Наверное, немногие обратили внимание на промелькнувшую в прессе информацию о планах развернуть в Югре базу военно-воздушных сил. Однако ветераны бывшего 763-го авиаполка, что располагался когда-то в Мансийском (ныне Югорск-2), не могли пропустить такое известие. Мало того, они обратились к депутату Госдумы и члену комитета по обороне В.Н. Тетёкину с просьбой вынести на обсуждение вопрос о размещении базы на месте бывшего 763-го авиаполка. Обращение подписали старшие офицеры запаса — подполковники: В.А. Арутюнян, Н.Н. Витюк, И.Ф. Сорока и майор В.А. Плакида. Одновременно с этим в редакцию «Северного варианта» поступила просьба взять во внимание данный вопрос. Во исполнение чего мы и попросили нашего давнего знакомого Вячеслава Николаевича Тетёкина прокомментировать ситуацию:
В конце июня 2013 года на заседании Думы ХМАО — Югры я рассказал депутатам о беззащитности русского Севера перед ударами средств воздушно-космического нападения вероятного противника. При этом я опирался на оценки крупных военных, высказанных в ходе нескольких круглых столов, которые проводились мною в Москве в качестве члена комитета Государственной Думы по обороне. Мое выступление было неожиданностью для депутатов ХМАО — Югры, ибо в общественном сознании Западная Сибирь, особенно ее северная часть, воспринимается как нечто бесконечно далекое от военных угроз, от путей, по которым двигались на Россию бесчисленные волны захватчиков.
Между тем, для современных средств воздушно-космического нападения, прежде всего, для крылатых ракет морского и воздушного базирования, в отличие от танков и пехоты, не имеет никакого значения болотистая или лесная местность,
горы или пустыни. Залп 154 крылатых ракет с одной только американской ударной подводной лодки типа «Огайо» из района Карского моря может привести к уничтожению всех ключевых объектов энергетики, добычи и транспортировки нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Тему обороноспособности российского Севера я поднимал задолго до выступления в Думе ХМАО. За год до этого я внес в Государственную Думу предложение направить в Министерство обороны протокольное поручение следующего содержания: «С середины 50-х гг. в г. Ханты-Мансийске дислоцирована отдельная рота радиотехнических войск РФ, осуществляющая контроль воздушного пространства на северном стратегическом направлении, в том числе и на направлении возможного удара крылатыми ракетами с подводных лодок вероятного противника. Местные власти обратились в Министерство обороны с предложением передислоцировать указанную часть. Однако это приведет к значительным расходам. В связи с особым значением данной воинской части для обеспечения безопасности России прошу Комитет ГД по обороне запросить в Главном штабе ВВС информацию о целесообразности перебазирования этой части...».
Тогда единороссовское большинство «зарезало» это предложение. Пришлось обратиться в Министерство обороны с собственным депутатским запросом. Ответ гласил, что никуда указанную роту РТВ военные перебазировать не собираются.
Продолжая изучать тему безопасности северного стратегического направления, а также в ходе поездки в г. Советский я узнал, что в течение многих лет в Югорске-2 был дислоцирован 763-й истребительный авиаполк на лучших в мире перехватчиках МиГ-31. В 1997 году по злой воле тогдашнего начальника Генерального штаба Квашнина этот полк был ликвидирован.
Во времена правления в Министерстве обороны «эффективного менеджера» А.Э. Сердюкова и его «женского батальона смерти» ни о каком восстановлении обороноспособности российского Севера и говорить не приходилось. Многое изменилось после того, как военное ведомство возглавил С.К. Шойгу, а начальником Генштаба стал воевавший (в отличие от его предшественника Н.Е. Макарова) генерал В.В. Герасимов. Не только в Министерстве обороны, но и в высшем руководстве страны ныне признают, что Арктика с ее колоссальными природными ресурсами постепенно превращается в поле столкновения интересов многих государств, причем не только приполярных. А военная сила испокон веков была одним из важных аргументов в такого рода ситуациях.
Год назад единороссы даже слышать не хотели о проблемах какой-то радиотехнической роты в Ханты-Мансийске, далеком от Московской кольцевой автодороги. Сегодня же в прессе появились сообщения о возможности возвращения в Югру истребительной авиации. Но возвращение ВВС требует решения массы вопросов: нужно определить аэродром базирования, систему обнаружения и наведения на цели, организовать тыловое снабжение и социально-бытовое обеспечение военнослужащих.
В сентябре я побывал в Березово, Игриме, Приобье и в Советском. Масштабы ущерба, причиненного в 90-х быстро сменявшимися министрами обороны —
«реформаторами», огромны. Разрушен не только аэродром и гарнизон в Югорске-2. Сегодня на месте части дальней связи в Березово свалка мусора и останки исполинских антенн. На месте штаба радиотехнического батальона «Березово» — малоэтажный микрорайон-новостройка, окружающий руины казарм. От радиотехнической роты обнаружения низколетящих целей в Игриме остался только бетонный остов командного пункта. Еще 20 лет назад эти подразделения, работая совместно, включая ОРЛР «Ханты-Мансийск», обеспечивали единое радиолокационное поле и сопровождали работу в небе югорских перехватчиков.
Все нужно создавать с нуля. Судя по всему, Югорск-2 лучше всего приспособлен для возвращения авиаполка. Гражданские аэродромы Нягань, Урай и Советский заметно уступают в своих возможностях. Здесь уникальны даже природные характеристики — в нескольких километрах (в самом Югорске) может бушевать ненастье, а над аэродромом в Югорске-2 — чистое небо. Но это не все.
Во-первых, в случае базирования подразделений ВВС на гражданских аэродромах они превращаются в аэродромы совместного базирования. Это означает, прежде всего, неизбежный конфликт интересов между гражданскими и военными пользователями. Когда летают военные, график гражданских рейсов нарушается. Взлетно-посадочные полосы в этих аэропортах настелены плитами ПАГ-14, а для военных нужны более прочные ПАГ-18. Реконструкция же полосы — это сотни миллионов рублей расходов исключительно в военных интересах. На время реконструкции гражданские перевозчики несут убытки.
Во-вторых, военный аэродром должен быть оборудован зоной рассредоточения самолетов. А это дополнительные гектары земли, которых вокруг аэропорта в Советском фактически нет, ибо рядом болота. А ведь еще нужны проектные, строительные работы плюс пересмотр генерального плана застройки города. Ведь земля военным будет нужна именно в его черте. Надо иметь в виду и весьма специфические проблемы, связанные с хранением и обслуживанием вооружения боевых самолетов. Одна только настройка бортовой РЛС у современного истребителя — дело небезопасное. Нужен большой и безлюдный сектор, в который будет обращен поражающий луч локатора. Где возьмешь такой сектор в пригороде?
В-третьих, тыловое обеспечение даже одной эскадрильи — тысячи тонн горюче-смазочных материалов и иных расходных материалов. Все это грузы, которые по бездорожью или через транзитные терминалы не навозишься. Как завозить это все, к примеру, в Урай? А в Советском есть железная дорога.
Я, как член Комитета Госдумы по обороне, исхожу из того, что:
- земля в Югорске-2 все еще принадлежит Министерству обороны, и это
важный аргумент в пользу возвращения именно сюда полка ВВС;
- несмотря на разграбление материально-технической базы 763-го полка, к базе в Югорске-2 не требуются отдельные автомобильные или железные дороги. А значит, и завоз материалов для строительства будет относительно дешевым;
- рельеф местности и род угрозы с воздуха на данном театре военных действий не изменились. А значит, и все прежние решения о боевом применении истребительной авиации с привязкой к данному месту дислокации требуют лишь уточнения, а не проведения новых, в том числе и опытно-изыскательских работ;
- под Югорском продолжает нести боевое дежурство пункт наведения, командный пункт, радиолокационная рота, изначально привязанные к своему «материнскому» полку;
- в Советском районе есть развитая строительная промышленность, способная решить задачи в Югорске-2. И если будет принято решение о возвращении в Югру авиаполка, аэродром в Советском может стать временным аэродромом совместного базирования на период ввода в строй аэродрома в Югорске-2.
Ни один из других вариантов возвращения военной авиации в Югру, кроме возврата в Югорск-2, не предусматривает, на мой взгляд, столь эффективного решения всех связанных с этим вопросов. Выгоды же муниципалитетам городов Югорска, Советского и Советского района от присутствия ВВС настолько очевидны, что и говорить об этом можно лишь с точки зрения эффективного расходования средств, которые поступят в их бюджеты от военных.