Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Второй секретарь Новосибирского обкома КПРФ, депутат облсовета Вадим Агеенко: Коммунисты за здравый смысл и логику в политической борьбе

2010-04-21 14:26
Сайт Новосибирского областного комитета КПРФ - kprfnsk.ru

 По действующему на 2005 год Закону «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов» Совет депутатов 4 созыва избирался по пропорциональной системе, т. е. 49 депутатов избираются по одномандатным округам и 49 — по партийным спискам. В свою очередь партийный список состоял из головной части (от 1 до 5 кандидатов) и четырех межрайонных групп каждая из которых должна насчитывать не менее трех кандидатов. Весь партийный список не должен был превышать 49 кандидатов. Таким образом по действующему на тот момент Закону любая партия могла выдвинуть по партийным спискам от 13 до 49 кандидатов. В выборах облсовета в 2005 году приняло участие семь партий — КПРФ, Единая Россия, ЛДПР, Родина, Союз правых сил, которые выдвинули по своим партийным спискам по 49 кандидатов и Аграрная партия и партия Народная воля, которые выдвинули по 42 и 47 кандидатов соответственно.

Партийные списки были поделены на четыре межрегиональные группы — Барабинская, Заводская, Заельцовская и Искитимская, которые практически соответствовали четырем избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы. В 2005 году 7% барьер преодолели только четыре партии и в соответствии с уровнем поддержки своих партий получили следующее количество мандатов в облсовете: Единая Россия-21 (42,8% от всего списка), КПРФ-14 (28,6%), АПР-8 (19%), ЛДПР-6 (12,2%).

В преддверии новых выборов облсовета партия власти решила сократить количество депутатов с 98 до 76, мотивируя это сокращением расходов на содержание представительного органа власти и повышением эфферкивности его работы.

В 2009 году в Устав области были внесены соответствующие изменения. Коммунисты выступали против такого сокращения Совета доказывая, что одномандатные округа при этом значительно увеличатся и работать с избирателями будет трудно, что избиратели могут вообще не достучаться до своего депутата, т. к. и при действующей схеме некоторые сельские округа включали в себя территорию трех районов области а черезполосица между районами в одном округе будет вносить трудности в работе с главами районов. Но наши доводы были отвергнуты Единой Россией и сегодня будет 38 одномандатных округов. Парадоксально то, что депутаты меняя схему одномандатных округов в 2009 году даже не знали новой «нарезки» округов. И сегодня, за два месяца до объявления выборов эта схема не утверждена Советом. Во вторник Облизбирком рассмотрел на своем заседании новую схему одномандатных округов. Соответственно количество одномандатных округов сократилось на 11. Чьи же округа пострадали больше всех? Как мы и предполагали, фактически ликвидированы одномандатные округа, по которым избирались депутаты-коммунисты Канунников (Искитимский район), Рыбаков (Мошковский район), Нестяк (Новосибирский район), Агеенко (Железнодорожный район), Дорохов (Дзержинский район), значительно изменился округ депутата Барам (Советский район). Задумка наших политических конкурентов вполне понятна — коммунистов вытеснили с территории на которой они долго работали, попытались еще до избирательных баталий усложнить оппозиции борьбу оттеснив депутатов-коммунистов от своих избирателей.

Но сложности и крутые повороты на политическом поле, похоже этим не ограничились. Председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, видный член политсовета партии Единая Россия Юрий Шпаков через комитет внес новую схему построения партийных списков, хотя идеологом «новых подходов» к формированию партсписков, похоже, в очередной раз выступил известный политтехнолог Виктор Игнатов. На очередную сессию облсовета вынесен Закон, который, на мой взгляд, значительно ограничивает самостоятельность политических партий при формировании своих списков, усложняет саму процедуру формирования списков, увеличивает возможности снятия с регистрации всего партийного списка, противоречит логике модернизации политической системы, о которой уже говорит даже Президент. А по некоторым параметрам, вносимые поправки просто противоречат здравому смыслу.

По новой схеме формирования партийных списков предлагается увеличить количество территориальных групп с четырех до 38. При этом в каждой группе должно быть выдвинуто не менее четырех кандидатов а общее количество кандидатов в партийном списке должно быть не менее 155 человек. При этом партийный список снимается с регистрации если при выбытии из него кандидатов количество территориальных групп окажется менее 30. Давайте обратимся к здравому смыслу. Зачем партия должна выдвигать 155 человек если количество мандатов всего 38 (в четыре раза меньше). А в реальности партии принявшие участие в выборах получать депутатских мандатов еще меньше. Давайте предположим, что Единая Россия на будущих выборах получит свои заветные 45-50% а коммунисты 20-25% голосов избирателей. Тогда мандаты распределятся следующим образом: ЕР- 19, КПРФ-9. Исходя из этих цифр нашей партии чтобы получить свои мандаты придется выдвигать в 17 раз больше кандидатов а Единой России — в 8 раз. В свете нормальной организации избирательного процесса это абсолютно не эффективно а по большому счету просто противоречит здравому смыслу. Возможно, у партии власти есть свой «здравый», а точнее экономический смысл в этих подходах к формированию партийных списков? Мы знаем, что избирательные кампании Единой России проходят с большим привлечением денежных средств, а чем больше кандидатов в их списке, тем этих денежных средств больше. Ведь, скорее всего, деньги на выборы берутся от самих кандидатов, которые, кстати, надеются пройти в депутаты именно по этим спискам. Но далеко не у всех это получится. В нашем законе при распределении мандатов применяется метод делителей. По этому если даже от каждой из 38 территориальных групп взять по одному мандату, то даже в списке Единой России к распределению мандатов не будут допущены 19 территориальных списков, а это минимум 76 кандидатов внесших свою финансовую лепту в «общую победу». Правда есть и другая «паровозная» версия этих нововведений. По Закону в бюллетенях будут фигурировать фамилии только трех кандидатов из территориальной четверки. Учитывая опыт предыдущих избирательных кампаний можно с уверенностью предположить, что эти видные избирателю места займут видные и значимые единоросы — главы администраций, мэры городов, председатели Советов, олимпийские чемпионы, которые потом не захотят расстаться со своими постами и должностями. И как обычно в депутаты придут четвертые или пятые никому не известные списочники. Вот и получится как всегда — голосовали за мэра а избрали спонсора. А это уже похоже на политическое шулерство.

С другой стороны, увеличение обязательного количества кандидатов в списке до 155 может создать для некоторых политических партий непреодолимое препятствие уже на стадии выдвижения. Некоторые региональные отделения политических партий насчитывают 500-1000 человек и это вполне соответствует федеральному Закону о политических партиях. Для таких партий придется выдвигать почти треть своего списочного состава. Учитывая административное воздействие на кандидатов от оппозиции на стадии выдвижения я допускаю, что часть кандидатов не выдержат давления и снимутся с выборов. И вот здесь заложен главный подводный камень принимаемых изменений. Если в результате выбытия или снятия кандидатов из партийного писка количество территориальных групп останется менее 30, то весь партийный список снимается с регистрации. В региональной группе должно быть не менее четырех человек значит достаточно уговорить или запугать одного кандидата сняться и группа по закону перестанет существовать. Найти по одному такому «слабому звену» в девяти группах, а это всего 9 человек из 155 (5,8%), при современном развитии административного ресурса в нашей области вполне возможно. Будут ли на этих выборах заниматься этим наши политические конкуренты — покажет время. Но, думаю, не многие политические партии в этих условиях рискнут принять участие в выборах областного Совета депутатов в октябре 2010 года. Вот вам и многопартийность в региональных парламентах и желание власти услышать голос оппозиции, о чем говорил в своем выступлении Президент РФ Дмитрий Медведев. Так что выборы облсовета в октябре 2010 года ожидаются жаркие и условия для оппозиционных политических партий создаются заведомо тяжелые.

Областное отделение КПРФ даже в этих условиях безусловно примет активное участие в предстоящих выборах. Мы рассчитываем не на политтехнологические уловки а на выверенность содержания и доходчивость изложения своей предвыборной программы. Мы выдвинем, если понадобится и 150 и 200 достойных кандидатов от КПРФ. Но мы надеемся, что здравый смысл в этой политической борьбе все же возобладает над маниакальным желанием партии «Единая Россия» с помощью сомнительных политических технологий окончательно монополизировать все представительные органы власти. Мы за борьбу программ и мнений, за открытую политическую дискуссию между партиями, мы за то чтобы голос оппозиции, которая представляет сотни тысяч жителей нашей области был услышан. Мы за здравый смысл и логику в политической борьбе.

Вадим Агеенко,
Второй секретарь Новосибирского обкома КПРФ, депутат облсовета