на практике не используют ныне существующие статьи 75 и 78 УК РФ для освобождения от уголовной ответственности лиц, не представляющих большой общественной опасности. Вместо следователей освобождать обвиняемых от уголовной ответственности приходится судам.
Известно, что такая практика действительно существует, но не из-за плохих законов, а из-за того, что руководители следственных органов всех уровней в целях предупреждения мздоимства среди следователей запрещают им прекращать дела по нереабилитирующим основаниям с тем, чтобы эти вопросы рассматривались в судах. Поэтому проблема решается весьма просто: для гуманизации карательной практики надо обязать органы расследования шире использовать действующие нормы, а не придумывать новые.
Сторонники законопроекта заявляют, что его принятие поможет разгрузить переполненные места лишения свободы. Однако такие изречения - есть свидетельство некомпетентности. Лица, осуждаемые по упомянутым статьям УК, крайне редко оказываются в местах лишения свободы. Да и российские колонии на сегодня не переполнены. Привожу статистику: в 2000 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось более 1 млн. человек, в 2008 году – 885 тысяч, а на 1 февраля текущего года – 646 тысяч. Я призываю депутатов прекратить эти ни на чем не основанные разговоры о переполненных местах лишения свободы.
Другая объявленная цель законопроекта – это сократить число граждан с клеймом «судимый». Об этом говорил сегодня в утреннем выступлении и депутат Плигин. Но проблему можно решить совершенно просто, внеся изменения в ст. 86 УК РФ, где предусмотреть, что лицо, осужденное за совершение преступления небольшой тяжести, не считается судимым. Вот и все.
Последние месяцы законопроект часто анализируется в средствах массовой информации. В ходе одного такого обсуждения на телевидении результаты интерактивного голосования, в котором приняли участие около тысячи зрителей, показали, что против него проголосовало 77 процентов граждан.
Понимая, что это революция в нашем уголовном законодательстве (а возможно глобальная контрреволюция), я последнее время не раз обсуждал эту тему с юристами-практиками и теоретиками. На сегодня ни от одного судьи, прокурора, следователя, сотрудника полиции, ученого я не услышал слова одобрения этого законопроекта.
Верховный Суд в пояснительной записке утверждает, что «внесение изменений создаст условия для выведения из сферы уголовной ответственности в общей сложности более 300 тысяч человек, что в свою очередь будет способствовать положительным изменениям в социальной структуре общества». Позвольте не согласиться с Вами, коллеги из Верховного Суда. Мы убеждены, что внесение этих изменений создаст дополнительную напряженность в обществе и явно будет способствовать отрицательным изменениям в его структуре.