Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Раковая опухоль образования или «Полный назад!». Круглый стол фракции КПРФ в Госдуме

2013-12-03 13:47
Оксана Демченко. Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе

В минувшую пятницу в Государственной Думе при ведущей поддержке КПРФ и Фонда Розы Люксембург прошел круглый стол, посвященный основным проблемам образования в современной России.

Инициатором мероприятия выступил первый зампред Комитета по образованию ГД РФ Олег Николаевич Смолин. На повестке дня стоял вопрос о Федеральном Законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 года. Прошло меньше года с момента его принятия, а документ уже не выдерживает строгой и нестрогой критики.

В своем вступительном слове Олег Николаевич четко обозначил основные трудности сегодняшнего положения в образовании. В первую очередь, это приватизация образовательных организаций в любой форме, что ведет к резкому сокращению бюджетного финансирования образовательных учреждений в связи с превращением их в негосударственные.  В результате этого уменьшается число бюджетных мест, которые могли бы занимать по-настоящему талантливые студенты.

Во многих образовательных учреждениях уже сейчас происходит полный передел собственности. Таким образом, детские сады, школы, учреждения среднего специального и высшего специального образования заняты не выполнением своей первостепенной по значимости задачи - приобщения подрастающего поколения к знаниям, а исключительно вопросами собственности и «передела земель».

Планируемое сокращение расходов федерального бюджета 2014 – 2016 гг. на образование совершенно не отвечает стратегическим интересам страны. Экономим сегодня, завтра не останется плодов, которые можно будет пожинать.  Еще ни одна страна не осуществила успешной модернизации при расходах на образование на уровне современных российских затрат – 4% от всего Валового внутреннего продукта.

Кроме того, участники круглого стола выступили против нового стандарта для старшей школы, утвержденного Приказом №413 от 17 мая 2012 г. Согласно ему, старшеклассникам дается право выбора учебных предметов. Таким образом, этот стандарт позволяет окончить школу и получить аттестат, не изучив базовых предметов: физики, химии, биологии. В случае же, если ученик хочет изучать «дополнительные» дисциплины, не вошедшие в минимальный курс, за них придется платить.

Обсуждался и вопрос создания так называемой «Дорожной карты», которая предусматривает увеличение числа учеников в расчете на одного педагога. Это автоматически сократит до 100 тысяч работников образования, заслуженных преподавателей, ратующих за развитие детского потенциала в России. Эта мера совершенно не вписывается в задачу, поставленную Президентом России В.В. Путиным, по созданию дополнительных 25 млн. рабочих мест.

На взгляд участников круглого стола, повышение статуса работника образования должно происходить на фоне наращивания бюджетных вложений, а не за счет увеличения нагрузки и интенсификации труда. В этой связи вспоминается известный анекдот: почему учителя работают на 1,5 ставки? Потому что если 1 ставка – есть нечего, а если 2 – есть некогда!

Не обошлось и без обсуждения вопроса о реформировании Российской академии наук. Ведь проблема состоит не в вопросе собственности, а в том, что закон фактически отнимает у ученых и передает чиновникам власть над самым главным, что есть у Академии – над ее научными институтами. Государственная научно-техническая политика сегодня идеально соответствует уже известной и, можно сказать, «проверенной» на практике формуле: реформы начинаются тогда, когда кончаются деньги. Сегодняшние чиновники с их психологией «распил - откат» будут трудиться не во славу науки, а во славу собственных кошельков, что опять же никоим образом не отвечает интересам страны.

И наконец, одним из важнейших тезисов круглого стола был тезис о недопустимости смены философии самого подхода к образованию в стране. Образование – это не услуга, а стратегический интерес страны, ее интеллектуальный капитал, залог интенсивного развития и создания новых прогрессивных отраслей. А что делается? Мы воспитываем потребителей. Мы строим образовательный рынок, оказываем образовательные услуги. Первостепенной задачей является выработка стратегии, некоторой идеологии сегодняшних реформ, что позволит сформулировать цель движения всех преобразований. Она должна быть направлены на развития человека, всего общества, воспитание творца, а не потребителя.

Однако, как подчеркнул Е.В. Ткаченко – заслуженный деятель науки, министр образования и науки (1992 – 1996 гг.) – «первые версии закона были недостойны и мусорного ведра, теперь хоть читать можно». По его мнению, закон весьма громоздкий, в нем огромное число несоответствий, неточностей в понятийном аппарате, наличие которых приводит порой к абсолютно непредвиденным последствиям во время реализации на практике теоритических выкладок. Падение ракет, крушение самолетов, как бы ни было прискорбно - прямые следствия увеличения количества работников с недостаточной квалификацией. Экономя на одном, мы неизбежно теряем на другом: на качестве обеспечения безопасности граждан – а это уже далеко не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд.

Далее еще один участник встречи - А. С. Трубовский - сказал о том, что «в нашем образовании нет личностей», слова написаны на бумаге, безличной, холодной, не имеющей к реальности никакого отношения. Было еще раз подчеркнуто все несоответствие идей законодателей и методов реализации этих идей. Для того, чтобы что-то получить, нужно сначала что-то заложить в юного гражданина нашей страны. Необходимо обратить внимание на то, для кого пишутся учебники; а пишутся они для детей, которым важен фактор увлекательности, а не сухого изложения фактического материала. Мы воспитываем людей, а не машины – вот что важно помнить каждому чиновнику при составлении законов, и научным деятелям при написании учебников.

Особое внимание на круглом столе было уделено здоровью учащихся. Эта проблема волнует граждан уже не в первом поколении. А так как на сегодняшний момент только каждый 4-5-й ребенок признается полностью здоровым, можно сделать выводы об ухудшении общей ситуации. Дети вынуждены постигать «аврально-героическую ментальность русского народа» уже со школьной скамьи, в силу отсутствия строгого регламента учебного процесса. Так, вместо 9 месяцев стабильной учебы в школе, мы получаем 7 месяцев интенсивной нагрузки, за вычетом сентября и мая, которые уже традиционно стали месяцами «начала/окончания учебного года», где всем не до учебы. И это в корне неверная психология.

С сокращением государственных расходов на образование и науку мы теряем основу той «Великой триады», о которой принято говорить в таких случаях: фундаментальная наука, прикладная наука и подбор кадров. Без наличия прикладной науки окажется не удел и фундаментальная. Основная же особенность фундаментальной науки состоит в необходимости участия государства в ее развитии. Например, в Финляндии люди, желающие получить фундаментальное образование, как правило, едут в страны Северной Америки, по причине невозможности для небольшой страны осуществлять широкомасштабные исследования в области науки и техники.

Наша страна, бесспорно, не может считаться небольшой. Одним из приоритетов развития образования должно стать целевое финансирование фундаментальных исследований и венчурных проектов исследовательских институтов на территории РФ. При поиске максимально эффективных решений зачастую ищутся наименее затратные, но, к сожалению, не самые результативные, во всяком случае, для развития науки. Вот и получается, что процесс «утечки мозгов» провоцируют сами власти.

Еще одной острой проблемой в сфере российского образования было признано полное несоответствие низких стипендий и реальных затрат на обучение. Средняя стипендия на сегодняшний день составляет 1100 рублей, что, по мнению председателя Российского профсоюза студентов Алексея Казака, «только на трамвае покататься». Плата за общежития значительно превышает размеры стипендии. Условия проживания в общежитиях, порой, совершенно не соответствуют никаким стандартам СанПин, а отвечать за это, как всегда, некому. Вполне естественно, что студенты вынуждены учиться в «свободное от работы время», что значительно снижает эффективность обучения.

Касательно заработной платы преподавательского состава ВУЗов, было отмечено, что, зачастую, не жадность вынуждает идти уважаемых людей на взятки, а 7-10 тысяч рублей, которые получают профессора и заведующие кафедрами российских ВУЗов. Если ты преподаватель, то либо умираешь с голоду, либо принимаешь зачетные книжки с вложенными туда купюрами.

В ходе обсуждения поднимался и еще один, не менее важный, вопрос - Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), превращающего демонстрацию знаний и умений ученика в «соревнование родительских кошельков» и «игру из четырех ответов - кто хочет стать миллионером». Необходимо придать ЕГЭ статус «экзамена по выбору», т.е. дать возможность учащемуся выбирать форму отчетности согласно своим предпочтениям и возможностям. Опыт последних лет показал, что далеко не все выпускники школ могут писать тесты в силу личностных склонностей. Особенно данная проблема касается детей с развитым творческим потенциалом, желающих связать свою жизнь с профессиями гуманитарного профиля. Минобразования уже выступил с инициативой введения выпускного сочинения, однако это не коснется выпускников 2014 года, о чем недавно сообщил министр Дмитрий Ливанов.

Итак, что же необходимо для реализации поступающих конструктивных предложений по внесению поправок в закон «Об образовании»:

1. Вернуть льготы дошкольным учреждениям.

2. Вернуть нормальные образовательные стандарты.

3. Вернуться к идее добровольности ЕГЭ.

4. Не сокращать, а увеличивать число бюджетных студентов.

5. Сократить плату за общежития.

Резюмируя содержание выступлений и общий настрой участников «круглого стола», следует сказать следующее:

Сегодня важно осознать направленность реформ. Реформа ради реформы не может приносить позитивных результатов. Нам нужны конкретные идеи и задачи. Главная цель любого законодателя – это не совершенствование красоты слов в предложениях, написанных на бумаге, а помощь в работе системы, направленной на воспитание человека и гражданина. И чем быстрее мы внесем поправки в закон «Об образовании», тем лучше будет для всех.

«Дети! Уйдите из школ - не мешайте реализовывать новый закон об образовании!»… - именно так работают сегодняшние инициаторы и главные реализаторы реформ в сфере российского образования. И пока мы будем действовать по принципу пустого бумагомарательства, мы никогда не станем той державой мирового значения, которой должны быть уже сейчас!