Депутаты Госдумы В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов и К.А. Лазарев направили запрос премьер-министру.
На имя Дмитрия Медведева отправлен депутатский запрос с предложениями и замечаниями.
Коммунисты
в Государственной Думе раскритиковали подготовленную правительством «Стратегию
развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года» и
предложили с учетом замечаний от КПРФ отправить документ на доработку. В
осеннюю сессию, как полагают парламентарии, эта тема (реформирование ЖКХ) будет
одной из ключевых.
Депутаты
Госдумы от КПРФ написали коллективный депутатский запрос за подписью Сергея
Обухова, Валерия Рашкина и Константина Лазарева на имя председателя
правительства РФ Дмитрия Медведева с предложением о необходимости доработки
стратегии развития ЖКХ в РФ до 2020 года. В документе (есть в распоряжении
«Известий») указаны слабые стороны стратегии и предложены конкретные решения
для улучшения работы жилищно-коммунального сектора в России.
Как
указано в документе, депутаты просят правительство доработать проект стратегии,
исходя из своих предложений, и проинформировать Государственную Думу о принятых
решениях.
—
Отдавать этот вопрос на откуп правительства без учета мнения депутатов
Государственной Думы нельзя. И после начала осенней сессии необходимо инициировать
обсуждение — это вопрос жизни и смерти каждой российской семьи и ее выживания.
Не только мы, но и эксперты «Общероссийского народного фронта» тоже увидели
много изъянов в проекте стратегии, мы выступаем за широкое обсуждение данного
документа. Готовы сопоставить предложения наши, от ОНФ и других фракций в
Госдуме и консолидировано продвигать позицию общества, — заявил Сергей Обухов.
Главный
упрек в адрес стратегии со стороны коммунистов вызвал тот факт, что большая
часть ответственности за развитие и обновление отрасли перекладывается с
государства на плечи потребителей услуг и частных инвесторов. Однако, по мнению
членов КПРФ, этот расчет ничем не подкреплен.
—
Мы не согласны с тем, что к 2020 году предполагается резкое сокращение
госфинансирования этой отрасли — а частный капитал и надежда на концессию
(форма договора государственно-частного партнерства. — «Известия») ситуации не
решат. Этим уже в свое время занимался Чубайс, и все кончилось полным фиаско.
Государство и муниципалитеты из этой отрасли не должны уходить ни в коем
случае. И разговоры о том, что нет денег, — это, по сути, вопрос приоритетов
при составлении бюджета. ЖКХ — это та сфера, которая затрагивает каждого жителя
нашей страны, и она должна быть приоритетной, — подчеркивает Сергей Обухов.
Депутаты
предостерегают, что в итоге создается риск монополизации рынка концессий в
сфере ЖКХ компаниями, близкими к региональным и местным элитам, роста
коррупции, вывода капиталов из отрасли. «Что касается населения, то
перекладывание на него большей части расходов на содержание жилищного фонда и
на его модернизацию в условиях значительного износа (не менее 60–70%) вряд ли
может быть эффективным. Граждане просто не смогут профинансировать столь
значительные расходы, при этом их уровень жизни еще больше ухудшится», —
говорится в документе на имя Дмитрия Медведева.
Также
в запросе отмечается, что перенесение бремени расходов на содержание и
модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует реализацию мер по выводу
страны из экономического кризиса, так как ограничивает и без того сократившееся
потребление населения.
Раскритиковали
коммунисты и распределение приоритетов в правительственной стратегии.
По
их мнению, несмотря на масштабные проблемы отрасли — а это и низкое качество
жилищных и коммунальных услуг, и изношенность эксплуатируемых объектов ЖКХ, — в
проекте стратегии в качестве ключевых приоритетов указываются формирование
активных собственников помещений, развитие предпринимательства, а также
повышение энергетической эффективности отрасли.
«Фактически
такое распределение приоритетов говорит о том, что недостатки системы ЖКХ
должны быть устранены за счет повышения активности собственников помещений и
развития частного предпринимательства, при этом государственное участие ни в
текущем содержании, ни в модернизации объектов ЖКХ не гарантировано и не
обозначено в числе существенных условий реализации стратегии», — указывается в
тексте запроса.
Сергей
Обухов также в комментарии «Известиям» подчеркнул, что перечень проблемного
поля не исчерпывается теми целями, которые указаны в стратегии.
—
Если чиновники говорят, что свыше половины граждан потребляют некачественную
воду, и при этом заявляется, что нужно развивать чувство собственника в
качестве стратегической цели, то понятно, что вода в кране от этого лучше не
станет, — возмущается депутат.
В
качестве конкретных мер поддержки отрасли ЖКХ коммунисты предложили включить в
проект стратегии разработку государственного плана модернизации ЖКХ РФ до 2020
года, с распределением приоритетов по годам.
«Данный
государственный план должен предусматривать конкретные количественные и
качественные показатели устранения износа объектов ЖКХ, их модернизации,
технологического перевооружения, мероприятий по ресурсосбережению. Кроме того,
необходимо предусмотреть меры федеральной поддержки с учетом фактической
платежеспособности субъектов Российской Федерации. На уровне региона этот план
должен быть конкретизирован краткосрочным планом модернизации ЖКХ, сроками
модернизации объектов, определять необходимые объемы работ, их предельную
стоимость, источники финансирования», — указано в документе.
Коммунисты
также настаивают на установлении нормативов госфинансирования сферы ЖКХ «в
абсолютных цифрах и в соотношении с частным финансированием (платежи населения,
частные инвестиции), а также в соотношении с потребностями отрасли в средствах
на содержание и на модернизацию объектов ЖКХ, их технологическое
перевооружение».
Еще
один предложенный пункт доработки стратегии гласит о создании всероссийского
общественного наблюдательного совета по вопросам развития ЖКХ, с включением в
него представителей всех политических сил, в том числе оппозиционных, а также
независимых экспертов.
«Мы
выступаем против концентрации общественного контроля в отрасли только на
площадках, близких к власти, в том числе специально созданных ею для имитации
общественного контроля. Полагаем необходимым создание сети площадок на базе
общественного наблюдательного совета, с независимым мониторингом и экспертизой
краткосрочных планов модернизации в каждом субъекте Российской Федерации», —
говорится в депутатском запросе
Директор
Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов говорит, что
депутатский запрос своевременен, показывает ключевые проблемы ЖКХ.
—
Хотим мы того или нет, но ЖКХ требует масштабных вложений (около 500 млрд
рублей ежегодно). Откладывая их, мы берем в долг у будущего. Но отдавать этот
долг рано или поздно придется, причем с каждым годом он растет, — считает
Николай Миронов. — Все эти проблемы говорят о главном: отрасль не поднять, не
модернизировать без государственного финансирования. Население не сможет
профинансировать модернизацию столь изношенного фонда ЖКХ, особенно в условиях
кризиса. Тем более, что средства нужны здесь и сейчас, но чтобы собрать нужную
сумму с населения, нужны десятки лет.
Эксперт
полагает, что уповать на частные инвестиции — утопия, коммерциализация ЖКХ
приводит только к ухудшению качества оказываемых услуг и совершенно не решает
проблему капиталовложений.
—
Государству нужно понять, что бюджетные вложения в ЖКХ (в котором годовой
оборот составляет 5,7% ВВП) дадут толчок развитию сразу нескольких отраслей
экономики. Плюс снизится нагрузка на производственную сферу и на семейные
бюджеты, что просто жизненно необходимо сейчас, когда исчерпаны резервы для
наращивания потребления. А без него нам из кризиса не выйти, — подчеркнул он.
Николай
Миронов также говорит, что износ коммунальной инфраструктуры составляет порядка
70% и с каждым годом усиливается. Связано это с хроническим недофинансированием
отрасли. В ней последние 20 лет только латали дыры, не делая нужных
капиталовложений. В результате недоинвестирования приходится больше платить за
текущее содержание объектов ЖКХ, потому что они в изношенном состоянии требуют
больше расходов. В итоге колоссальные средства, заплаченные населением,
государством, уходят в никуда, оставляя проблему нерешенной.
—
Если предложенные депутатами КПРФ изменения будут использованы, то есть шанс за
короткий промежуток времени значительно обновить жилищно-коммунальный фонд в
стране, — уверен Миронов.
По ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы на модернизацию коммунальной инфраструктуры было предусмотрено 24,5 млрд рублей бюджетных вложений, в том числе федеральных — 10,4 млрд, региональных и местных — 14,2 млрд рублей. Эти средства, рассчитанные на 4 года, составляют менее 5% от ежегодных инвестиционных потребностей отрасли ЖКХ. Еще часть средств выделяется по госпрограмме, однако они крайне незначительны — из федерального бюджета 12,7 млрд рублей в 2015 году и в 2016-м — 314 млн рублей. После 2016 года в программе вложения не предусмотрены. Еще некоторую часть расходов отрасли финансируют регионы. Всё остальное — а это более 90% финансовых потребностей для модернизации ЖКХ — должны покрывать частные инвестиции и граждане.