Депутаты Госдумы фракции КПРФ В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов и А.Д. Куликов направили депутатский запрос генеральному прокурору Ю.Я. Чайке по вопросу эмиссии бумаг военного займа Украины Сбербанком России и банком ВТБ-ПАТ «ВТБ Банка».
Уважаемый Юрий Яковлевич!
На официальном сайте Министерства финансов Украины 30 мая 2014г. была опубликована информация о «Постановлении Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2014 № 101 «О выпуске облигаций внутреннего государственного займа «Военные облигации», в рамках которого предусмотрено размещение облигаций внутреннего государственного займа «Военные облигации» с целью обеспечения привлечения дополнительных средств для финансирования потребностей Вооруженных Сил Украины».
(Ссылка на информацию в сети Интернет
http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=399568&cat_id=53608)
По информации Минфина Украины, список первичных дилеров эмиссии бумаг военного займа состоит из 17 банковских институтов. Недоумение и обеспокоенность вызывает присутствие в указанном списке прайм-дилеров дочерних подразделений крупнейший российских государственных банков. Под номером 6 значится дочерняя организация Сбербанка России на Украине – АТ «СБЕРБАНК РОСІЇ». Под номером 10 указана украинская «дочка» второго по величине активов российского банка ВТБ – ПАТ «ВТБ Банк».
По сути дела, речь идёт о проведение целевого государственного займа органами государственной власти Украины в национальной валюте с целью привлечения заёмных ресурсов для финансирования вооружённых сил Украины и регулярных войск. Принимая во внимание всю тяжесть сложившейся на юго-востоке Украины ситуации, глубину раскола украинского общества, масштабы политического кризиса и фактически начавшуюся гражданскую войну, речь идёт об осуществлении займа Минфином для финансирования пресловутой антитеррористической операции и силового подавления сил народного сопротивления на территории Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР, соответственно).
Правительство Украины привлекает средства на долговом рынке с целью финансирования пресловутой карательной операции в отношении мирных жителей ДНР и ЛНР, отказавшихся признать легитимность состоявшихся на Украине выборов, а также русофобский, профашистский курс украинских властей.
Согласно официальным данным кредитных организаций, АТ «СБЕРБАНК РОСІЇ» и ПАТ «ВТБ Банк» являются дочерними организациями двух крупнейших российских банков. В свою очередь, Сбербанк России и ВТБ являются кредитными организациями, в которых Российская Федерация как государство имеет контрольный пакет акций и является крупнейшим (мажоритарным) акционером. Согласно официальной отчётности обоих банков, Сбербанк России принадлежит Центральному Банку России (50% плюс одна акция), а в акционерном капитале банка ВТБ 60,93% принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Дочерние организации двух крупнейших российских банков с контрольным участием государства в структуре акционерного капитала фактически выступили в качестве распространителей облигаций «Военного займа» Украины, призванного обеспечить привлечение средств для финансирования вооружённых сил Украины. В том числе, для финансирования карательной операции на юго-востоке Украины на территории Донецкой и Луганской областей.
В информационном письме, опубликованном на сайте Министерства финансов Украины сообщается, что размещение бумаг «Военного займа» «является призывом к сообществу по объединению усилий, желаний и намерений присоединиться к решению общенациональных задач и оказать финансовую помощь отечественным Вооруженным Силам с целью повышения их боеготовности и укрепления обороноспособности государства».
Другими словами, речь идёт о добровольном и осознанном согласии дочерних организаций Сбербанка и ВТБ участвовать в размещении целевого военного займа, а также желании руководства указанных кредитных организаций в меру своих возможностей способствовать привлечению заёмных средств Правительством Украины для финансирования карательной операции на территории Донецкой и Луганской областей. В обязанности АТ «СБЕРБАНК РОСІЇ» и ПАТ «ВТБ Банк» входит содействие размещению военного целевого займа среди инвесторов и оказание помощи Минфину Украины в обеспечении финансирования вооружённых сил Украины. Причём, если вышеуказанная публикация документов Правительства Украины является официальным документом, а не фальшивкой, то участие кредитных организаций в качестве первичных дилеров «Военного займа» является абсолютно добровольным и осознанным.
По информации Минфина Украины, по состоянию на 16 июня 2014г. было осуществлено несколько траншей размещения облигаций «Военного займа». Согласно опубликованной информации, за период с 21 мая по 16 июня 2014г. Минфин Украины сумел реализовать через первичных дилеров «казначейских обязательств на сумму более 16,8 млн. гривен, которые были поступили в бюджет и были направлены на удовлетворение насущных потребностей украинского войска».
Минфин Украины подтвердил информацию, что размещение облигаций «Военного займа» осуществляется весьма успешно, а первичные дилеры справляются со взятыми на себя обязательствами. Насколько можно судить, АТ «СБЕРБАНК РОСІЇ» и ПАТ «ВТБ Банк», принадлежащие Сбербанку России и ВТБ, также самым активным образом участвуют в оказании помощи в финансировании вооружённых сил Украины и карательных операций на юго-востоке Украины. По крайней мере, Минфин Украины не предоставил информации, что какой-либо из банков, заявленных в качестве первичных дилеров, отказался в осуществлении взятых на себя обязательств и не стал участвовать в сборе средств на военные нужды властей Украины.
Считаем недопустимой ситуацию, при которой дочерние банки двух крупнейших государственных банков России (Сбербанк и ВТБ) осуществляют прямую и косвенную финансовую поддержку карательных операций властей Украины по отношению к мирному населению юго-восточных областей Украины. Государственные банки России должны выступать проводниками финансовой и денежно-кредитной политики государства. А в своих операциях за пределами России учитывать государственные интересы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации.
Руководство Сбербанка России и ВТБ несёт, по нашему мнению, полную ответственность за действия руководителей своих украинских дочерних организаций. Ответственность за подобного рода действия дочерних организаций крупнейших российских государственных банков несёт и Центральный Банк России, который исполняет функции финансового мега - регулятора, осуществляя банковское регулирование и надзор. Более того, Центральный Банк России является крупнейшим акционером Сбербанка России, что увеличивает степень его ответственности как мажоритарного акционера крупнейшего в России банка и накладывает дополнительные обязательства за деятельности Сбербанка. Даже в том случае, если речь идёт о подразделениях Сбербанка, функционирующих на Украине.
Полагаем, что подобного рода действия тем более недопустимы в ситуации, когда происходит обострение отношений России со странами-членами блока НАТО. Хорошо известен пример действий двух крупнейших международных платёжных систем -Visa и MasterCard: их дочерние структуры на территории России, формально осуществляя свою деятельность в рамках российской юрисдикции и нормативно-правового поля, получив распоряжения из головного офиса в США и от Посольства США в Москве, отказались обслуживать целый ряд кредитных организаций (в частности, Банк Россия) и их клиентов, прекратив осуществление расчётов и платежей. Это является демонстрацией экстерриториального, глобального характера санкций США и стран-членов ЕС по отношению к России и российской юрисдикции.
Аналогичный контроль за деятельностью своих дочерних организаций на территории Украины (и не только Украины) должны осуществлять Сбербанк и ВТБ, а также другие банки с государственным участием. Деятельность принадлежащих государству банков, в том числе и за пределами России на территории третьих стран, должна учитывать не только коммерческие интересы самой организации, но также государственные интересы России и вопросы национальной безопасности Российской Федерации и её граждан.
Содействие органам государственной власти Украины в деле размещения «Военного займа» видится тем более недопустимым и неприемлемым как в ситуации гражданской войны и проведения карательной операции против русскоязычного населения юго-востока Украины, так и в ситуации, когда уже имели место факты незаконного пересечения государственной границы России боевой техникой вооружённых сил Украины.
Такого рода действия руководства Сбербанка России и ВТБ, а также финансового мегарегулятора в лице Центрального Банка России, призванного осуществлять банковское регулирование и надзор, в соответствии со статьёй 275 Уголовного Кодекса РФ могут быть квалифицированы как государственная измена.
А именно, «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». Именно финансовая помощь иностранному государству оказывалась дочерними организациями двух крупнейших российских государственных банков.
Такого рода действия выглядят тем более недопустимыми в свете заявлений Президента Украины Петра Порошенко о том, что он не признает присоединение Крыма и города Севастополя к территории России и будет предпринимать меры (в том числе военно-силового характера) по возвращению этих территорий в состав Украины. Иначе как посягательством на территориальную целостность Российской Федерации и угрозу государственным интересам и суверенитету такого рода заявления воспринимать невозможно. Осуществление помощи дочерними организациями Сбербанка и ВТБ на Украине в деле размещения целевого военного займа Минфина Украины рассматриваются нами как оказание финансовой и иной помощи крайне враждебно настроенному по отношению к России государству, чьи действия направлены против безопасности России, её территориальной целостности и безопасности граждан.
Кроме того, указанные действия украинских «дочек» Сбербанка и ВТБ в соответствии со статьёй 205.1 Уголовного Кодекса РФ можно рассматривать как «Содействие террористической деятельности». В соответствии с указанной статьёй УК РФ, «под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений».
Указанные действия, с нашей точки зрения, подпадают под действие статьи 205.1 Уголовного Кодекса РФ. Эти действия вполне могут быть квалифицированы как «предоставление или сбор средств, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений».
На основании статей 7, 14 и 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», просим Вас провести проверку по факту участия дочерних организаций Сбербанка и ВТБ на Украине в размещении и распространении облигаций «Военного займа» Министерства Финансов Украины, а также пособничестве в финансировании карательных операций ополчения и русскоязычного населения юго-востока Украины и принять соответствующие меры прокурорского реагирования.
О результатах рассмотрения и принятых решениях просим проинформировать Государственную Думу ФС РФ и авторов обращения.
С уважением, В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, А.Д. Куликов.