Политический отчет Центрального Комитета XV съезду КПРФ – документ многофакторного и объективного анализа мировых процессов в эпоху глобализации, который дает основу для разработки прикладных программ мироустройства и мироуправления с участием сил демократии, справедливости и прогресса.
В их числе – представители международного коммунистического и рабочего движения, историческая роль которых (в идеологическом, интеллектуальном, практическом смысле) имеет тенденцию к возрастанию. Особая миссия лежит на КПРФ, обладающей актуальной методологией исследования геополитики и геоэкономики, способной к позитивной функции преобразования миропорядка на основе уважения правомерных интересов государств, наций и человека.
Конкретное тому подтверждение – представленный Политотчет. Данная в нем характеристика современной эпохи объективно представляет стратегический интерес для всех без исключения международных акторов, включая суверенные государства и международные организации (как всемирного, так и регионального уровня). Он пересекается во многих позициях с новой Концепцией внешней политики Российской Федерации и может предопределять дипломатические инициативы России в рамках Повестки дня Организации Объединенных Наций.
Содержание Политического отчета таково, что позволяет говорить о дееспособности партии по разработке конкретных предложений в широком диапазоне (от проблем разоружения, нераспространения до предотвращения актов агрессии и вмешательства во внутренние дела государств, от обеспечения прав детства, материнства до борьбы с актами международного терроризма и организованной преступности). В этих целях имеет смысл предложить создание на многосторонней и равно основе, в рамках международного коммунистического и рабочего движения специальной группы по подготовке Белой книги «Судьба международного права в XXI веке» и, на ее базе, платформы прикладных идей (предложений) по реформированию международного правопорядка. Потребность в такого рода шагах назрела.
В современных международных отношениях сложилась и оказывает негативное влияние на эффективность мироуправления «критическая масса». Она охватывает различные факторы, явления, процессы со знаком «минус». Среди них – нарушения основополагающих норм международного права и Устава ООН (Афганистан, Сирия, Ливия, Ирак), игнорирование международного многостороннего сотрудничества (отказ США от обязательств юридического плана в сфере нераспространения), международно-правовой нигилизм, двойные стандарты в сфере защиты прав человека (см. Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском Союзе, подготовленный МИД РФ в 2012 г.), злоупотребление правом (пример – поведение США, Великобритании, Франции как постоянных членов Совета Безопасности ООН, использование ими в субъективных целях право вето) и другие факты.
На этом фоне предельно своевременно звучит один из тезисов Политотчета: «Ревизия фундаментальных норм международного права служит делу создания структур глобальной власти». Понятно, кто в этом заинтересован. Прежде всего, страны «золотого миллиарда», члены НАТО, Евросоюза, их союзники, думающие о мировом политико-экономическом господстве. Именно они выступают (и не на словах!) против последовательного развития, экономического роста и политической стабильности России, Китая, других стран, выбравших ориентиры демократии, суверенитета и социального прогресса.
Этой линии надо противостоять, в том числе и организационно, как неконструктивной, противоречащей тенденциям эффективного партнерства перед вызовами и угрозами XXI века. Одним из важных направлений этой деятельности может стать идея разработки национальных Стратегий по совершенствованию и прогрессивному развитию современного международного права. Свой вклад должна внести и Россия, обладающая соответствующим опытом (Декрет о мире, Устав ООН, Декларация принципов, касающихся дружественных отношений и сотрудничества 1970 г.).
Актуально инициирование российской дипломатией в ООН идеи Десятилетия международного права (2015-2025 гг.), обобщение опыта работы VI (по правовым вопросам) Комитета Генеральной Ассамблеи, Комиссии по международному праву, других структур в рамках их деятельности по кодификации и прогрессивному развитию международного права. Имея ввиду политический и прикладной смысл в постановке и решении этой задачи, целесообразно поставить вопрос о подключении КПРФ, ее интеллектуального ресурса, в том числе в рамках парламентского измерения, межпарламентского сотрудничества (например, на площадках МПС, ПАСЕ, ПА СНГ и т.д.) к такой принципиально важной работе.