Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

«Законодательное обеспечение безопасности труда и жизни граждан Российской Федерации». «Круглый стол» фракции КПРФ в Государственной Думе

2010-07-06 23:55
Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru
Фото Сергея Сергеева и Игоря Казакова

6 июля фракция КПРФ в Госдуме провела «Круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение безопасности труда и жизни граждан Российской Федерации».

 

В форуме приняли участие депутаты Государственной Думы, региональных и местных органов законодательной власти, представители правительства РФ, общественных организаций, муниципальной власти различных уровней, ученые, журналисты.

Открывая заседание Круглого стола, его ведущий – заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАСХН В.И.Кашин подчеркнул, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину нашей страны право на безопасный труд и безопасную жизнь. Эти гарантии прописаны в статьях 7, 20, 30, 37, 41, 42. В них указывается, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Конституция РФ утверждает, что каждый гражданин имеет право на жизнь и на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, имеет право на благоприятную окружающую среду.

Казалось бы, Конституцией все предусмотрено и на все вопросы даны ответы. Более того, в развитие конституционных положений создана целая система законов по обеспечению безопасности труда и жизни наших граждан. Так, например, законодательство по обеспечению безопасности труда включает в себя Трудовой Кодекс РФ и целый ряд федеральных законов:

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

«О лицензировании отдельных видов деятельности»;

«О пожарной безопасности»;

«О коллективных договорах и соглашениях»;

«О техническом регулировании»; Гражданский Кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Уголовный Кодекс РФ.

Кроме того, существует система подзаконных и иных нормативно-правовых актов по охране и обеспечению безопасности труда.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ «государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации». По его поручению вопросами охраны труда занимаются специализированные федеральные органы исполнительной власти по труду и другие федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительской власти регионов. На федеральном уровне такими органами являются Минздавсоцразвития РФ, в обязанности которого вменены основные функции по обеспечению охраны труда (государственное управление охраной труда, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области, разработка федеральных целевых программ, разработка межотраслевых правил и организационно-методических документы по охране труда и т.д.); Министерство экономики РФ, которое осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда; Министерство финансов РФ, которое участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование; Министерство промышленности и торговли, которое участвует в организации, проведении и координации работ по проблеме безопасности и охране труда; Министерство по чрезвычайным ситуациям - организует профилактику нарушений в области безопасности труда и ликвидирует последствия этих нарушений; Государственный комитет РФ по статистике - организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией; Фонд социального страхования - осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Ростехнадзор - организует и осуществляет на территории России государственное регулирование безопасности в соответствии с законодательными актами РФ. Т.е. создана огромная система по обеспечению безопасности труда.

Но, как говорится, у семи нянек дитя без глаза. Как показывает реальная практика, система работает неэффективно. Число травм, аварий на производстве и число жертв не уменьшается, а наоборот растет. Об этом свидетельствует даже официальная статистика. В последние время в среднем в год совершается 13-15 аварий в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, 14-17 - в угольной отрасли, 10-12 - в химической, 7-9 - в горнорудной промышленности, 5-6 - в металлургической промышленности. Несмотря на то, что значительно сократилось в стране число действующих предприятий и объем производства, ежегодно травмируется от 60 до 90 тысяч человек. Погибает на производстве ежегодно 2,5-3,5 тысяч человек.

Около 8 тысяч человек подвергаются отравлению и профессиональному заболеванию. Т.е. каждый год на производстве подвергается опасности жизнь примерно 100 тысяч человек. По численности пострадавших это большой город.

В последнее время участились крупные аварии, в которых одновременно травмируются и гибнут сотни людей. Такими авариями стали, например, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшая жизни 75 человек, травмированными оказалось 13 человек. Недавняя авария на шахте «Распадская» в Кемеровской области унесла жизни 90 человек, травмировано более 100 человек. Пожар на Братской ГЭС, где пострадало несколько десятков человек. Авария на шахте «Алексеевская» также в Кемеровской области. В той же области произошел взрыв на заводе ферросплавов в городе Новокузнецке. 25 мая 2005 года в Москве и ряде городов Московской, Калужской и Тульской областей произошло масштабное отключение электроэнергии. Причина - пожар на подстанции «Чагино». Все это наносит колоссальные материальные потери. Только аварией на Саяно-Шушенской ГЭС нанесен ущерб почти в 8 млрд. рублей. Восстановление шахты "Распадская" потребует 9 млрд. рублей. Но главное - человеческие жизни, потерю которых не восстановить никакими затратами.

Причины неблагополучного положения с охраной труда заключаются не только в несовершенстве законодательства в этой сфере или системы в целом по обеспечению безопасности труда. Всплеск травматизма и гибель людей на производстве во многом определяется социально-экономическими обстоятельствами. Одно из главных из них - смена формы хозяйствования, когда вместо государства, как собственника, пришел частник. Зачастую это некомпетентные люди, подобно Чубайсу, главная цель которых - получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе и за счет грубого нарушения существующих правил по технике безопасности. Нередко «хозяева» пытаются сэкономить на системах защиты, на запасных частях, на планово-предупредительных ремонтах и т.д. Сегодня в промышленности износ оборудования фактически достиг почти 70%. А это чревато новыми авариями и новыми человеческими жертвами. В правительстве нет программы, по которой владельцы отчитывались бы о замене технологического оборудования, внедрении новых технологий, повышающих безопасность труда, да и правительство само фактически отказалось от финансирования безопасности труда, самоустранилось от важнейшей своей функции, закрепленной в Конституции страны.

Существенно снизилась требовательность со стороны надзорных органов к надлежащему состоянию техники безопасности и охраны труда: надзорные органы начинают проявлять активность только тогда, кода трагедия уже случилась. Практически никто из владельцев предприятий, на которых произошли крупные аварии с человеческими жертвами, не привлечен к уголовной ответственности. В лучшем случае находят «козла отпущения», как это имеет место с директором шахты «Распадская», на которого и сваливается вся ответственность истинных виновников. Мыслимо ли дело, чтобы в России могли привлечь к ответственности за гибель людей кого-нибудь из олигархов, тем более такого как Абрамович, который, как оказалось, владеет почти 15% акций шахты «Распадская»? Или иностранных владельцев российских предприятий, которые и являются основными собственниками шахты «Распадская»?

Власть демонстрирует полное бессилие с наведением элементарного порядка. Особенно это ярко проявляется в поездках председателя правительства по местам аварий. Попытки свалить вину за гибель людей "на природу" или свести всю совокупность проблем к материальным выплатам семьям пострадавших - циничны по форме и по содержанию. Сегодня государство закрепляет тенденцию своего ухода от ответственности за состояние безопасности труда. Недавно в принятом в первом чтении законопроекте о внесении поправок в закон о саморегулируемых организациях функции проведения экспертиз по безопасной организации труда на особо опасных производствах передаются частным фирмам - саморегулируемым организациям. На практике известно, что создание саморегулируемых организаций в других сферах ни к каким положительным результатам не привело. Создается еще одна система непроизводительного труда, паразитирующая на теле производства.

Власть превратила рабочего в бесправного раба. Из него работодатель выжимает последние соки, вынуждая зачастую рисковать собственной жизнью ради копеечной заработной платы. Новое трудовое законодательство в виде Трудового кодекса, принятого депутатами «Единой России», практически лишило рабочего элементарной защиты, его в любой момент могут вышвырнуть на улицу, лишило возможности создавать рабочие независимые профсоюзы, отстаивать при их поддержке свое право на безопасный труд и достойную его оплату.

В советское время все работы велись в строгом соответствии с требованиями десятков тысяч ГОСТов, СНиПОв и СанПиНов. Нарушение этих документов было недопустимым и уголовно преследовалось государством. В декабре 2002 года по инициативе и поддержке депутатов «Единой России» был принят фе­деральный закон «О техническом регулировании», предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов. СНиПОв и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов. Якобы устаревшие ГОСТы не соответствовали современным требованиям. Со вступлением Закона в силу перестала действовать как обязательная для применения большая часть нормативно-технической базы страны, насчитывавшая около 170 000 документов, в числе которых примерно 25 000 государственных стандартов.

Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Однако технические регламенты, в отличие от стандартов, могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности. За 8 лет разработано лишь несколько технических регламентов:

Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков;

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овошей;

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;

Технический регламент на масложировую продукцию;

Технический регламент на молоко и молочную продукцию;

Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту;

Технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории России, вредных веществ;

Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования.

Многие специалисты в области стандартизации считают, что технические регламенты - это фальсифицированные отображения стандартов. Их аналитические оценки показывают: чтобы принять хотя бы половину техрегламентов законодателям понадобится не менее 160 лет! И это неудивительно, ибо каждый техрегламент - сложнейший документ. К примеру, проект техрегламента «О пожарной безопасности» изложен на 580 страницах - пока его изучишь, сгорит не один населённый пункт. Проект, посвященный безопасности в машиностроении, содержит 500 страниц. Про безопасность трубопроводного транспорта представлено более 50 версий - столько оказалось толкований этого законопроекта. К середине 2010 г., когда завершается семилетний переходный период, отпущенный на принятие техрегламентов, российская экономика могла остаться без нормативно-технических документов и в ней мог начаться хаос. Поэтому по всем недостающим направлениям предлагается пользоваться зарубежными техническими регламентами. С этой целью в декабре 2009 года президент Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов. При этом решение применять техрегламент или не применять принимает сам производитель на добровольной основе. На добровольной основе остается теперь и применение ранее существовавших государственных стандартов, а также сертификация оборудования и используемых материалов.

Создаваемая система безопасности труда в совокупности с отменой обязательной сертификации и ограничением числа контрольных проверок соответствующими органами надзора, как бы по причине борьбы с коррупцией и чтобы не создавать неудобств для бизнеса, грозит новыми серьезными и масштабными авариями и несчастными случаями с человеческими жертвами. В этой системе жизнь работника никого не интересует, главное - удовлетворить хозяина, обеспечив ему спокойное существование и громадную прибыль. Рост числа массовых отравлений и аварий на транспорте и в строительстве порожден именно отменой обязательности соответствующих ГОСТов, СНИПов и других нормативных актов как «нерыночных».

Альтернативой создаваемой системе может быть только отмена закона «О техническом регулировании» ввиду его абсурдности, надуманности и опасности для страны. Ведь вступив с середины 2003 года в силу, он по сей день так и не заработал. Попытки некомпетентных людей реформировать эту сферу потерпели крах. Причём сам закон не имеет аналогов в мире. Сказанное очевидно для всех специалистов в различных отраслях экономики, о чём свидетельствуют также многочисленные публикации в специализированных изданиях. Поэтому неспроста председатель правительства РФ В.А.Фрадков при обсуждении исполнения закона ещё в апреле 2006 г. заявил: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности». К сожалению, разбираются до сих пор.

Требуется внести существенные поправки в Трудовой кодекс, восстановив права профсоюзов и наемных работников в части защиты рабочего от произвола работодателя, в создании безопасных условий труда, в достойной его оплате. Рабочие должны участвовать в управлении предприятием, для чего в трудовом законодательстве необходимо предусмотреть возможность создания Советов трудовых коллективов. деятельность которых была успешно апробирована в советское время.

Необходимо внести поправки и в Уголовный кодекс РФ в части усиления ответственности всех причастных к той или иной аварии, повлекшей человеческие жертвы, не взирая на их гражданскую принадлежность или ранги.

Реальная жизнь и события все в большей мере доказывают, что частный владелец далеко не самый эффективный собственник как в обеспечении высокой продуктивности производства, так и в его безопасной организации. Сложившаяся ситуация сегодня требует серьезного обсуждения на самом высоком уровне вопроса о возврате в государственную собственность опасных производств и отраслей, таких как горнодобывающая, нефтегазовая и нефтеперерабатывающая, энергетика, металлургическая, машиностроительная и др. Необходимо прекратить всякие попытки приватизации в атомной промышленности, пока не случился еще один Чернобыль. Главный контролирующий орган - Ростехнадзор необходимо преобразовать в самостоятельную организацию с непосредственным подчинением правительству Российской Федерации.

Проблема здоровья нации, качества и безопасности жизни граждан - ведущая проблема, которая должна определять смысл бытия всех структур власти России. Советская цивилизация развила высокое качество жизни, создав системы бесплатного образования, здравоохранения, обеспечив расцвет науки, культуры, образования, выдвинувшись в этих сферах жизни на 1-2-е места в мире, создав «общество труда», не знавшее безработицы, проституции, наркомании. Экономика, сельское хозяйство СССР не только обеспечили развитие обороны страны, создали военный паритет с оборонной мощью США, поддерживавший мир в мире, но и вывели Россию в первую десятку самых сытых стран мира. В 1989 году СССР и США производили на душу населения в килограммах (данные приведены дробью: в числителе - по СССР, в знаменателе - по США): пшеницы - 303/223, картофеля - 251/68, мяса - 70/120, молока - 373/264, масла - 6,3/2,2, яиц в штуках - 292/270. Как видно из данных, советская цивилизация в приведенных показателях опережала американскую, кроме производства мяса. И это притом, что дотирование сельского хозяйства в СССР было в 10 раз меньше, чем в США, и в отличие от экономики США, потреблявшей 50% ресурсов мира, экономика СССР базировалась только на собственных ресурсах.

Нынешний кризис здоровья нации, качества и безопасности жизни - следствие либерализации и вестернизации жизни России на основе рыночно-капиталистического реванша Запада. Качество жизни населения России, здоровье нации, безопасность человека общества и государства в целом деградируют по всем своим параметрам на протяжении последних 20 лет, переходя в состояние катастрофы. В стране сформировалась идеология западнизма, отрицающая уникальность исторического опыта России, основ ее бытия, общинную логику ее цивилизационного развития, и проводящая экономические реформы на принципах рыночного фундаментализма и поклонения Западу. С этой целью сознательно проводится политика, управляемая западными идеологами, по подрыву основ бытия русского народа и народов России: образования, здравоохранения, культуры, православия, духовности, русского языка, русской философии и русской литературы, сложившейся системы землепользования, кооперативных основ ведения сельского хозяйства и т.д. По сути, проводится западная стратегия на уничтожение России и русского народа. С 1993 года в России началось вымирание населения по более чем 1 млн. человек в год. Экономический потенциал России подорван. Производственные мощности используются на 40-50%. Отсутствует политика обновления технологического базиса. Все более явно просматриваются контуры общенациональной технологической катастрофы вследствие износа советского парка машин и оборудования при отсутствии инвестиций государства в его обновление. Разрушена система бесплатного здравоохранения, в том числе существовавшая когда-то мощная советская система мониторинга здоровья населения, прививок, массового профилактического осмотра населения. Средняя продолжительность жизни сократилась на 10-15лет. Средний возраст жизни мужчин - 59 лет. Это означает, что около 60% из них не доживают до пенсионного возраста. Наркомания приняла контуры национальной катастрофы. Во многих городах каждый пятый из молодых людей наркоман. Криминалитет, который контролировал приватизацию в 90-х годах, почти захватил все государство. Сложилась капиталократия в форме «бандократии». Каждый год гибнет в России людей во много раз больше, чем за всю афганскую войну. Более 40% населения России живет за пределом физиологического выживания. Депопуляция, как процесс катастрофического разрушения репродуктивного потенциала населения, наблюдается более чем в 80% субъектов Российской Федерации.

Кризис качества и безопасности жизни в России охватывает все его составляющие: материальный уровень жизни, здоровье, духовность и культуру, систему социального обеспечения и гарантий, экологию, образование, безопасность, семью, защиту материнства и детства, защиту старости, обеспечение сохранения генома нации и развитие репродуктивного потенциала нации.

В стране складывается критическая демографическая ситуация. На сегодня сохранилось около 140 млн. человек. Из них почти 82 млн. человек пенсионного и предпенсионного возраста. Основная масса населения занята непроизводительным трудом: в армии и во вспомогательных службах, учебных заведениях и т.п., связанных с армией, находится 1,47 млн. человек; 2,1 млн. человек - штатные сотрудники ФСБ, ФПС, ФАПСИ, СВР: 2,5 млн. человек - штатные сотрудники МЧС, МВД, ВВ, Минюста, ФМС и Прокуратуры; 36 тысяч - работников таможенных, налоговых, санитарных и прочих инспекций; 1,9 млн. человек - депутаты и сотрудники аппаратов властных структур всех уровней; 1,8 млн. человек - чиновники лицензирующих, контролирующих и регистрирующих органов; 1,7 млн. человек - аппарат МИДа и госзагранучреждений (ООН, ЮНЕСКО, СНГ и т.д.); 797 тысяч человек - служащие прочих федеральных министерств и ведомств; 2 млн. человек - чиновники пенсионных, социальных, страховых и прочих фондов; 2.4 млн. человек - священнослужители и обслуживающий персонал религиозных и культовых сооружений; 692 тысячи человек - нотариусы и сотрудники юридических бюро; 2,3 млн. человек - адвокаты и заключенные; 1,8 млн. человек - персонал частных охранных структур, детективов, секьюрити и т.п. В стране почти 6 млн. человек - безработные. Итого - почти 100 млн. человек, которые ничего не производят и существуют за счет бюджета и платежеспособной части населения. Остается около 40 млн. человек на все про все. Это и малый, и средний, и фермерский бизнес вместе с ПБОЮЛ и с "челноками". Сюда же входят и малолетние дети, школьники, студенты, домохозяйки, беспризорные, бомжи и пр. Работать у станка, в поле, у мартена и т.д., по сути, некому. Стоит ли после этого удивляться, что ВВП России ненамного превышает экономический продукт округа Лос-Анджелес или Нью-Йорка в США.

В России только официально зарегистрировано:

инвалидов - более 12 миллионов;

алкоголиков - 4,6 миллиона;

наркоманов - 2,4 миллиона;

психически больных - 978 тысяч;

больных туберкулезом - 570 тысяч;

гипертоников - 22,5 миллиона;

ВИЧ-инфицированных - 960 тысяч.

Россия превратилась в страну социального бедствия, где жизнь человека, вопреки Конституции РФ и международному праву, перестала быть главной ценностью государства. Даже по официальным данным более 250 тысяч граждан ежегодно умирает от внешних причин, т.е. насильственной смертью. Это почти в 3 раза больше, чем в советское время. В том числе совершается 25 тысяч убийств, 41 тысяча самоубийств, 25 тысяч погибает от отравления алкоголем, около 40 тысяч погибает от несчастных случаев на всех видах транспорта и т.д.

В последние годы наметились новые точки наступления на качество и безопасность .жизни населения неолиберальных реформаторов. Одна из главных из них - распродажа земли как национального богатства, принадлежащего народам России. Так же как с помощью приватизации у людей экспроприирована ресурсная рента, точно также через рынок земли и ее скупку западным и отечественным олигархическим капиталом население России сегодня лишается земельной ренты, определяющей почти половину современного экономического обеспечения жизни.

Следующий чрезвычайно важный момент - рыночная стратегия реформ образования, призванная отдать судьбу образования на «откуп» псевдорыночных механизмов и через механизм банкротств обеспечить приватизацию «лакомого куска» имущества, находящегося в сфере образования, особенно высшего образования, с сокращением потенциала высшей школы России в несколько раз. Этому в первую очередь способствует недавно принятый парламентским большинством закон об автономизации бюджетных учреждений. Одновременно осуществляется разрушение содержания отечественного образования, особенно математического и естественнонаучного. При этом этот процесс происходит на фоне огромных усилий, которые предпринимают власти США по резкому улучшению собственного математического и естественнонаучного образования в последние годы, как главному фактору сохранения конкурентоспособности экономики США и гарантии ее технологического прогресса в XXI веке. США отказываются от так называемой "угадайки" ЕГЭ, грозящей дебилизмом выпускникам средних школ, а в России она приобрела общегосударственный масштаб.

Фактически речь идет о сознательной стратегии разрушения кадрового потенциала России, в первую очередь инженерно-технического и научно-технического потенциалов, понижения качества общественного интеллекта России, ее интеллектуальных ресурсов. «Криминогенная капиталократия», подчиняясь указаниям структур мировой финансовой капиталократии, в первую очередь МВФ, Всемирного банка развития и реконструкции и других, проводит антиобразовательную политику, понижая уровень образования российских граждан, его доступность, бесплатность, качество фундаментальной подготовки. Фактически речь идет о политике понижения образовательной силы российского общества, от которого зависит его будущее. С каждым годом все меньшее количество родившихся детей оканчивают среднюю школу. Например, из числа родившихся в 1993 году 1,27 млн. человек, которые в нынешнем году являются выпускниками, только 822 тысячи ребят получат аттестат зрелости. Что случилось с остальными 600 тысячами детей, статистика умалчивает.

Еще один важный момент - стратегия разрушения оборонного потенциала страны, основ воспроизводства кадров и вооружения Вооруженных Сил России, в первую очередь Ракетных войск стратегического назначения, войск ПВО, Военно-морского флота. Военно-воздушного флота. Идя на поводу у США, Россия, в результате заключения неравноправных договоров по сокращению ядерного потенциала, серьезно подорвала свои ядерные силы сдерживания. В этом ряду находится и недавно подписанный в Праге договор СНВ-3. Уничтожается инфраструктура подготовки военно-инженерных и инженерных кадров для армии и флота, военно-промышленного комплекса, крупных школ отечественной конструкторской мысли, что грозит уже в ближайшем будущем крупными технологическими катастрофами. В экономике со сложным, наукоемким технологическим базисом, каковой является экономика России, доставшаяся ей в наследство от СССР, существует нижний критический уровень технологического обновления и обеспечения воспроизводства инженерных кадров, нарушение которого ведет к технологическим крупномасштабным катастрофам. В России этот «нижний критический уровень» уже нарушен 5-7 лет назад. Россия может потерять основы своей системы безопасности и собственного выживания в ближайшие годы.

Сложившаяся историческая ситуация, сопровождающаяся разрушением главных целевых функционалов бытия государства, экономики, культуры и образования, является историческим тупиком. Чтобы «сломать» эту негативную тенденцию национальной катастрофы, необходимы полная смена основ социально-экономической политики, возврат к реализации требований экономических и цивилизационных законов развития России.

Стратегия выхода из исторического тупика для России начинается со смены целевой функции российского государства и его политики, ее переориентации на главные функционалы качества бытия  - качество жизни, здоровье нации и безопасность человека и общества. Это означает, что социально-экономическое устройство России необходимо возвратить на социалистический путь развития на основе смешанной экономики с приматом форм коллективной, кооперативной и государственной форм собственности, принадлежности земли, ее ресурсных богатств народу, на ней проживающему. Должна быть реализована идеология плановой экономической регуляции, подчинения рынка и всей совокупности рыночных отношений государственному управлению.

При этом необходимо:

•          восстановить историческую миссию русского народа как скрепа российского суперэтноса, восстановить его историческое самосознание и достоинство, которые целенаправленно разрушаются в средствах массовой информации, в учебниках по отечественной истории;

•          восстановить механизм планирования развития народного хозяйства на базе методологии и технологий планирования на новой научной парадигме, которая включает в себя проектирование балансов между отраслями и регионами народного хозяйства, на основе которых строится структурная политика государства, стратегическое, среднесрочное, индикативное планирование, интервальное планирование и другие;

•          обозначить главные приоритеты научно-технического и технологического развития России и отчетность за их реализацию Президента и главы правительства перед Госдумой и народом;

•          запретить распродажу земли. Национализировать земли. Принять государством Манифеста о земле, в соответствии с которым недра земли и вся земля должны принадлежать народу и не могут быть источником обогащения отдельных лиц. Принять специальный закон РФ о ресурсной и земельной ренте. Не может быть такого, чтобы на земле, на которой добываются нефть, газ, энергоресурсы, металл, население вымирало, а ее богатства служили основой обогащения капиталократии, т.е. олигархов, нефтяных, угольных, алюминиевых и других «новых русских» магнатов и баронов;

•          национализировать единую энергетическую систему России, постановить ее под контроль государства; снизить цены на энергоресурсы. Энергетическая система, созданная трудом народа за годы советской власти, должна принадлежать народу и обеспечить энергией воспроизводство качества жизни населения;

•          национализировать топливный комплекс, снизить цены на нефть и газ в 4-5 раз;

•          национализировать крупные предприятия, являющиеся базой экономической безопасности России, в том числе алюминиевые, никелевые, основные металлургические промышленные комплексы;

•          принять Общенациональную программу "Спасения народов России" на уровне федерального закона срок 25 лет, в которой должны быть раскрыты механизмы выхода России из тупика демографической катастрофы;

•          ввести государственную монополию на торговлю спиртными и табачными изделиями;

•          ввести государственную монополию на торговлю стратегическими товарами и ресурсами за рубежом;

•          ввести систему мер по защите внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя;

•          ввести запрет на приватизацию предприятий военно-промышленного комплекса, восстановить механизм планирования его развития, использовать предприятия ВПК как мультипликатор экономического развития России;

- отказаться от вступления во Всемирную торговую организацию, которое обернется новой волной разрушения нашего экономического базиса. Низкие температуры в России, низкая продуктивность высокоширотного отечественного сельского хозяйства, высокая энергоемкость совокупного продукта, необходимого для воспроизводства качества жизни, требует проведения особой государственной ценовой политики, не подчиненной правилам мирового рынка.

- принять федеральную Целевую программу по трансформации российского общества в образовательное общество с будущим переходом к всеобщему высшему образованию в России к 2025 году. В современном мире всеобщее образование, и особенно высшее образование, становится главным условием воспроизводства экономического базиса жизни населения, развития науки и культуры, развития современной экономики на высокотехнологическом базисе.

•          принять федеральную Целевую программу по развитию науки с учетом тех задач и проблем в реализации императива выживаемости, которые стоят перед Россией в XXI веке.

Надо заставить правительство и всю вертикаль власти отчитываться перед народом не формально, а по конкретным показателям. Основой отчетности исполнительной и законодательной ветвей власти и оценки эффективности их деятельности по всей вертикали должна стать Параметрическая модель качества и безопасности жизни граждан. Главными ее показателями установить:

•          среднюю продолжительность жизни (мужчин и женщин);

•          средний уровень рождаемости;

•          средний уровень сохранности семей;

•          индекс превышения рождаемости над смертностью населения (на 10000 человек);

•          средний образовательный ценз населения (в количестве лет обучения);

•          количество людей с высшим образованием на 10 тысяч населения;

•          уровень заболеваний на 1 человека по основным индикаторным заболеваниям;

•          относительная доля населения, находящаяся по материальному обеспечению ниже физиологического уровня выживания;

•          доля совокупного валового продукта на душу населения;

•          соотношение в доле потребления валового продукта между самым богатым и самым бедным квинтилем населения;

•          уровень обеспеченности населения жильем;

•          соотношение минимальной заработной платы и нижнего порога стоимости жизни (стоимость потребительской корзины, стоимость жилищно-коммунальных услуг, стоимость обучения и др.);

•          индикаторы экологического качества жизни (обеспеченность чистой питьевой водой, чистота воды, чистота воздуха, чистота продуктов питания и др.);

•          уровень безопасности населения (индикатор количества преступлений с насилием и убийствами на душу населения и др.).

Мы считаем, что необходима целостная федеральная Программа повышения уровня безопасности России в целом, как неотъемлемая часть обеспечения безопасности жизни граждан страны. Разрушение Вооруженных Сил России, резкое сокращение их личного состава на фоне роста численности силовых структур, направленных на поддержание внутреннего порядка, свидетельствует о превращении России в полицейское государство с низким уровнем обороноспособности и мобилизационной готовности. Об этом свидетельствует опыт чеченской войны и недавнего конфликта с Грузией.

Конкретно, на данном этапе мы считаем необходимым принять следующие меры по укреплению безопасности страны -

В области военной безопасности:

восстановление на максимально возможном уровне ядерного потенциала и боевой готовности ракетных войск и подводного флота;

восстановление боеготовности войск ПВО и военно-воздушных сил;

восстановление государственного заказа на обновление военной техники и вооружений для стратегических видов войск;

восстановление системы дальнего радиолокационного слежения, включая базы во Вьетнаме и на Кубе;

укрепление базирования Тихоокеанского флота, в том числе восстановление фортификационных укреплений на Курильских островах;

создание целевой программы по выпуску новых систем вооружения, подготовленных уже к серийному производству и обладающих высокими тактико-техническими характеристиками;

восстановление системы подготовки летных кадров для военной авиации, разрушенной в последние годы;

В области информационной безопасности:

восстановление электронной промышленности и производства отечественной компьютерной техники для систем вооружения;

создание благоприятного информационного пространства, ориентированного на воспроизводство отечественных культурных образцов;

создание системы информационной защиты против информационного оружия последнего поколения в США и в НАТО;

создание системы защиты русского языка, как государственного языка России;

В области экологической безопасности:

восстановление системы экологического мониторинга;

введение режима экологического управления потоками инвестиций в регионах с неблагоприятными экологическими условиями;

создание целевой программы сохранения лесного фонда и фонда пресной воды в России;

создание банка экологически чистых технологий и механизма их реализации.

В области продовольственной безопасности:

увеличить государственную поддержку отечественного АПК до 10-15% расходной части федерального бюджета;

устранить диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции;

обеспечить сельхозпроизводителям свободный доступ на рынки сбыта;

защитить внутренний рынок от недоброкачественной импортной продукции.

 

XXI век испытывает Россию на будущее: или будет продолжение развития в форме социализма, или капиталистическая гибель. Мы уверены - Россия еще скажет свое слово!

* * *

По итогам «Круглого стола» были приняты рекомендации Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации.

Фотографии увеличатся при нажатии на них