Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Пожар дошел и до Белого дома! Депутаты-коммунисты Госдумы настаивают на проверке деятельности правительства и возможном возбуждении уголовного дела

2010-09-07 15:57
Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru

В ходе заседания Государственной Думы 7 сентября для распространения в зале было передано обращение депутатов фракции КПРФ к Председателю Следственного Комитета при Генеральной прокуратуре РФ А.И. Бастрыкину «О привлечении к ответственности лиц, виновных в массовой гибели граждан Российской Федерации и уничтожении их имущества в результате лесо-торфяных и ландшафтных пожаров в июле-сентябре 2010 г.». В своем обращении депутаты-коммунисты ставят вопрос об ответственности правительства Путина за разразившуюся катастрофу.

 

Председателю

Следственного Комитета

Генеральной прокуратуры РФ

А.И. Бастрыкину

 

                                                                               125993, ГСП-3,

Россия, Москва

                                                                              ул. Б. Дмитровка, 15а

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

«О привлечении к ответственности лиц, виновных в массовой гибели граждан Российской Федерации и уничтожении их имущества в результате лесо-торфяных и ландшафтных пожаров в июле-сентябре 2010 г.»

 

Уважаемый  Юрий Яковлевич!

               

В соответствии  с требованиями Федерального Конституционного закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.ст.16,18) Правительство Российской Федерации: принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Однако, как показали последние события, связанные с лесо-торфяными и ландшафтными пожарами, Правительство РФ, его должностные лица продемонстрировали практически полную неспособность к выполнению возложенных на них указанными выше статьями закона обязанностей. Как следствие, только летом 2010 года из-за непринятия необходимых мер по предотвращению бедствий и уменьшению их опасностей было зафиксировано более 30 тыс. природных пожаров на территории до 1 млн. га, а по данным Всемирного центра мониторинга пожаров – на 15 млн. га. По оценкам Центра охраны дикой природы ущерб от распространения природных пожаров в России составил до 300 миллиардов долларов.

Тяжкие последствия выразились в гибели граждан непосредственно при лесо-торфяных пожарах, а также в резком увеличении смертности (по данным Минздравсоцразвития РФ) в результате обострения хронических болезней из-за задымления и аномально высокой температуры.  Самый высокий рост смертности - 50,7% отмечался в г. Москве. Это существенно превышает показатели регионов, в которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была объявлена Чрезвычайная Ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности. Здесь рост составил по:

Владимирской обл. – на 18,4%

Ивановской обл. – 18,3%

Московской и Тульской обл. – 17,3%

Республике Татарстан – 16,6%

Рязанской обл. – 13,5%

Ульяновской обл. - 13%

Тамбовской обл. – 11,1%

Липецкой обл. -  9%

Республике Мордовия – 6,8%

Белгородской обл. – 2,6%

Кировской обл. –1,1%

Воронежской обл. – 0,7%

Всего в результате  лесных пожаров сгорело 2964 жилых дома, погиб 61 человек. Уничтожена база ВМС, сгорело 8 гаражных кооперативов, 3 клуба, 160 населенных пунктов.

Причины неудовлетворительного тушения пожаров заключаются в том числе и в полном развале системы противопожарной безопасности. Одна из причин тяжких последствий от стихийных бедствий – упущения, служебная халатность при разработке и принятии федеральной нормативной базы, хроническое недофинансирование структур лесоохраны, отсутствие в нужных количествах специальной техники и личного состава для тушения пожаров.

Только 3 августа Правительство РФ своим постановлением утвердило "Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах". Таким образом, установленной законодательством необходимой регламентации действий Росветнадзора, Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов РФ до начала пожаров не было, хотя Председатель Правительства В.В.Путин обязан был обеспечить своевременное принятие данного нормативного акта.

Как многократно указывалось в СМИ — бывший руководитель Федерального агентства лесного хозяйства А.И. Савинов в начале июня 2010 года на селекторном совещании "О пожарной ситуации в лесах РФ", объясняя причины неудовлетворительной работы ряда лесных служб, заявил, в частности, о слабой материальной базе пожаротушения, слабом взаимодействии лесных служб с органами местного самоуправления, сокращением авиационной техники для тушения пожаров.

Позднее на встрече с Председателем Правительства В.В.Путиным 23 июня он, информируя о недостатках государственного финансирования, отмечал, что для развития лесной отрасли необходим приход в нее крупного бизнеса. "Мы говорим о том, что наше лесное хозяйство требует капитальных затрат на строительство дорог, лесовосстановление. Это может осилить только средний и крупный бизнес", - отметил, в частности, А.И.Савинов.

Правительством РФ провалена программа создания межрегиональных пожарных центров, которые в условиях стихийных бедствий лета 2010 года могли бы существенно минимизировать ущерб и людские жертвы. Так, в 2009 году А.И.Савинов сообщал, что Рослесхоз разработал программу по созданию межрегиональных пожарных центров с применением авиации, предполагающую создание пяти межрегиональных и одного федерального пожарных центров. Так, федеральный пожарный центр Рослесхоза будет находиться на базе "Лесавиаохрана" в Пушкино, два межрегиональных планируется разместить в европейской части страны, три - в Сибири и на Дальнем Востоке. "Это даст возможность маневра сил и средств при возникновении чрезвычайной ситуации в каком-либо регионе, с которой он не может самостоятельно справиться", - пояснил А.И.Савинов на совещании в Казани 17 декабря 2009 года.

По его словам, программа проходит согласования в правительстве РФ. "Согласование идет трудно. Если МЧС, министерства охраны природы, региональной политики нас поддержали, то в министерствах экономики и финансов сложнее, поскольку это связано с финансами", - посетовал А.И.Савинов.

После указанных признаний руководства Федерального агентства лесного хозяйства, усматривается, что в результате не своевременного выделения денежных средств и отсутствия координации этой работы должностными лицами Правительства РФ к моменту возникновения очагов возгорания каких либо действенных подготовительных мер, препятствующих им не осуществлялось.

Как оказалось, структуры МЧС РФ (министр С.К.Шойгу), несмотря на то, что на лето 2010 года прогнозировались масштабные лесные пожары оказалось не обеспеченным должным количеством пожарной техники. Более того, уничтожение огнем 160 населенных пунктов МЧС объясняет тем, что его поздно оповестили о лесных пожарах. Телевизор в МЧС, видимо, не смотрят, а система оповещения работает видимо эстафетным порядком.

А при привлечении добровольцев на тушение пожаров МЧС не обеспечивало их должным образом средствами пожаротушения и индивидуальной защиты. По информации МЧС, из защитных средств волонтерам выдавались лишь маски, в отдельных случаях - противогазы, причем ни те, ни другие от отравления продуктами горения не спасают.

Имеет место катастрофический недостаток средств пожаротушения после передачи этой службы в МЧС. Если во Франции 25 тысяч пожарных машин, то в России на всю огромную территорию 22 тысячи, из которых половина в нерабочем состоянии. За последние 3 года МЧС приобрело 1650 пожарных машин. Однако из всего количества, в экстремальной ситуации 2010 года Нижний Новгород получил 8 машин, Липецк – 3, Московская и Рязанская области не получили ничего.

Не исполняло должным образом свои обязанности и руководство Минздравсоцразвития РФ во главе с министром Голиковой Т.А. Неподготовленность системы здравоохранения к действиям в условиях прогнозируемых стихийных бедствий привела к резкому увеличению смертности. Иным сложно объяснить такое количество жертв.

Не были своевременно открыты необходимые антисмоговые центры для населения. Какой-либо массовой помощи от задымления миллионам жителей пострадавших регионов фактически оказано не было. В торговой сети в период стихийного бедствия практически полностью исчезли маски, кислородные подушки, кислородные баллоны, необходимые сердечно-сосудистые препараты. Как сообщают СМИ, другие жизненно важные медицинские препараты порой отсутствовали даже и по спекулятивным ценам.

Должным образом не работали службы ФАС, Роспотребнадзора и др. Вентиляторы и кондиционеры, при полном попустительстве органов, отвечающих за ценообразование и торговлю, продавались, зачастую, в 10-20 раз дороже, чем до начала пожаров. А население не информировалось о неэффективности в условиях задымления рекламируемых средств защиты в виде марлевых масок, дефицит которых также отмечался весь период пожаров.

В целом, Правительство РФ (Председатель В.В.Путин), соответствующие министерства и ведомства не предприняли должных мер по подготовке населения к поведению и использованию мер и методов индивидуальной защиты в условиях чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст.ст.7, 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст.ст.144-145 УПК РФ, просим Вас провести проверку указанных фактов ввиду ненадлежащего исполнения должностными лицами правительства РФ Путиным В.В., Шойгу С.К., Голиковой Т.А. и др. своих обязанностей и небрежного отношения к службе, не обеспечения ими исполнения требований федерального законодательства.  И при наличии в действиях указанных и других должностных лиц соответствующих оснований  возбудить уголовное дело по указанным выше фактам.

О результатах проведения настоящей проверки и принятых процессуальных решениях просим Вас сообщить в Государственную Думу в установленные законом сроки.

 

И.И. Мельников, В.И. Кашин, В.С. Никитин, Н.М. Харитонов, В.И. Илюхин, В.Ф. Рашкин, В.П. Комоедов, С.П. Обухов, А.Е. Локоть, В.Г. Соловьев, С.В. Собко, С.Е. Савицкая, Н.В. Коломейцев, В.А. Коломейцев, В.Н. Федоткин, В.С. Шурчанов, Н.А. Останина, Т.В. Плетнева, В.А. Стародубцев, Ю.В. Афонин, В.Д. Хахичев, Н.В. Разворотнев, Р.Г. Гостев, А.А. Андреев, А.В. Корниенко, А.В. Багаряков, С.М. Сокол, П.Г. Свечников, И.О. Эдель, О.И. Денисенко, Н.И. Езерский, П.В. Романов, В.С. Романов, В.Д. Улас, Б.С. Кашин, А.Ю. Русских, В.Г. Юрчик, О.А. Куликов, Н.И. Сапожников, Н.Ф. Рябов, С.В. Муравленко. С.И. Штогрин.