Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

С.Е. Савицкая: Аварии космической техники - это логическое завершение управляемого развала оборонно-космической отрасли

2011-10-07 16:56
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

7 октября 2011 года депутат фракции КПРФ С.Е. Савицкая выступила на «правительственном часе» в Госдуме по информации руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина.

 

- Уважаемые депутаты, уважаемый Владимир Александрович!

Аварии, по поводу которых мы сегодня собрались, это логическое завершение управляемого развала оборонки, который в том числе и, прежде всего, развал оборонно-космической отрасли, которая проводилась в 90-х годах. Напомню, что ещё осенью 1991 года 20 лет назад господин Гайдар, из которого кое-кто пытается сделать спасителя Отечества, придя в руководство правительства тогда РСФСР, первым делом запретил банкам России на территории России финансировать предприятия ракетнокосмической отрасли. Заметьте, не лёгкой, пищевой или автомобильной промышленности. А именно ракетнокосмической, как самой конкурентоспособной и передовой, и обеспечивающей ракетно-ядерный щит страны. В чьих интересах это делалось, я думаю, вы понимаете.

Тогда нам удалось через пару недель заблокировать это решение, но с развалом Союза эта команда чубайсовско-гайдаровская с энтузиазмом продолжала разваливать оборонку. И собственно то, о чём говорил Владимир Александрович, это результат той деятельности. Скажу только, что мы безвозвратно потеряли сотни уникальных технологий только в этой отрасли, безвозвратно, вы понимаете, что это такое.

Поэтому для специалистов ситуация вот этого года с авариями была ожидаемой. Слава богу, что в августе, например, ракета "Союз" упала с "Прогрессом", а не с пилотируемым кораблём.

Свой вклад в ситуацию внесло и Министерство обороны, о котором Владимир Александрович не сказал, видно, из своей солидарности. Но ведь именно господин Сердюков гласно и негласно проводит курс на сокращение военной приёмки в оборонке. А ведь именно эта приёмка должна была и всегда делала то, что она обязана - заметить нарушения, которые приводят к авариям.

И принимаемые сегодня Роскосмосом шаги по созданию собственного контроля, конечно, могут дать результат, но в том случае, если этому не будет препятствовать руководство приватизированных предприятий. Ведь там, где нет контрольного пакета государства - это «акционерки», и они работают в основном на бюджетных деньгах, но не считают себя обязанными выполнять

рекомендации государства, в частности, и по оплате труда. Когда мы знаем, что при средней зарплате 30 тысяч рублей, например, руководители фирм получают в 20-30 раз больше и не хотят выполнять даже рекомендации, которые давал руководитель Роскосмоса.

И при этом на таких вот фирмах падает контроль, технологическая дисциплина, ответственность, растет расхлябанность. В частности, давно пора исправить положении, когда фирма РКК "Энергия", королёвская фирма, стала негосударственной, управляется очередным питерским назначенцем. По ее вине произошла авария "Прогресса" и потеря трёх спутников ГЛОНАСС. Какие потери колоссальные, кто ответил? Уволили людей, которым и так давно было пора уходить на пенсию.

Возмутительной оказалась ситуация со страхованием в Роскосмосе, когда ваш предшественник допустил ситуацию, когда родственник и его заместители создали страховую компанию, которая страховала этот аварийный запуск ГЛОНАСС. Кто знаком с работой страховщиков, представляет, какие проценты премиальных порой получает руководство, заключившие такие договора. А ведь это всё бюджетные деньги.

Говоря о бюджетных средствах, хочу отметить, что по результатам семи месяцев этого года исполнено только семь процентов бюджета на космические программы, семь месяцев - 47 процентов, есть отставания. А по федеральной программе развития космодромов за шесть месяцев, по нашим данным, освоено только 13 процентов средств. Возникает вопрос: почему, кто виноват? Минфин или еще кто-то? Хотелось бы услышать.

И ещё одно. У тех, кто работает в области пилотируемой космонавтики, вызвало настороженность то, что вы, Владимир Александрович, в одном из интервью в августе, после очередной аварии посетовали на то, что половина бюджета тратится на пилотируемые программы, и сказали, что просто отправлять людей на орбиту бессмысленно. Я, конечно, надеюсь, что, может быть, это было эмоциональное заявление, но, надеюсь, что Роскосмос не возьмёт курс на сворачивание пилотируемых программ после того, как мы выполним свои обязательства по МКС. И только та страна, которая способна обеспечить выведение пилотируемого корабля и возврат на Землю с людьми, только эта страна может по общепринятым меркам называться великой космической державой.

Именно для пилотируемых кораблей создаются самые надёжные аппараты и ракетоносители. Именно в пилотируемой космонавтике человечество видит в перспективе цель своего участия в космических исследованиях.

Ну и ещё, Владимир Александрович, хотелось бы заметить, что в пилотируемой программе у нас уже почти 20 лет или 15 лет женщины не принимают участия, у американцев там под 40 женщин летает. А у нас не летают. Когда руководство пилотируемыми программами полностью перешло под Роскосмос, я думаю, что вы, как человек современный, всё-таки эту несправедливость устраните.

И хотелось бы пожелать вам, Владимир Александрович, понимая, какое сложное вам досталось наследство, мы знаем весь круг вопросов и даже больше, чем вы сказали, и мы хотим, во-первых, пожелать вам успехов. Не склоняться перед теми, кто будет на вас давить, мешать и сверху, и сбоку. А со стороны нашей фракции, я надеюсь, и со стороны коллег по Госдуме вы всегда найдёте поддержку тем инициативам, о которых вы говорили.