Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

«Единороссы» «откосили» от службы. Обсуждение законопроектов КПРФ в Госдуме

2014-02-12 09:41
Пресс-служба фракции КПРФ

11 февраля на пленарном заседании Государственной Думы рассматривались два законопроекта, внесённых депутатом фракции КПРФ Александром Тарнаевым.

Он выступил с законодательной инициативой о внесении в ряд Федеральных конституционных законов и Федеральных законов Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных и муниципальных органов.

В своём докладе автор законопроектов рассказал, что за два года работы в Комитете Государственной Думы по обороне, вникая в вопросы подготовки молодёжи к военной службе, он с коллегами по фракции и комитету поняли, что по большому счету никто этим всерьёз не занимается. В Вооружённые Силы попадает молодёжь со слабым здоровьем, не имеющая среднего образования, даже хронические алкоголики, наркоманы, лица с психическими отклонениями, с криминальным прошлым. На дворе XXI век, а в армию призывают много неграмотных людей. И в то же время каждый год четверть миллиона молодых парней стараются увильнуть от военной службы.

Во время нескольких встреч депутатов с руководством Минобороны генералы неоднократно предъявляли претензии Госдуме, что она не помогает им бороться с так называемыми «уклонистами», то есть призывниками, любыми способами избегающими призыва в армию.

В связи с этим А.Тарнаевым были разработаны и внесены в Госдуму эти законопроекты. Их содержание сводится к простой формуле: мужчина, не прошедший военную службу и не имевший предусмотренных законодательством оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, не может быть президентом, премьером, министром, депутатом Госдумы и других законодательных органов, членом Совета Федерации, сотрудником ФСБ и МВД, состоять на иной государственной и муниципальной службе.

Гражданин же, прошедший военную службу, имеет право на занятие высших должностей в исполнительной и законодательной власти, а также на работу в государственных и муниципальных структурах. Более того, он получает преимущество при поступлении на работу в эти структуры в конкурсном отборе (при прочих равных условиях).

Казалось бы, что тут необычного: человек, на протяжении многих лет (с 18 до 27 лет) увиливавший от призыва на воинскую службу, недостоин выполнять государственные функции, тем более занимать высшие государственные должности. Таким образом государство и его структуры освобождаются от приспособленцев, ловкачей, способных к жульничеству и совершению преступлений, и других непатриотичных людей.

Это повысит качество подбора кандидатов для работы в государственных и муниципальных органах.

Это повысит и авторитет военной службы, стимулирует приход в армию более подготовленных граждан.

Но не тут-то было. Представители некоторых министерств и ведомств, в том числе силовых структур и спецслужб, возражают против принятия таких законопроектов, поскольку они якобы не смогут осуществлять набор высококвалифицированных специалистов. Спрашивается, каких «профессионалов» можно найти среди «уклонистов» и каких результатов в борьбе с терроризмом, криминалом и коррупцией от них ожидать?

По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, законопроекты Тарнаева «не соответствуют международным договорам РФ, а также общепризнанным принципам и нормам международного права».

В связи с этим депутат обратил внимание на то, что тема «прав человека» уже давно используется для вмешательства во внутренние дела государств, не устраивающих «вершителей мира». В Югославии всё началось с «озабоченности» «мирового сообщества» соблюдением прав человека. А закончилось бомбардировками этих самых «человеков», права которых, по большому счёту, никого из этих «липовых правозащитников» не интересовали. Аналогично – в Ливии, Ираке, Афганистане. Где теперь все эти страны и где там «права человека»? Кто о них сейчас вспоминает?

А уж как сейчас озаботились Евросоюз и США соблюдением прав человека на Украине!

Вывод один: чтобы обеспечить соблюдение прав человека, государство должно обеспечить свою безопасность. А для этого все его граждане должны выполнять свои обязанности, в том числе и по защите Отечества и несению военной службы, предусмотренные Конституцией и российскими законами. Не будет нашего государства - не будет и никаких прав у граждан.

Но Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству считает, что «введение дополнительного квалификационного требования для занятия государственных должностей  в виде службы в Вооруженных силах Российской Федерации не коррелируется с положением  частей 1 и 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, а также равный доступ к государственной службе».

В ответ на это, по мнению депутата, можно сказать следующее:

В статье 59 Конституции РФ чётко указано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Военная служба есть исполнение мужчиной своего долга и обязанности, а поскольку он незаконно уклонился от их выполнения, то и Отечество вправе ограничить свои обязательства перед таким гражданином. Ведь в демократическом государстве нельзя пользоваться правами, не неся при этом никаких обязанностей.

Из чего следует, что интересы обороноспособности и защиты государства преобладают над правами отдельных личностей, и государство вправе принимать ограничительные меры в своих интересах.

Этой же позиции придерживается и Конституционный Суд России, который в своём Постановлении от 07.06.2012 года N 14-П отметил, что «правовое регулирование направлено на защиту таких конституционно значимых ценностей, как обеспечение обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, не может рассматриваться как неоправданное с точки зрения допускаемых Конституцией Российской Федерации ограничений прав и свобод человека и гражданина. Европейский Суд по правам человека в своей практике также исходит из того, что интересы национальной безопасности могут являться законной целью вмешательства в осуществление прав, установленных статьёй 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

То есть в интересах национальной безопасности могут ограничиваться права даже добропорядочных граждан, не нарушающих законов государства.

В предлагаемых же Тарнаевым законопроектах речь идёт о лицах, не исполняющих предусмотренные Конституцией и законами обязанности перед государством.

Если обобщить все мнения, не вдаваясь в подробности словесной казуистики, оппонентов Тарнаева не устраивает то, что к государственной службе не допускаются все (без исключения) граждане мужского пола, не имеющие законных оснований для освобождения или отсрочки от призыва и, тем не менее, увильнувшие от военной службы. «Единая Россия» озаботилась даже судьбой лиц, не призванных на службу в армию якобы «по независящим от них обстоятельствам».

Об этом недавно при обсуждении вопроса о том, может ли человек, без законных оснований не служивший в армии, быть депутатом Госдумы, говорил представитель «Единой России» из Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. По его словам, якобы есть молодые парни, которые сами приходят в военкомат, а им отказывают в призыве. При этом делались ссылки на Дагестан – вроде бы там были такие случаи. Правда, ничего конкретного про эти случаи почему-то неизвестно – кто, когда, кому отказывал в призыве, на каком основании, по какому закону?

Представляете, дважды в год парень получает военкоматовские повестки, приходит на призывной пункт, просит направить его на военную службу, но его не призывают. И так в течение 9-ти лет (с 18 до 27). Можно в это поверить?

Интересно узнать, сможет ли «Единая Россия» назвать хоть одну фамилию призывника, в течение 9 лет не призванного в армию «по независящим от него обстоятельствам».

Где же это он был? На Северном полюсе, в Антарктиде, в тайге, в плену у папуасов? Или состоял в банде, бегал по горам с оружием на Северном Кавказе, а в промежутках забегал в военкомат для призыва?

Не нужно забывать, что у нас ещё есть и альтернативная служба, которая на законных основаниях замещает военную службу. Она предусматривает работу в военных медицинских учреждениях, хозяйственных и других обеспечивающих организациях.

А, может быть, «Единая Россия» вместе с Комитетом по конституционному законодательству уже готовят нам и новую Конституцию, и новое законодательство – по-дагестанскому варианту?

И второй вопрос. Если вдруг такой редкий «непризванный» в течение 9-ти лет экземпляр отыщется, то кто же создал эти «не зависящие от призывника обстоятельства»? И привлечён ли он хоть к какой-нибудь ответственности?

Вряд ли есть ответ на эти вопросы.

На взгляд депутата, за лукавой позицией его оппонентов скрывается желание закрепить уже давно существующее положение, когда сыновья большинства чиновных руководителей и богатых людей, так называемой «элиты», под различными предлогами «косят» от армии, и вместо армейской службы идут в разного рода мэрии, администрации, в законодательные собрания, вплоть до Госдумы, в министры, в полицию, ФСБ и прокуратуру.

И при этом в юридическом смысле они не уклонисты.

Дело в том, что есть не только уклонение от службы после получения повестки, которое является преступлением. Существует и более распространенное уклонение - от получения самой повестки. Способы самые разные: поменять адрес местожительства, выехать за границу на время призыва, просто не открывать дверь работникам военкомата, пришедшим с повесткой, дать взятку военкому и т.д., и т.п. Таких, по данным самого Генштаба, в год набирается до 230 тысяч человек.

Но, по российским законам, в юридическом смысле это не является уклонением от военной службы. И, по логике противников законопроектов, человек, петлявший, как заяц, запутывавший следы, чтобы не получить этот ненавистный листок с повесткой, на законном основании может стать и депутатом, и министром, и премьером, и даже Президентом страны. Не говоря уж о более низших должностях в различных силовых и прочих госструктурах.

Именно в отношении таких ловкачей и призваны сработать предлагаемые депутатом законопроекты.

И именно их защищает правительство в тандеме с «Единой Россией» и некоторыми силовыми структурами.

Это неудивительно. Много ли наших высокопоставленных чиновников, крупных богатеев, а тем более их сыновей, служили в армии? По пальцам перечесть можно. Даже по данным официальной статистики – не более 5%. Среди них на память приходит пример с сыном вице-премьера Шувалова, достойно отслужившим в морской пехоте на Тихоокеанском флоте, и сыновьями некоторых генералов, прошедших военную службу.

Остальная же не служившая стране так называемая «элита» изо всех сил хочет сохранить за собой право из высокого чиновного кресла управлять Россией, а с думской трибуны учить российский народ жизни, уму-разуму и патриотизму.

Но почему ради кучки людей, убежавших от службы в армии, мы не должны принимать эти законы?

Примеры из международной практики показывают, что аналогичные законы применяются в Казахстане, Белоруссии и ряде других стран, заботящихся о своей обороноспособности. Не говоря уже об Израиле, где человек, не отслуживший в армии, не может даже помышлять о государственной службе.

А если взять для примера столь любимую нашей «элитой» Великобританию, то все мужчины в королевской семье считают за честь служить в армии своей страны. Общеизвестно, что принц Гарри воевал в Афганистане вместе со своими войсками.

А наши «принцы», наоборот, бегут в Лондон, чтобы скрыться от службы в российской армии.

О каком патриотизме «элиты» может идти речь?

Парень из простой семьи, из провинции не имеет денег на взятку военкому и уж тем более не имеет возможности мотаться по зарубежью или менять адреса. Да и не привык он бегать от военной службы, поэтому идёт служить в нашу снова ставшую рабоче-крестьянской российскую армию.

Честно и добросовестно отдав свой воинский долг Отечеству, он приходит на «гражданку». Моим законопроектом предлагается предоставить ему преимущественное право поступления на работу в государственных и муниципальных структурах, в том числе и при конкурсном отборе (при прочих равных условиях).

Но, по мнению представителей российских властных структур, человек, уже проявивший себя как патриот, честно и бескорыстно отслуживший в армии, не может иметь никаких преимуществ перед тем, кто бесчестно и трусливо прятался от военной службы.

При этом совершенно игнорируется то, что ратный труд вырабатывает чувство ответственности  за свою страну и её безопасность, способствует формированию характера государственно мыслящего человека. Ведь государственная служба – это сплав знаний, мировоззрения и нравственности. И в её основе должны быть патриотизм, ответственность, служение народу, Отечеству, а не своему карману и своим шкурным интересам.

Именно это должно стоять на первом месте при комплектовании кадров государственных органов и власти на местах. Именно к этому призывает Президент в своих Посланиях, Указах и выступлениях.

Но это на словах – на деле всё выходит ровно наоборот.

Конечно, отметил депутат, есть ряд замечаний и предложений к законопроектам, с которыми можно и нужно согласиться, но эти предлагаемые изменения можно внести при подготовке документов ко второму чтению.

В частности, можно установить, что закон не распространяется на лиц, не прошедших военную службу до его принятия.

А.Тарнаев напомнил, что на прошлой сессии он вносил проект закона, предусматривавший повышение налога с 13 до 20 процентов с лиц, уклонившихся от военной службы. Тогда некоторые коллеги от «Единой России» обосновали его отклонение тем, что налоги – это «священная корова», и менять их нельзя.

Но в конце прошлого года Госдума приняла, а Президент подписал закон о повышении налога с 9 до 30 процентов на дивиденды так называемых «скрывающихся» акционеров. А в середине января этого года замминистра финансов Шаталов заговорил о возможности повышения налогов уже на все дивиденды. Уверен, подчеркнул депутат, что по указке Кремля «Единая Россия» безоговорочно одобрит такой проект, несмотря на свои прежние утверждения, что налоги менять нельзя.

Это ещё раз подтвердит двойные стандарты «партии власти», а также то, что состояние обороны страны «единороссов» не сильно беспокоит. Они и сами не вносят никаких проектов по вопросам укрепления обороноспособности и повышения престижа военной службы, и другим не дают возможности провести такие законопроекты.

Как отметил А.Тарнаев, военно-стратегическое положение страны, многовековой уклад жизни, традиции нашего народа требуют воспитания и поощрения у россиян патриотизма, гордости за своё Отечество, готовности к его защите. Всем здравомыслящим людям ясно, что без сохранения всеобщей воинской обязанности пока не удастся поддерживать высокую обороноспособность нашего государства.

Реально обоснованная численность нашей армии и флота должна быть не менее 1 миллиона человек. В настоящее время укомплектованность личного состава – не более 80-ти процентов. Не хватает около 200 тысяч человек, что сопоставимо с количеством уклонистов.

В настоящее время заметно, какие усилия для укрепления обороноспособности страны и повышения престижа армии прилагают Верховный Главнокомандующий В.Путин, Министр обороны С.Шойгу и Начальник Генштаба В.Герасимов.

Почему же Дума должна находиться в стороне от этого важнейшего государственного дела?

Нужен целый комплекс мер по возрождению российской армии, укреплению её боеспособности, повышению престижа военной службы. И фракция КПРФ уже неоднократно их предлагала. Этому же служат и предложенные депутатом законопроекты.

Их принятие будет способствовать укреплению обороноспособности страны, формированию в обществе высокого авторитета Вооружённых Сил и неодобрительного отношения к лицам, уклоняющимся от призыва на военную службу.

Это будет также содействовать повышению качества отбора кандидатов для работы в органах государственной и муниципальной власти, в правоохранительных и судебных структурах.

Сама жизнь, заявил А.Тарнаев, ставит нам задачу – создать современную боеспособную армию, укомплектованную высококвалифицированными кадрами.

Не выполним эту задачу – не будет ни нас, ни России.

Однако все эти доводы не были восприняты депутатами фракции «Единая Россия».

После доклада состоялась дискуссия, в ходе которой представители этой партии пытались опровергнуть доводы А.Тарнаева. С содокладом выступил член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству «единоросс» Т.К.Агуазаров. Он изложил позицию Комитета, усмотревшего в законопроектах Тарнаева нарушение Конституции, но практически ничем это не обосновавшего.

 В кратких и ярких выступлениях поддержали эти проекты депутаты фракции КПРФ П.Романов, А.Куликов, И.Никитчук, Т.Плетнева, Н.Рябов, В.Федоткин и Н.Харитонов.

В поддержку законопроектов от имени фракции ЛДПР высказался М.Шингаркин.

В заключение А.Тарнаев поблагодарил депутатов, поддержавших его законотворческие инициативы. Он также выразил благодарность содокладчику из Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Т.Агуазарову, который во время дискуссии в своих ответах на вопросы депутатов фактически согласился с большинством положений предложенных Тарнаевым законопроектов, отвергнутых Комитетом по конституционному законодательству и госстроительству.

Результаты голосования таковы: большинство из голосовавших депутатов – 147 человек – поддержало законопроект, 2 проголосовало против. Однако законопроекты не были приняты, поскольку остальные депутаты, главным образом из «Единой России», вообще не выразили своей позиции, уклонившись от голосования.

Получается, что «единороссы» проигнорировали выполнение своей прямой обязанности - голосовать по обсуждавшимся в парламенте вопросам. Тем самым они фактически «откосили» от законодательной работы, подавая пример и оказывая покровительство «уклонистам» от военной службы.

Несмотря на такую позицию «партии власти», Александр Тарнаев вместе со своими соратниками по фракции, Комитету и Госдуме продолжат законотворческую работу по вопросам укрепления обороноспособности страны, повышения авторитета российских Вооружённых Сил, правоохранительных структур, спецслужб, других государственных и муниципальных органов.