Выступление депутата Госдумы Н.А. Останиной на «круглом столе» «О государственном регулировании цен», проведенном фракцией КПРФ 16.11.09г.
На прошлой неделе мы стали свидетелями крупного скандала, связанного с производителями детских прогулочных колясок. Точнее, с массовой инвалидизацией детей, ставших жертвами дешевых товаров, производимых в Китае. Родители детей из США, Англии, Германии предъявили иски фирмам, изготавливающим детские коляски, которые самопроизвольно складывались в процессе движения, калеча детям руки, ноги.
В этой связи подумалось: почему Россия, страна, производящая оружие, равного которому до сих пор в мире нет, я имею ввиду изобретение Михаила Калашникова, 90 летний юбилей которого также отмечался на прошлой неделе, не может обезопасить своих детей?
На память пришел показательный исторический факт. В 1942 году, тяжелейшем для страны, Правительство издало Постановление о создании на Вятке артели "Игрушка", которая занималась не выпуском снарядов, а выпуском игрушек. "Игрушка- стратегический товар. Она формирует характер нации и сознание нации", - говорилось в этом Постановлении.
Сегодня роль игрушки не изменилась. Она по-прежнему - стратегический товар и несет в себе культурные, нравственные, религиозные традиции народа. Но изменилось отношение власти к детям. Ни в одном из документов, а я имею ввиду Послание Президента Медведева Федеральному Собранию, федеральный закон о бюджете на 2010 год, знаменитую "Стратегию развития России до 2020 года" - не нашлось места детям. Более того, федеральная власть "позаботилась" о том, чтобы перекинуть все детские проблемы на места или на родителей. Лишь в "Антикризисной программе КПРФ" говорится о государственной поддержке детей, что еще раз красноречиво свидетельствует о том, какая партия действительно является их защитницей.
Кризис уже сказался на положении производителей детских товаров. Объем производства с начала года сократился на 30%. Хотя потребление не уменьшилось. Это еще раз подтверждает житейскую мудрость: на детях экономят в последнюю очередь.
Объем рынка детских товаров оценивается сегодня в 12 млрд. долларов. Средние темпы роста составляют 15 % в год. Это говорит о том, что детская промышленность - самая инновационная отрасль.
Наиболее емкий сегмент "детского рынка" - одежда, обувь- составляет 43% (или 4.5 млрд. долларов). На втором месте детские игрушки - 23% (2.4 млрд. долларов). А вот, доля российских производителей на этом рынке ничтожна мала - всего лишь 10 %. Тогда как Китай занимает 70%, а европейский производитель - 20%. При этом цены на детские товары диктует уже не производитель, а сетевики и теневики. Причина в одном - отсутствует государственное регулирование данной отрасли. Да, впрочем, и об отрасли-то говорить пока рано, ибо даже отраслевого министерства не существует.
В этой связи необходимо, конечно, поднять на государственный уровень проблему производства товаров для детей. Начать надо с принятия специального закона, который бы включал в себя меры "здорового протекционизма" для производителей детских товаров: предоставление им налоговых каникул, освобождение от НДС, государственный заказ на детские товары. Что же касается цен на детские товары, то не теневики и сетевики должны их диктовать, а социальное государство и производители. Почему у нас есть в регионах магазины для ветеранов, где местная власть дотирует стоимость товаров, а подобных магазинов для детей нет? Почему, опять-таки, власть, как, например в Кузбассе, может позволить себе заказать в Швейцарии сверхдорогие часы с надписью "Подарок от губернатора" за бюджетный счет, а выделить те же бюджетные средства на производство товаров для детей не желает? Надо просто заставить ее это сделать. Думаю, что в законе, который мы сегодня обсуждаем ("О государственном регулировании цен") найдется место и теме определения предельных цен на детские товары.