Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

С.П. Обухов после корпоративных бесчинств Чубайса: «КПРФ настаивала и будет настаивать, чтобы олигархи, чиновники и госкорпорации, а не трудящиеся несли наибольшую тяжесть кризиса»

2015-12-24 16:19
С.П. Обухов, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы

Еще в конце 2014 года депутаты-коммунисты выступили за решительное ограничение доходов олигархов, чиновников и госкорпораций в связи с усилением кризисных явлений. Были подготовлены соответствующие депутатские запросы. СМИ благосклонно отнеслись к инициативам КПРФ, общественность поддержала.

Но"олигархический Васька" слушал и продолжал есть и транжирить бюджетные средства. Случай с недавним корпоративом "РосНАНО" и зажигательно-прожигательной речью Чубайса - вопиющий, но лишь один из многих.

В начале февраля стало известно, что правительство совместно с профильным комитетом Госдумы готовят законопроект, который привяжет выплату зарплат, а также дивидендов топ-менеджеров госкорпораций к общей эффективности работы самой компании.

Депутаты от КПРФ неоднократно указывали правительству и президенту на необходимость сокращения выплат руководству и членам органов управления государственных корпораций.

30 апреля 2014 года коммунистами в адрес президента направлен анализ официальной отчётности ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Сбербанк» и ОАО «ВТБ», подготовленный в целях обоснования необходимости снижения выплат топ-менеджеров компаний с преобладающим государственным участием.

23 сентября от имени фракции на пленарном заседании Госдумы было сделано заявление, в котором, среди прочего, резкой критике подверглись размеры выплат Игорю Сечину в государственной компании «Роснефть», Алексею Миллеру в государственной компании «Газпром» и Владимиру Якунину в государственной компании РЖД.

Незадолго перед посланием Президента России к Федеральному Собранию коммунистами были подготовлены и направлены в его адрес и адрес правительства проработанные меры бюджетной экономии, не затрагивающие наиболее уязвимые категории населения. Среди прочего, было предложено сокращение выплат руководству и топ-менеджерам государственных компаний.

Однако Министерство экономического развития и названные государственные компании продолжали повторять о формальной законности подобных выплат, а также об их соответствии показателям эффективности деятельности организаций.

04 декабря 2014 года в послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин, по сути, поддержал инициативу КПРФ: «оплата труда руководства госкомпаний должна прямо соотноситься с достигнутыми результатами и экономическими реалиями».

По итогам Послания Президентом Российской Федерации было дано поручение Правительству Российской Федерации обеспечить внедрение в государственных корпорациях и компаниях, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых составляет более 50 процентов, системы премирования руководителей на основе ключевых показателей эффективности их деятельности исходя из необходимости снижения операционных расходов (затрат), а в ответе, поступившем в Госдуму из администрации президента, прямо указано: «Ваши предложения будут учтены при исполнении названного поручения Президента Российской Федерации».

Уже 18 декабря было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1405 «О некоторых вопросах противодействия коррупции», обязавшее глав государственных корпораций предоставлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В этой связи КПРФ настаивает на последовательном совершенствовании нормативной базы. На данный момент разрабатываемый правительством законопроект должен закрепить, что критерии эффективности деятельности глав госкорпораций и членов их органов управления главным образом зависят не от увеличения прибылей, а от выполнения государственно и социально значимых функций, возложенных на корпорации государством и закрепленных в их уставах.

Отдельно стоит отметить, что среди мер бюджетной экономии президенту было предложено сокращение зарплат лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации (в т.ч. Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства, Министрам, Председателям палат Федерального Собрания, членам комитетов (комиссий) Совета Федерации и Государственной Думы, Председателю Центрального банка).

В обращении особо подчеркнуто, что в сложившихся условиях всё большее число руководителей нефтедобывающих государств осознаёт необходимость принятия указанных мер, не затрагивающих чувствительные категории населения. Так, например, в ноябре 2014 года президент Венесуэлы Николас Мадуро принял решение о снижении зарплаты главы государства и членов правительства в связи с падением цен на нефть. Ранее аналогичные меры принял президент Боливии Эво Моралес, уменьшив своё денежное содержание более чем вдвое.

6 марта президент издал ряд указов, реализующих предложение коммунистов с 1 мая. Однако сегодня в условиях усиления кризиса очевидно - принимаемых президентом мер по ограничению аппетитов чиновничества, госкорпораций и олигархов - недостаточно.

Проанализируем "эффективную" деятельность "эффективной" госкорпорации во главе с Чубайсом.

Напомним государственную карьеру гр.Чубайса.

С 1992-го года Анатолий Чубайс - зампред правительства по вопросам экономической и финансовой политики – проведена грабительская[i], по оценкам граждан, приватизация, осуществлён невиданный погром среднего класса.

С 1998-го 10 лет - глава РАО «ЕЭС России» - произошло разрушение единого энергетического комплекса, масштабные аварии, включая Саяно-Шушенскую ГЭС. Комиссия Ростехнадзора, расследовавшая причины аварии на, назвала Чубайса в числе шести высокопоставленных руководителей энергоотрасли России, причастных «к созданию условий, способствующих возникновению аварии»[ii]. Согласно мнению комиссии, именно Чубайс утвердил акт Центральной комиссии по приёмке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса без должной оценки действительного состояния безопасности СШГЭС.

С 2008 года – глава РОСНАНО (тогда ещё Роснанотех) – среди нарушений, выявленных Счётной палатой[iii]: искажение показателей бухгалтерской отчётности; финансирование проектов, не связанных с нанотехнологиями и инновациями, что не соотносится с целями и задачами РОСНАНО; финансирование проектных компаний, основными владельцами которых являлись иностранные юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах; финансирование компаний, финансовая политика которых содержит в себе признаки отмывания и легализации средств, формального документооборота между организациями с целью получения необоснованной налоговой выгоды; неэффективный менеджмент, приведший к значительным убыткам, недостижению целей многочисленных проектов, банкротству или предбанкротному состоянию отдельных проектных организаций; непринятие действенных меры по взысканию крупных задолженностей с организаций-должников и др.

В СКР расследуются целый ряд уголовных дел[iv], но Чубайс не является даже подозреваемым. Это как Сердюков, только круче. На сайте Следственного комитета Чубайсе нет ни слова, по депутатским запросам информацию также практически не предоставляют.

При этом знаменитую нанотехнологичную лампочку днём с огнём в продаже не сыскать, в отличие от китайских аналогов, про планшеты для школьников, литиево-ионные батареи и многие иные провальные разработки РОСНАНО можно даже не вспоминать.

По субъективным оценкам, приведенный беглый обзор результатов деятельности Чубайса на ключевых постах показывает, что он либо катастрофически (как на Саяно-Шушенской ГЭС) плохой менеджер, либо преследует (вместе с американскими советниками, в качестве которых, по данным президента Путина, «работали кадровые сотрудники ЦРУ США»[v]) цели, несовместимые с интересами государства и народа России.

Едва ли мы сможем проверить сейчас, не происходит ли сегодня утечка в США информации о передовых российских разработках…

К вопросу об эффективности Роснано

Счетная палата РФ начала проверку деятельности ОАО «Роснано» по использованию средств, привлеченных под государственные гарантии РФ в 2010–2015 годах. Проверка началась в декабре и идет меньше месяца, но эксперты полагают, что после ее проведения бюджет на «Роснано» будет сокращен и госкомпании должны всё же придерживаться тренда на экономию в ситуации кризиса, так как «много денег» у «Роснано» не от их основной деятельности, а от переоценки валютных активов. На депозитах «Роснано» находятся достаточно внушительные суммы, которые не инвестируются в нанотехнологии. А в отчетах об основных источниках доходов прямо указывается «от размещения временно свободных денежных средств на счетах в коммерческих банках».

Год

Прибыль/убыток

2007

?

2008

прибыль 6,46 млрд рублей[vi]

2009

прибыль 11,25 млрд рублей [vii]

2010

прибыль 3,63 млрд рублей[viii]

2011

прибыль 2,32 млрд рублей[ix]

2012

убыток 24,36 млрд рублей[x]

2013

убыток 23,81 млрд рублей[xi]

2014

убыток 14,57 млрд рублей[xii]

Учитывая колоссальные убытки последних лет в Роснано, депутаты КПРФ потребовали проверки заявлений Чубайса о двойных премиях сотрудникам. Если КПРФ всегда настаивала, чтобы эффективность госкомпаний оценивалась на основании исполнения ими возложенных на них государством задач, то правительство всегда настаивало, что главное – прибыль. Так вот в Роснано пока ни того, ни другого. Т.е. назначение двойных премий грубо нарушает принцип эффективности. Нельзя исходить при премировании только из того, что «у них очень много денег. Их просто вот совсем много», потому что их дало государство.

Именно поэтому депутаты фракции КПРФ требуют от главы правительства пресечь разрушительную деятельность Чубайса, а правоохранительные органы, наконец, вмешаться и принять необходимые меры по защите государственных интересов.

К сожалению, принцип "вор должен сидет в тюрьме" пока плохо реализуется относительно деятельности "РосНАНО". Но депутаты КПРФ будут настаивать, чтобы в отношении Чубайса и его скандальной деятельности, наконец, восторжествовал Закон!

Сергей Обухов,

депутат Государственной Думы ФС РФ



[i] http://www.km.ru/spetsproekty/2012/02/17/privatizatsiya-gosudarstvennykh-aktivov-v-rossii/uzakonit-itogi-privatizatsi

[ii] http://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder/2009.pdf, http://www.energystate.ru/news/files/Sayano-Shushenskaya-GES--akt-rassledovaniya.pdf

[iii] http://www.ach.gov.ru/upload/iblock/6c5/6c5111c7e971fa75aa51b091a66f192c.pdf, http://www.ach.gov.ru/press_center/news/350: «При общем объеме финансирования проектов более 130 млрд. рублей органами управления РОСНАНО не было принято ни одного решения о приостановке финансирования проектов в связи с выявленным нецелевым использованием средств». «В рамках настоящего контрольного мероприятия в ходе выборочной проверки реализации проектов установлены факты, свидетельствующие о перечислении проектными компаниями более 1,2 млрд. рублей организациям, имеющим признаки «фирм-однодневок». Кроме того, во многих оценочных отчетах, подготавливаемых на различных стадиях оценки заявок, говорится, что организации-заявители используют технические компании для вывода денежных средств, используют схемы по уходу от налогов и т.п.».

[iv] 19.07.2013 Следственным комитетом Российской Федерации возбуждено уголовное дело № 201/813357-13 в отношении генерального директора ООО «Лиотех» Ерохина А.М. по признакам преступления предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ, по факту злоупотребления полномочиями, повлекшего тяжкие последствия, при реализации инвестиционного проекта ОАО «РОСНАНО» - Thunder Sky Russian Pant (ООО «Лиотех») по организации первого в России современного производства литиево-ионных батарей. В ходе следственных мероприятий получили подтверждение сведения о неправомерных действиях РОСНАНО и ее проектной компании ООО «Лиотех», повлекших прекращение права пользования лицензией стоимостью около 500 млн. руб., предоставленной китайской компанией «Thunder Sky Group Limited» на право использования ее технологии. Выявлено также превышение полномочий бывшим генеральным директором ООО «Лиотех» Ерохиным А.М. в части противоправного перечисления китайским компаниям средств РОСНАНО в размере не менее 1,5 млрд. руб. при реализации инвестиционного проекта по организации производства литиево-ионных батарей.

Кроме того, 11.09.2013 Следственным комитетом Российской Федерации возбуждено уголовное дело № 201/813378-13 в отношении бывшего финансового директора Государственной корпорации «Роснанотех», правопреемником которой является ОАО «РОСНАНО», Понурова С.В. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ, по факту злоупотребления должностными полномочиями при заключении и исполнении договора от 24.12.2008 № 1406 об оказании услуг с ЗАО ИФК «Алемар». По этой же причине возбуждено уголовное дело в отношении бывшего генерального директора корпорации Леонида Меламеда и его заместителя Андрея Малышева. Они подозреваются в совершении растраты вверенного им имущества государственной корпорации в особо крупном размере с использованием своего служебного положения (ч. 4 ст. 160 УК РФ).

По версии следствия, в 2007-2009 годах Меламед, одновременно являясь совладельцем инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар» (ЗАО «ИФК «Алемар»), организовал заключение корпорацией Роснано с указанной коммерческой организацией договора об оказании консультационных услуг, под видом которых Малышев и Понуров во исполнение решения Меламеда в течение полугода незаконно перечислили более 220 млн руб., выделенных корпорации Российской Федерацией в качестве имущественного взноса.

При этом Меламеду было достоверно известно, что задачи, для выполнения которых он привлек ЗАО «ИФК «Алемар», являлись функциями самой корпорации Роснано, в связи с чем, привлечение услуг третьих лиц на возмездной основе в тех же целях противоречило требованиям Федерального закона.

По факту вывода ЗАО «Микробор Нанотех» за рубеж денежных средств на общую сумму свыше 65 млн. руб., выделенных РОСНАНО для развития наноиндустрии в Российской Федерации, и непринятия мер к их возврату 15.07.2014 СК России возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) УК РФ.

Главным следственным управлением СК России по г. Москве в связи с хищением денежных средств в размере более 27 млн. руб., выделенных РОСНАНО своей проектной компании ООО «Уником» и использованных руководством последней для удовлетворения личных нужд, в том числе погашения кредитов и пополнения личных банковских счетов, возбуждено ещё одно у/д.

http://www.gazeta.ru/politics/2015/05/15_a_6688409.shtml

[v] http://www.kremlin.ru/events/president/news/17976

[vi] «от размещения временно свободных денежных средств на счетах в коммерческих банках» http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO_AR-2008_Rus.pdf с.31

[vii] «от размещения временно свободных денежных средств на счетах в коммерческих банках» http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO_AR-2009_Rus.pdf с.50

[viii] «в основном, за счет процентов, полученных от размещения средств на депозитах в коммерческих банках» http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO_AR-2010_Rus.pdf с.52

[ix] http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO_AR-2011_Rus.pdf с.139

[x] «от размещения временно свободных денежных средств на счетах в коммерческих банках» http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO_AR-2012_Rus.pdf с.37

[xi]http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO-OAO_Annual_Report_2013_Rus.pdf с.79

[xii]http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO-OAO_Annual_Report_2014_Rus.pdf с.67