Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (июнь 2010 г.)
Партия | Июнь 2010 года | Май 2010 года | II квартал (апрель – июнь) 2009 года | |||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Партия "Единая Россия" | 4897 | 57,2 | 4260 | 52,1 | 12664 | 43,9 |
Партия КПРФ | 1778 | 20,8 | 2131 | 26,1 | 8731 | 30,3 |
Партия ЛДПР | 920 | 10,7 | 881 | 10,8 | 3796 | 13,2 |
Партия «Справедливая Россия» | 972 | 11,3 | 900 | 11 | 3606 | 12,5 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Данные таблицы, составленные по итогам июня 2010 года, позволяют проанализировать специфику переформатирования информационного пространства и выявить степень её корреляции с основными векторами развития политической системы российского общества. Налицо возрастание властных амбиций «Единой России», проявившееся не только в значительном приумножении собственных показателей, но и в резком падении уровня представленности в СМИ её главного конкурента за «любовь» избирателей КПРФ, а также стабильность индексов ЛДПР и «Справедливой России», что способствовало сохранению «баланса сил», достигнутого месяцем раньше, в соответствии с которым последней всё же удалось одержать верх.
В июне «Единая Россия» существенно нарастила процентную долю в общепартийном медиа-потоке с 52,1% до 57,2%, чему способствовало обилие информационных поводов, среди наиболее ярких можно выделить:
Позиции «Справедливой России» немного укрепились: 11,3% – за июнь вместо майских 11% , что обеспечило ей стабильность достигнутой ранее победы в противостоянии с либерал-демократами, чьи показатели практически стабильны – 10,7%.
Негативная динамика прослеживается в степени представленности в информационном пространстве КПРФ, чей индекс сильно «просел» с уровня мая в 26,1% до июньского 20,8% (!), что стало самым значительным падением с начала текущего 2010 года.
Подобная тенденция объясняется двумя основными факторами: во-первых, партийная активность коммунистов с приближением летнего периода действительно поступательно снижалась, однако не в масштабах, которые репрезентирует информационное пространство, отсюда напрашивается другой вывод – медиа-«кордон» на освещение деятельности КПРФ с приближением федеральной выборной кампании, ростом народных антиправительственных настроений и укреплением положения главной оппозиционной силы России существенно расширяется. Подтверждение же последнего заключения можно вывести из анализа июньских событий, основным участником которых выступила российская Компартия:
Вышеприведённые события не нашли должного, в соответствии с масштабами их общественной значимости, освещения в федеральных и региональных СМИ, что индицирует существование «установки» на замалчивание информации, посвящённой деятельности КПРФ, в целях воспрепятствования дальнейшему росту её популярности в обществе и расширению электоральной базы.
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).
Таблица 2
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские фракции парламентских партии (июнь 2010 г.)
Партия | Июнь 2010 года | Май 2010 года | II квартал (апрель – июнь) 2009 года | |||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
"Единая Россия" (фракция) | 1159 | 42,8 | 1031 | 43,9 | 2565 | 37 |
КПРФ (фракция) | 657 | 24,3 | 646 | 27,5 | 1694 | 25 |
ЛДПР (фракция) | 438 | 16,2 | 304 | 13 | 1499 | 22 |
"Справедливая Россия" (фракция) | 451 | 16,7 | 365 | 15,6 | 2565 | 37 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Специфика заполнения информационного поля в июне 2010 года для фракционной составляющей парламентских политических сил сводится к укреплению позиций ЛДПР и «Справедливой России» и падению депутатской активности представителей КПРФ и «Единой России».
Падение показателей КПРФ (24,3% вместо майских 27,5%) происходит на фоне обилия ярких выступлений её депутатов с трибуны Государственной Думы, посвящённых самым животрепещущим вопросам развития российского общества: важности сохранения исторической памяти и наследия наших предков, основам функционирования политической системы, совершенствованию избирательного процесса, порядку формирования государственного бюджета, развитию «зачатков» гражданского общества в лице профсоюзных организаций, необходимости восстановления доступной и справедливой системы российского образования… Полученные данные в очередной раз подтверждают тезис о стратегии правящего режима по всестороннему недопущению КПРФ к информационным ресурсам для донесения её точек зрения и партийных убеждений до российского электората.
Немного ослабли позиции и партии парламентского большинства: 42,8% против 43,9% месяцем раньше, что, однако, не привносит новшеств в конфигурацию информационного поля в свете ощутимой экспансии данной политической группы на партийном направлении.
Положительная динамика прослеживается в представленности фракций ЛДПР (16,2% против майских 13%) и «Справедливая Россия» (рост с 15,6% до 16,7%), что обусловливается активной позицией их депутатов при обсуждении тех или иных законопроектов в стенах федерального парламента.
Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.
График 1
Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций за июнь 2010 года
Примечание: Составлено ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Графически представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства: в июне 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (57,2% над 42,8%), противоположная ситуация – у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Необходимо отметить, что если прежде у коммунистов уровень депутатской активности несущественно превосходил партийную, то за анализируемый этап данная тенденция была нарушена: 20,8% информационного внимания отведено партии, а 24,3% – фракции в Государственной Думе.
Подобным образом складывается ситуация в отношении ЛДПР (10,7% против 16,2%) и «Справедливой России» (11,3% против 16,7%).
Приведённые показатели индицируют специфику заполнения информационного пространства заметным образом влияющую на формирование политических стереотипов граждан, которым свойственно ассоциировать «Единую Россию» с политической партией, активно «помогающей людям», а оппозиционные силы – с аппаратом чиновников, стремящихся лишь обеспечить собственное благополучное существование.
3. Совокупные информационно-
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (июнь 2010 г.)
Партия | Июнь 2010 года | Май 2010 года | II квартал (апрель – июнь) 2009 года | |||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Партия и фракция "Единая Россия" | 6056 | 53,7 | 5291 | 50,3 | 15229 | 43 |
Партия и фракция КПРФ | 2435 | 21,6 | 2777 | 26,4 | 10425 | 29 |
Партия и фракция ЛДПР | 1358 | 12,1 | 1185 | 11,3 | 5295 | 15 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 1423 | 12,6 | 1265 | 12 | 4732 | 13 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Совокупные показатели июня 2010 года отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и свидетельствуют об удержании эсерами превосходства над жириновцами, приобретённого в мае 2010 года.
Согласно полученным данным, в сравнении с предшествующим месяцем июньские рейтинги «Единой России» вполне ощутимо выросли – на 3,4%, «Справедливой России» и ЛДПР же увеличились несущественно – на 0,6% и 0,8% соответственно.
Негативная же динамика прослеживается только у коммунистов, чьи партийные и фракционные индексы резко пошли вниз, в совокупности – 21,6%, что на 4,8% меньше уровня мая 2010 года.
На гр.3 представлена динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в мае – июне 2010 года, что обобщает и наглядно демонстрирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в мае – июне 2010 года
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Некоторые выводы
На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая в июне 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационной активности по всем анализируемым показателям (в среднем – на 2,5%).
Активное освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо попытками правящего режима всеми имеющимися ресурсами не допустить падения его авторитета и электоральной поддержки, перспективы которого обозначились в ходе весенней «волны» народного протеста, а также на региональных и муниципальных выборах, состоявшихся во II квартале 2010 года.
Первый летний месяц ознаменовалась существенным падением информационных показателей КПРФ по всем рассматриваемым параметрам, в среднем на 4,4%, что стало следствием не только снижения активности коммунистов, но и более продуманной и планомерной реализации медиа-сообществом установки на замалчивание информации о деятельности Компартии и преимущественное распространение сюжетов, в которых превалирует негативная тональность освещения данной политической группы.
Немного расширилось пространство информационного поля, отведённого ЛДПР, присутствие в СМИ которой увеличилось по фракционным и совокупным показателям и осталось на уровне предыдущего месяца по партийным, однако статус третьей силы медиа-пространства вернуть ей не удалось.
«Справедливая Россия» демонстрирует лёгкий рост по всем параметрам, в масштабах 0,6%, что обеспечило ей удержание превосходства над ЛДПР, достигнутого в мае 2010 года.
Оценивая динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно отметить следующие его ключевые направления:
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ