Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Д.Н. Вороненков: Мединскому неплохо было бы познакомиться с опытом деятельности Министерства культуры СССР и РСФСР

2014-12-16 17:18
Пресс-служба депутата Государственной Думы Д.Н. Вороненкова

16 декабря с отчетом на «правительственном часе» в Государственной Думе выступил министр культуры РФ В.Р. Мединский. Позицию фракции КПРФ по обсуждаемым вопросам изложил на заседании депутат Д.Н. Вороненков. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

- Два с половиной года назад, когда господин Мединский утверждался на пост министра культуры, он был рекомендован нам как энергичный управленец с хорошим потенциалом. Мы надеялись, что Владимир Ростиславович – молодой человек, успешный писатель и бизнесмен, не только легко наладит контакт с деятелями культуры, но и проведёт давно необходимые реформы. Речь шла и продолжает идти о чрезвычайно важной миссии – о формировании в России новой культурной политики.

За прошедшее время с именем министра культуры было связано много громких скандалов, которых он, будучи специалистом в области связей с общественностью, безусловно, должен был избежать. Конечно, можно назвать фантазиями многочисленные передергивания фактов в его книгах, гиперболой - идею о лишней хромосоме у русских и эпатажем ряд других публичных высказываний. В конце концов, это список подвигов Мединского-писателя. А как выяснилось на прошлой неделе, Мединский – писатель и Мединский-министр – разные люди.

Нам могут возразить: зато он – патриот. Но человека, назвавшего «детскими сказочками» наш старейший летописный источник - «Повесть временных лет»,  считать патриотом сложно.

Актуализируя слова Салтыкова-Щедрина: когда много говорят о патриотизме, нужно проводить аудит. И итоги аудита Минкультуры – по материалам открытых источников - настораживают.

Минкультуры размещает на сайте госзакупок десятки тендеров с огромными суммами. Например, тендер на «анализ и экспертизу документов и сведений», или на «оказание услуг по проведению статистических наблюдений», на «актуализацию и поддержку отраслевых баз данных, поддержку отраслевых систем управления». Выигрывают их сомнительные ООО-шки с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Без комментариев, как говорится.

При этом, щедро расходуя средства на разные виды «мониторинга развития отрасли», Минкультуры самой отрасли денег не даёт. В этом году деньги подведомственным учреждениям были перечислены только в марте. Что это значит? Да то, что в течение двух месяцев зарплату людям было платить нечем.

Почему то сокращаются сметы всемирно известных фестивалей и биеннале. Например, на сайте Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова указано: «В связи с сокращением финансирования Министерством культуры» такие-то спектакли отменены. И это Чеховский фестиваль – один из крупнейших в Европе театральных смотров.

Коллеги, мы с Вами приняли в первом чтении редакцию закона о ввозе/вывозе культурных ценностей. На рабочей группе мы задали Минкультуры простой вопрос: где реестр особо ценных объектов, не подлежащих вывозу из страны? Нам отвечают – нет такого. А между тем, конкурс на формирование реестра был объявлен еще год назад! Сумма контракта – более 175 миллионов рублей.  И номер контракта есть, только результатов мы до сих пор не увидели, даже промежуточных.

По сравнению с предыдущими годами произошло заметное уменьшение доли российского кино в прокате: из 350 фильмов, шедших в наших кинотеатрах,  всего 59  были российскими.

При этом кассу обычно делают фильмы-события, а их набралось всего 3 от силы 5. Хотя государство тратит на кинематограф огромные деньги. В прокате окупилось лишь 10 фильмов из 59. Остальные не оправдали себя. Почему?

Ответ прост: из-за крайне низкого качества той кинематографической продукции, производство которой финансирует Министерство культуры. И если подобная продукция имеет патриотический характер, это не просто пустая трата денег. Это дискредитирует саму патриотическую идею, и дискредитирует государство, которое сегодня становится главным игроком в кинематографической сфере. Наше кино идет сегодня вперед с головой, повернутой назад.

Год назад Президент России поддержал кинопроект, предложенный Руководителем нашей фракции Г.А. Зюгановым «Пионеры – герои ВОВ». Но,  к сожалению, он до сих пор не реализован.

У нас ощущается гигантская нехватка фильмов на современную тему. Молодые люди не могут через кино узнать, как устроена наша жизнь сегодня, какой она должна быть завтра, получить модель своей будущей жизни. Советская власть активно занималась развитием личности и молодежным воспитанием.  Без телевидения невозможно сегодня сделать что-то полезное и важное для развития подросткового сознания. Столь многогранно было советское кино, известное всему миру, что до сих пор эти фильмы собирают у экранов три, а то и четыре поколения зрителей! И хочется спросить министра культуры: почему не производится ничего современного,  той же художественной и нравственной ценности?

Если выйти за рамки кинематографа, положение у нас в культурной политике не многим лучше: исчезает население, способное смотреть интеллектуальное кино, читать сложные книги, воспринимать классическую музыку. За 15 лет посещение консерватории упало в 8 раз. Большинство наших граждан по опросам читают одну книгу в год! И это Россия, которая при советской власти была самой читающей страной в мире!

В такой ситуации нам остается только радоваться, что в год культуры в РФ, Министерство передумало вносить свой вариант Закона о культуре, под шквалом критики профильного комитета Госдумы признав его несостоятельным. Стоит ли говорить о том, что это 300 страниц напрасного, компилятивного и некомпетентного труда.

В отечественной истории культуры можно найти немало положительных примеров. В частности, это касается развития культуры и искусства регионов. Про них в сегодняшнем министерстве, похоже, совсем уже забыли.

Наша фракция  считает, что Владимиру Ростиславовичу неплохо было бы познакомиться с опытом деятельности Министерства культуры СССР и РСФСР. Именно тогда наша страна стала и читающей, и театральной, и музыкальной, и музейной державой.