Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: март и I квартал 2011 года

2011-04-05 21:06
Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

     Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

     На  основании контент-анализа публикаций 5457 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

  

   1. Информационные индексы  думских партий

 

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  политические партии (март 2011 года)

  Март 2011 г. Февраль 2011 г. Март 2010 г. I квартал (январь – март) 2011 г. I квартал (январь – март) 2010 г.
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  "Единая Россия" 7656 48 5684 52,8 7326 46,7 17370 50,4 16810 47,8
Партия  КПРФ 3803 23,8 2448 22,8 3957 25,3 8083 23,5 8740 24,9
Партия  ЛДПР 2460 12,8 1354 12,6 2362 15,1 4812 14 4922 14
Партия  «Справедливая Россия» 2043 15,4 1267 11,8 1986 12,7 4166 12,1 4673 13,3

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Март 2011 года ознаменовался падением информационных индексов «Единой России» с 52,8 в предыдущем месяце до 48%, что в среднем за I квартал 2011 года принесло ей 50,4%. Освободившееся пространство информационного поля было распределено между остальными парламентскими партиями, продемонстрировавшими небольшой рост показателей: «Справедливая Россия» на 3,6% (с 11,8 до 15,4%) и первоквартальные 12,1%, КПРФ на 1% (с 22,8 до 23,8%) и 23,5% по итогам января – марта, ЛДПР – на 0,2% (с 12,6 до 12,8%) и средние 14% за первые три месяца текущего года.

     При этом важно учитывать, что мартовский медиа-рейтинг партии власти в 2011 году незначительно превысил аналогичный уровень прошлого года – на 1,3%. В «плюс» также вышла «Справедливая Россия» - 15,4% против 12,7% в 2010 году. Позиции КПРФ и ЛДПР, напротив, ослабли: на 1,5 и 2,3% соответственно.

     Анализ  же динамики наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 2009 года по март 2011 года (график 1) свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения информационного потока. А следовательно, и о сохранении каждой из рассматриваемых политических сил отведённой ей «ниши» медиа-пространства: 48-58% у единороссов, 20-25% у коммунистов, 11-15% у эсеров и 11-14% у либерал-демократов.

     Об  этом свидетельствует и результат  сопоставления «индексных единиц»  I квартала (января – марта) 2010 и 2011 годов: «Единой России» удалось прибавить 2,6%, за счёт снижения доли присутствия в информационном пространстве КПРФ (на 1,4%) и «Справедливой России» (на 1,2%) при стабильности положения ЛДПР.

     Примечательно, что нарушить тенденцию на информационную стабильность не смогла и кульминация предвыборной борьбы накануне и в ходе Единого дня голосования 13 марта, отмеченного падением электоральных рейтингов партии власти и ростом поддержки оппозиции со стороны избирателей. Это, в очередной раз, подтверждает факт, что средства массовой информации в России являются лишь инструментом правящего режима, выполняющим предписанный план, невзирая на конъюнктурные изменения в политическом процессе.

     График 1

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по март 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

   

  2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

 

     Деятельность  фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного  пространства, в котором действуют  думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют думские фракции парламентских партии (март 2011 года)

  Март 2011 г. Февраль 2011 г. Март 2010 г. I квартал (январь – март) 2011 г. I квартал (январь – март) 2010 г.
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Фракция "Единая Россия" 1073 50,9 947 53,6 1259 47,3 2731 50,2 3254 46,3
Фракция КПРФ 695 33 504 28,5 695 26,1 1687 31 1843 26,3
Фракция ЛДПР 113 5,4 121 6,9 281 10,6 460 8,5 780 11,1
Фракция «Справедливая Россия» 225 10,7 195 11 426 16 558 10,3 1130 16,1

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Результаты марта 2011 года фракционных составляющих парламентских политических сил в сравнении с предыдущим месяцем свидетельствуют о снижении показателей единороссов (- 2,7% и 50,9%), либерал-демократов (- 1,5% и 5,4%) и эсеров (- 0,3% и 10,7%). Заметную активность в рассматриваемом месяце проявили коммунисты, что обеспечило прибавку к рейтингу на 4,5% и достижение 33%. 

     Сопоставление полученных данных с мартовскими показателями прошлого года выявляет рост активности депутатов фракций КПРФ (на 6,9% медиа-рейтинга) и «Единая Россия» (на 3,6%) и существенное оттеснение на второй план представителей ЛДПР (падение с 10,6 до 5,4%) и «Справедливой России» (с 16 до 10,7%).

     Тем же образом складывается ситуация и  в отношении показателей I квартала 2010 и 2011 года: в «плюсе» единороссы (50,2% против прошлогодних 46,3%) и коммунисты (нынешние 31% вместо 26,3%), в «минус» ушли эсеры (10,3% в противовес 16,1% годом ранее) и либерал-демократы (8,5% в 2011 г. и 11,1% в 2010 г.).

     Анализ  динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с 2009 по февраль 2011 года (график 2) позволяет констатировать, что первый весенний месяц текущего года принёс максимум за весь рассматриваемый период КПРФ и минимумЛДПР. Вариация показателей «ЕР» и «СР» в целом укладывается в рамки отведённых для них предельных величин – 43-53% и 11-17% соответственно.

     График  2

Динамика  изменения доли публикаций о фракциях парламентских  партий в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по март 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия» 

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по освещению деятельности данных политических акторов.

График  3

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций 

в марте 2011 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     В марте 2011 года в соотношении информации об общепартийной работе и думской деятельности у «Единой России» фиксируется преобладание последней (50,9 над 48%), что свидетельствует о сохранении обозначившейся в прошлом месяце тенденции. Так же обстоят дела и у КПРФ (33 над 23,8%).

     Противоположным образом складывается ситуация в отношении ЛДПР и «Справедливой России», чьи партийные индексы на 7,4 и 4,7% соответственно опережают фракционные.

     Полученные  данные позволяют констатировать тот  факт, что в рассматриваемый период основные парламентские дискуссии  по актуальным вопросам развития России разгорались между коммунистами и единороссами при пассивности представителей ЛДПР и «СР», которые в последнее время постепенно отходят на периферию политической системы и участия в процессе выработки и принятия политических решений не принимают. 

    

 3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

 

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  партии и их парламентские  фракции (март 2011 года)

  Март 2011 г. Февраль 2011 г. Март 2010 г. I квартал (январь – март) 2011 г. I квартал (январь – март) 2010 г.
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 8729 48,3 6631 53 8585 46,9 20101 50,4 20064 47,6
Партия  и фракция КПРФ 4498 24,9 2952 23,6 4652 25,4 9770 24,5 10583 25,1
Партия  и фракция ЛДПР 2156 11,9 1475 11,8 2267 12,4 5272 13,2 5326 12,6
Партия  и фракция «Справедливая Россия» 2685 14,9 1462 11,6 2788 15,2 4724 11,9 6179 14,7

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели марта 2011 года отражают обозначенные выше закономерности в перекраивании информационного пространства: снижение суммарных показателей «Единой России» (с февральских 53 до 48,3%) и рост индексов «Справедливой России» (на 3,3%), КПРФ (на 1,3%) при стабильности позиций ЛДПР.

     Однако  этот вывод оборачивается противоположностью при сравнении мартовских показателей текущего и прошлого годов: «ЕР» (+1,4%), КПРФ (-0,5%), ЛДПР (-0,5%) и «СР» (-0,3%).

     Результаты I квартала 2011 года свидетельствуют  о расширении информационного поля, находящегося под «Единой Россией» (рост индексов с 47,6 до 50,4%) и ЛДПР (увеличение внимания СМИ с уровня 12,6% до 13,2%). А также о сокращении доли информационного пространства, отведённого КПРФ (с 25,1 до 24,5%) и «Справедливой России» (с 14,7 до 11,9%) (график 4).

График  4 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в I квартале 2010 – 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

     

Некоторые выводы

 

     В марте 2011 года на фоне «апогея» региональной и муниципальной избирательной кампании 13 марта представленность «Единой России» в информационном пространстве по сравнению с предыдущим месяцем немного сократилась: по партийным показателям на 4,8%, фракционным – на 2,7% и в совокупности – на 4,7%.

     Это, в свою очередь, дало небольшую  прибавку в информационных рейтингах остальным партиям, представленным в Государственной Думе.

     Однако  обозначившиеся краткосрочные изменения в порядке наполнения информационного потока новостными сводками более чем несущественны. Они ни в коей мере не отражают процессы, происходящие в политической системы российского общества: проявившееся в ходе Единого дня голосования падение электоральной поддержки партии власти и рост доверия к оппозиции, преимущественно к КПРФ. В целом, можно констатировать, что средства массовой информации не реагируют на складывающуюся в стране общественно-политическую конъюнктуру, а лишь поддерживают «статус-кво», реализуя предписанный им правящей группировкой план.

     Подтверждениями данному выводу могут служить  как результаты сопоставления нынешних мартовских информационных индексов с  тем же временным периодом 2010 года («Единая Россия» +1,4%, КПРФ -0,5%, ЛДПР -0,5%, «Справедливая Россия» -0,3%), так и сравнения итоговых показателей I квартала текущего года с аналогичными прошлогодними медиа-рейтингами («ЕР» +2,8%, ЛДПР +0,6%, КПРФ -0,6%, «СР» -2,8%).

     Кроме того, всё более отчётливо проявляется  тот факт, что политическая борьба преимущественно разгорается между КПРФ и «Единой Россией», которые и аккумулируют вокруг себя основные события общественно-политической жизни страны. Влияние же на политический процесс ЛДПР и «Справедливой России» постепенно сводится на нет, а их роль нивелируется до придания видимости существования в России конституционно декларируемой демократии. 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ