Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

И.И. Никитчук: Ложка дегтя в бочке меда или почему боровшиеся за воссоединение Крыма с Россией патриоты до сих пор не реабилитированы?

2015-06-18 12:04
И.И. Никитчук, депутат Государственной Думы ФС РФ

В украинский период своей истории отношение киевских властей к Крыму было не самым лучшим.

Политические репрессии на Украине (в Крыму) в период с 24 августа 1991 г. по 18 марта 2014 г. приобрели чрезвычайный размах. Недаром Генеральную прокуратуру жители Украины за политические расправы прозвали «ГПУ», т.к. при новой власти прокуратура превратилась в орудие репрессий. Власти новой Украины пытались решать вопросы политической жизни страны силовыми методами, путем преследования инакомыслия. В Крыму сознательно и повсеместно ограничивали права на свободу собраний, свободу выражения мнения по политическим вопросам, свободу слова. Так, например, в Армянске в 2005 году осудили жителей Крыма, которые перекрыли дорогу агитационному «оранжевому» автопоезду «Дружба», отказываясь впустить его на полуостров. Крымчанам инкриминировалась «организация хулиганских действий, повлекшая перекрытие дороги». В тоже время ни один из «оранжевых» политиков и активистов, блокировавших государственные учреждения, в том числе здание правительства, никогда не был привлечен к уголовной ответственности. Таким образом, политическая подоплека данных действий украинских властей в Крыму была очевидна.

В постсоветский (украинский) период все стратегические отрасли экономики республики, инфраструктура и социальная сфера с каждым годом неуклонно приходили во всё больший упадок. Местную экономику эксплуатировали на износ, практически ничего не вкладывая в её развитие. «Незалежную» Украину интересовали лишь те сферы, которые приносили быстрый и значительный доход. В итоге жители Крыма стали воспринимать политику Киева и связанного с украинской властью бизнеса как разновидность ресурсного «паразитизма». Ежегодно украинский госбюджет выкачивал из крымской экономики немалые, по местным меркам, суммы, не вкладывая почти ничего в развитие полуострова. Перспективы Крыма в такой логике были откровенно безрадостными: постепенное окончательное разрушение остатков советской инфраструктуры и скатывание местной экономики к беспорядочному варварскому курортному бизнесу.

Историческая справедливость восторжествовала, территория Республики Крым вновь обрела российский статус. «Крымская весна» всколыхнула все российское общество, возродив уже подзабытый дух патриотизма. Но, на общем фоне откровенно безнравственным выглядит отношение к патриотам-крымчанам, способствовавшим воссоединению Крыма с материковой частью России. Пошел второй год после возвращения Крыма в состав Российской Федерации, а «воз - и ныне там».

По мнению представителей украинской прокуратуры вина общественных активистов В.Подьячего и С.Клюева состояла лишь в том, что они обнародовали своё обращение к средствам массовой информации и общественности Крыма, заявив в нём, что согласно Всекрымскому референдуму 1991 года, Крымская АССР являлась субъектом Союзного государства, правопреемником которой стала Российская Федерация. Исходя их этого, В.Подьячий и С.Клюев публично заявили о том, что Автономная Республики Крым теперь имеет право стать субъектом Российской Федерации. Дословно этот текст звучал следующим образом: «Для того чтобы предотвратить драматические для жителей полуострова события крымский парламент незамедлительно должен имплементировать результаты референдума 20 января 1991 года, для чего отменить Конституцию АРК 1998 года, как противоречащую волеизъявлению крымского народа, и принять Декларацию о воссоединении Крыма с Россией. Затем объявить полуостров территорией, находящейся под юрисдикцией РФ, а также убрать оккупационную символику со здания Верховного Совета Крыма и обязать все местные органы власти в Крыму и другие подведомственные им учреждения вывесить государственные флаги России».

После воссоединения Крыма с Россией вместо реабилитации и вручения медалей «За заслуги перед Отечеством» Подьячий и Клюев вынуждены продолжать жить с украинским ярлыком «сепаратист» уже … под российской юрисдикцией на российской территории в российском Крыму. Это ли не позор для российской власти?

До сих пор в правящей элите Крыма остаются противники того, чтобы были реабилитированы активисты движения "Севастополь - Крым - Россия" Подьячий и Клюев, которых во времена правления «оранжевых» чиновников осудили за сепаратизм. Т.е. Подьячему и Клюеву остается …признать (!) правомерность решения украинского суда и ждать окончания условных сроков приговора.

По моему глубокому убеждению, историческим долгом Российской Федерации является реабилитация тех, кто на протяжении многих лет добивался восстановления исторической справедливости и боролся за воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Более того, Россия в начале 90-х годов прошлого столетия юридически подтвердила свой суверенитет над полуостровом Крым. Так Верховный Совет Российской Федерации 21 мая 1992 года принял Постановление №2809-1 «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г.». Этим правовым актом Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» признавалось как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры, и, соответственно, не имеющим юридической силы с момента принятия. Верховный Совет Российской Федерации принял также и Постановление №5359-1 от 9 июля 1993 года «О статусе города Севастополя». Таким образом был юридически подтверждён российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года.

В течение последних месяцев группой депутатов Государственной Думы по моей инициативе разрабатывался законопроект (в ответ на обращение активистов общественного движения Крымского Союза российских соотечественников им. А.Невского), направленный на восстановление прав борцов за воссоединение Крыма с Российской Федерацией. В российском законодательстве отсутствует правовой механизм реабилитации политических осужденных по приговору властей иностранного государства (Украины). П. 34- 35 ст. 5 УПК РФ гласит: «реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда; реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием». Тем не менее, данные положения не могут быть применимы к осужденным по политическим мотивам гражданам РФ, т.к. они были осуждены иностранной судебной системой, по УК другого государства – Украины.

Согласно п. 19 ст. 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ (ред. от 31.12.2014) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015): «Вступившие в законную силу постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, которые рассматривались в кассационном порядке в соответствующем кассационном суде, действующем на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, не подлежат обжалованию в Верховный Суд Российской Федерации и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации». Значит, исключений для пересмотра указанных выше решений российскими судами по действующему законодательству не предусмотрено.

В силу этого к нам поступают обращения от жителей Республики Крым, которые не хотят мириться с такой несправедливостью, и желающих восполнить правовой пробел в российском законодательстве.

Совершенно очевидно, что российским парламентариям необходимо содействовать реабилитации тех граждан, которые отстаивали российский статус Крыма, защитить их честь и достоинство, вернуть им доброе имя, на что и направлен данный законопроект. К тому же в период с 24 августа 1991 г. по 18 марта 2014 г. административными и судебными органами Украины по политическим мотивам преследовались и другие (помимо обозначенных выше лидеров Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия») пророссийские общественные активисты. Среди них: В.Мордашов,А.Ткаченко, Т.Климковецкая,С.Сейтмеметов, которые преследовались по уголовному делу о «сепаратизме»; Ю.Мешков - первый всенародно избранный Президент Республики Крым, незаконно отстранённый от власти «оранжистским» режимом и дважды депортированный из Крыма;А.Данилов, А.Караваев, А.Марета, Д.Соловьев, С.Толмачев, Т.Меньшикова, В.Бебнев, которые были привлечены по уголовному делу за сопротивление военнослужащим ВМС Украины, незаконно пытавшимся установить табличку в честь поднятия украинского флага на кораблях Черноморского флота; В.Тюнин, который привлекался по уголовному делу за критику СБУ и нелегитимного меджлиса; В.Храмов, казачий атаман, депортированный из Крыма за свою общественную деятельность; О.Бондаренко, - журналист-правозащитник, лишенный гражданства Украины и депортированный в РФ за «подрывную деятельность против Украины»; А.Добычин, который был депортирован из Крыма за акцию молодёжной организации «Прорыв», «Перекопать Перекоп», а также иные патриотически настроенные граждане полуострова Крым.

Разработанный нами законопроект направлен на то, чтобы способствовать реабилитации, как жертв политических репрессий, тех, кто боролся за возвращение Крыма в состав России.

Суть нашего закона заключается в следующем.

«Внести в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 1, ст. 21; Российская газета, 1993, 15 октября; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2011, № 49 (ч. 1), ст. 7039) следующие изменения:

1. Текст преамбулы изложить в следующей редакции:

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. После принятиявнеочередной сессией Верховного Совета УССР 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины и вплоть до воссоединения территории республики Крым с Россией 18 марта 2014 года в результате подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, жители полуострова так же подверглись репрессиям со стороны украинских властей за свои политические убеждения.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа, а также преследование властями независимой Украины жителей Республики Крым, как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации в ее настоящих границах с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба»;

2. Абзац второй и третий статьи 2 изложить в следующей редакции:

«на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации в ее настоящих границах с 25 октября (7ноября) 1917 года;

на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам), а также судебными и административными органами независимой Украины

3. Пункт б) статьи 3 изложить в следующей редакции:

«б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции, а также судебных и административных органов независимой Украины;»;

4. Дополнить статью 5 пунктом е) следующего содержания:

«е) призывы и действия, направленные на воссоединение территории Республики Крым с Российской Федерацией».

Принятие данного законопроекта позволит восстановить доброе имя патриотов России, боровшихся за возращение Крыма в лоно России.