Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Алексей Багаряков о причинах временного запрета на экспорт зерна

Алексей Багаряков о причинах временного запрета на экспорт зерна: Интересы российских зернотрейдеров (крупных экспортеров зерна) и граждан страны временно совпали, но выиграют от  эмбарго на вывоз зерна из России, судя по всему, только зернотрейдеры.

Пресс-служба депутата Госдумы А.В. Багарякова.
2010-08-14 14:51

 

 

О росте цен на крупяные изделия и продукцию зернопереработки россияне узнали не из телевизора, а у прилавка магазина. Зато о временном запрете на экспорт зерна официальные СМИ заявили, как о великом благе. И действительно, после того, как из-за засухи в стране замаячил призрак голода – самое логичное запретить вывозить продукты питания, которых нам самим может не хватить. Но это только на первый взгляд все так кажется просто…

 

Игра в тарифы

 

Алтайский край – один из очень немногих регионов страны, который почти не пострадал от засухи. В ходе недавней видеоконференции Президента РФ Дмитрия Медведева с алтайским губернатором Александром Карлиным, последний напомнил президенту о вечной проблеме сельхозтоваропроизводителей региона – тарифно-транспортной изоляции, из-за которой страдают и зернопереработчики, и (в гораздо большей степени) крестьяне, которые это зерно выращивают. Причем на этот раз пожелание «разобраться с транспортными тарифами» Александр Карлин обосновывал в том числе интересами пострадавших от засухи сельхозрегионов, а не только алтайских сельхозтоваропроизводителей. В Алтайском крае зерна производят гораздо больше, чем необходимо для собственного потребления, поэтому и семена, и товарное зерно, произведенные здесь, в центральной части России будут востребованы. Если, действительно, разберутся с транспортными тарифами. Во всяком случае Дмитрий Анатольевич пообещал дать соответствующее поручение первому вице-премьеру Виктору Зубкову.

Примечательно, что проблема тарифно-транспортной изоляции, из-за которой алтайское зерно и продукты зернопереработки сложно было вывозить за пределы региона, незадолго до обозначенной видеоконференции решилась сама собой: увеличившийся из-за аномальной засухи спрос на зерно и муку поднял цены на эту продукцию до того уровня, когда тарифы на перевозку уже не являются серьезным сдерживающим фактором. Для справки: закупочные цены на пшеницу 3-го класса за короткое время выросли с почти 2000 до 5500 за тонну! Но тут появился указ о запрете на экспорт зерна и продуктов переработки до конца года. И внутренние цены вновь упали. При этом сами крестьяне ожидают еще более серьезного падения, которое традиционно происходит в период уборочной кампании.

В таких условиях, созданный недавно Российский зерновой союз (РЗС) инициировал два обращения к президенту страны, в одном из которых попросил сдвинуть эмбарго на экспорт зерна до 1 сентября, чтобы поставщики смогли вывезти хотя бы те объемы, которые уже хранятся на припортовых элеваторах. Во втором обращении, обнародованном как раз в день видеоконференции президента и алтайского губернатора, уже от имени алтайских мукомолов прозвучала просьба отменить эмбарго на экспорт муки: переработчики всерьез опасаются потерять с таким трудом завоеванные рынки ближнего зарубежья. Они прекрасно понимают, что даже если всю их муку (а в Алтайском крае производится 12% всей муки в РФ) в этом году выкупят – постоянные рынки сбыта будут утеряны.

Впрочем, о какой-либо реакции на просьбу РЗС со стороны правительства пока ничего не известно. Точнее известно, что реакции нет.

 

Что стоит за запретом на экспорт?

 

В 2009 году Россия экспортировала порядка 20 миллиона тонн зерна при средней цене пшеницы на мировом рынке 240 долларов за тонну. Большой урожай в 108 миллионов тонн стал причиной переизбытка зерна на российском рынке (на собственные нужды России вполне достаточно 75 миллионов тонн зерна). В итоге цена на внутреннем рынке, вопреки интервенциям значительно упала. На радость крупным зернотрейдерам: доход экспортеров, со слов президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, превысил 4 миллиарда долларов.

В январе 2010 года первый вице-премьер РФ Виктор Зубков заявил о готовности страны экспортировать до 25 миллионов тонн. Очевидно, предвидя такой же урожай как и в 2009 году (и, как следствие – такие же низкие цены) – зернотрейдеры заключили определенное количество контрактов на экспорт. Но тут случилась засуха, в которой «сгорел» почти весь урожай центральной части России. Если учесть, что наша страна является третьим по величине экспортером зерновых - отсутствие российского зерна на мировом рынке привело к серьезному росту цен на мировом рынке - 5 августа, до российского запрета на экспорт, на мировых биржах стоимость бушели пшеницы (около 35 литров) достигла 7,78 доллара, что на 82 процента больше, чем в начале июня.

Беда в том, что в России тем временем цены на зерно кое-где выросли не в два, а в три раза, достигнув уровня 6000 рублей за тонну пшеницы третьего класса! Соответственно покупать этот товар в РФ, а затем перепродавать его по уже заключенным контрактам за границу себе в убыток зернотрейдеры не захотели. Единственное, что могло защитить их деньги – какой-нибудь форс-мажор в виде государственного запрета на экспорт зерна и продуктов переработки.

Идею экспортного эмбарго продвигали крупные зернотрейдеры, включая Международную зерновую компанию - подразделение глобального трейдера Glencore. Глава этой МЗК Юрий Огнев открыто заявлял о необходимости государственного запрета на экспорт зерна с 1 сентября в связи с ожидаемыми трудностями по исполнению своих контрактов. При этом, он высказал опасения по поводу возможного введения заградительных пошлин на экспорт, поскольку пошлины форс-мажором не являются и от исполнения обязательств по контрактам не освобождают.

В итоге запрет на экспорт зерна и продуктов его переработки вступил в силу уже 15 августа. «Люфта» между временем объявления о зерновом эмбарго и вступлением его в силу хватило только тем, кто к этому был готов: на мировом рынке цены на зерно, реагируя на меры российского правительства, подскочили до двухлетних максимумов, а в России наоборот – упали. Догадайтесь, кому это было выгодно в первую очередь?

Разумеется, в данном случае можно говорить о том, что интересы крупных зернотрейдеров и экономики страны условно совпали: инфляция, по оценкам экспертов, только из-за засухи может увеличиться на 1,5 процентного пункта, а тут еще и возможный рост цен на зерно с мукой! Но, с другой стороны, кто исключит готовность крупных экспортеров к заранее предусмотренным контрабандным схемам экспорта зерна? Ведь дисбаланс на внутреннем и на внешнем рынках зерна сегодня самый благоприятный. Мало того, цена на внутреннем рынке с началом уборочной упадет, а предполагаемые Минсельхозом зерновые интервенции с начала августа уже перенесены на конец октября - начало ноября. То есть на тот период, когда уборка зерновых в стране уже закончена. Это не позволит ценам на зерно расти в период уборочной. И не факт, что в начале ноября эти интервенционные торги вообще состоятся.

Вывод о том, что у Минсельхоза нет внятной аграрной политики, а есть только лоббисты в лице крупных зернотрейдеров – напрашивается сам собой. В таких условиях обращения Российского зернового союза к президенту, выглядят, по меньшей мере, наивно. Ведь РЗС создан под контролем властей, а потому не может быть эффективным лоббистом.

 

Еще одно доказательство

 

Вы еще сомневаетесь в том, что в стране и регионах отсутствует внятная последовательная аграрная политика, вместо которой во главу угла ставятся интересы крупных зернотрейдеров? Могу привести еще один пример из Алтайского края, половина населения которого живет и работает на селе.

Перед сельхозсезоном-2009 тогдашний министра сельского хозяйства страны поставил перед регионом задачу – засеять зерном все пустующие земли. Ввести их, так сказать, в сельскохозяйственный оборот. При этом пообещал, что цена на шеницу 3-го класса составит 6000 рублей, а четвертого класса - 4800 рублей.

В итоге руководство края отчиталось о рекордном урожае зерновых-2009: 6 миллионов тонн в бункерном весе, в 1,5 раза больше, чем в 2008 году, да еще и при рекордной для этой климатической зоны урожайности в 15,8 центнера с гектара. С таким цифрами регион занял четвертое место в России, уступив только Ростовской области, Краснодарскому и Ставропольскому краям. Именно об этом руководство Алтайского края с гордостью заявило на всю страну, скромно умолчав о полях пшеницы, ушедших под снег, о катастрофическом падении цен на зерно внутри региона, о разорившихся и решившихся на самоубийство фермеров, которые не смогли рассчитаться по кредитам.

Крестьяне, которые по призыву властей вырастили большой урожай, естественно начали обращаться к властям за помощью. Но власть, в лице алтайского аграрного вице-губернатора, сказала, что она тут не причем, поскольку сельское хозяйство – это частный бизнес. Другая власть, в лице сменившегося руководства Минсельхоза, еще более цинично заявила, что, дескать, алтайские крестьяне сами виноваты: слишком много зерна посеяли!

Впрочем, министерство, очевидно понимая, что обмануло крестьян - все же подкинуло с «барского плеча» 500 млн. рублей на дополнительные интервенционные торги в Алтайском крае. Первые торги оказались неудачными: переработчики намеренно занизили цену на зерно почти до уровня себестоимости. Вторые, «индивидуальные для Алтайского края» торги так же прошли неудачно: из 500 миллионов было потрачено только 72, на которые в интервенционный фонд закупили всего 20 тысяч 250 тонн пшеницы (из имевшихся 700 000 тонн товарного зерна). При этом цены на зерно колебались в коридоре от 3750 рублей до 3450 рублей (без учета взносов за участие в торгах и транспортной составляющей). А к началу лета 2010 в ряде районов алтайского края эти цены вообще упали до уровня 2000 рублей за тонну зерна!

Ситуация с нынешней засухой выглядит, как вполне адекватный ответ на предложение министерства сельского хозяйства к Алтайскому краю поменять структуру земледелия. В этом году алтайские крестьяне посеяли значительно меньше, и урожай, по прогнозам независимых экспертов, будет поскромнее заявленных властями 4 миллионов тонн зерна. Но, по обозначенным выше причинам, алтайские крестьяне, скорее всего не смогут покрыть все убытки прошлого года.

 

Выход из такого бесправного положения крестьян существует: аграрники должны стать такими же серьезными лоббистами на федеральном уровне, как зернотрейдеры. Должны и могут. Сегодня «партия власти» на сельское хозяйство тратит не более 1% от бюджета страны, хотя еще при Ельцине КПРФ вместе с Аграрной партией России приняли закон о закупках и поставках продукции сельского хозяйства для государственных нужд, предполагающий объемы поддержки села - 10% от расходной части бюджета, но этот закон не исполняется, хотя его никто и не отменял.  Сегодня единственная политическая сила в стране, отстаивающая интересы крестьян - только КПРФ, поэтому ее следует поддержать на предстоящих выборах.  

 

Алексей Багаряков. Депутат Государственной думы от Алтайского края (фракция КПРФ), член комитета по финансовым рынкам.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.