18 ноября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат Д.Н. Вороненков.
- Уважаемые коллеги!
Украина сегодня – это не только трагедия братского нам народа. Это урок всем нам! Вот что происходит с молодежью, которая целенаправленно в течение многих лет подвергается определенному воздействию. Через СМИ, фильмы, песни, школу, бытовое поведение окружающих. 25 лет несколько поколений молодых людей воспитывались в антироссийском и русофобском духе. Результат мы видим.
Украина – это жесткий ответ самой жизни тем, кто вместе с официальной идеологией выкинул на свалку тезис о необходимости государственной политики в области воспитания.
Какую воспитательную систему мы сформировали и продолжаем формировать. И вообще, сформировали хоть какую-нибудь, в противовес советской?
Можно долго обсуждать достоинства и идеологические недостатки октябрятской, пионерской и комсомольской организаций, но они определенно занимались именно воспитанием, которое академик Иван Павлов определил, как «механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции».
Академик Владимир Бехтерев считал, что «если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность».
Воспитание – это то, что входит в плоть и кровь человека, что называется, с молоком матери. Это то, что остается у нас навсегда. Даже когда забыто образование. Ведь академик Павлов абсолютно прав: оно необходимо нам для «сохранения исторической памяти». Нашей, российской популяции.
Международный коллектив ученых, провел пару лет назад исследование ценностных предпочтений, духовных ориентиров. Граждане разных стран отвечали на пять вопросов. Ценности такие: власть и богатство, личные достижения, самостоятельность, комфортность и традиции. И среди всех опрошенных наши соотечественники чаще всего на первое место ставили власть и богатство. Власть и богатство – это что? наши духовные скрепы? Почему же так? Почему мы на первое место ставим выживание, а не самовыражение? Не любовь, а деньги! Ведь мы живем не в голодное время.
Похоже, мы не так воспитываем, у многих наших молодых людей сбита ценностная ориентация. На это обратил внимание Президент в своем прошлогоднем послании. Он сказал:
«Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».
А откуда они возьмутся? Школа и вузы должны воспитывать личность. Но в законе «Об образовании в Российской Федерации» о воспитании упоминается вскользь и весьма декларативно. Даже отдельной статьи на этот счет нет. О многом есть. А о воспитании нет.
Почему так произошло? Да потому, что нас в свое время убедили, что образование – это образовательные стандарты, ЕГЭ. А воспитание – это попутно. Мол, даем знания, профессию – значит, и воспитываем. Вот и получаем не образование, а «образованщину».
Сорок лет назад было опубликовано эссе Александра Солженицына «Образованщина», которое сильно возмутило интеллигенцию самой постановкой вопроса о том, что она может быть очень образованной, но безнравственной.
Когда образование есть, а воспитания нет, то и взгляд на Родину становится иным. Мы все любим свою страну, но по-разному. И чем более человек образован, чем выше его интеллектуальный уровень, тем более конкретные формы принимает его любовь. А если он при этом лишен определенных нравственных понятий, не воспитан в соответствующих традициях и формах - реперные точки его любви к Родине становятся совсем хищническими. И молодой гражданин начинает смотреть на свою страну, как на дойную корову, а на свой народ - как на стадо. Не зря по социологическим опросам все большее число выпускников вузов не связывает свое будущее со своей Родиной.
Любовь к Родине, связанная с осознанием «личного выживания» как основной человеческой ценности, несколько противостоит любви конкретной, которая основной ценностью считает возможность нравственного самовыражения. И этот выбор любви к Родине не связан с материальным положением человека, он связан с интеллектом и ценностной ориентацией.
А ценности не бывают западными, или восточными. Они бывают просто человеческими: любовь, семья, образование, наука или искусство, спорт или простое любование природой - все это ценно для личности. И, в конце концов, с развитием этой самой личности, самовыражение, становится для нее ценнее простого выживания, которое навязывает нам общество потребления. Такова вся логика развития человека, таков закон природы. Таковы общечеловеческие «духовные скрепы».
И мы непременно к этому придем, иначе не бывает, надо только приложить определенные усилия. И начать со своих собственных детей и внуков. А еще лучше - с самого себя!